X-PDF

Практико-значимый проект Современные образовательные технологии

Поделиться статьей

Государственное бюджетноеобразовательное учреждение

высшегопрофессионального образования

Московскойобласти

«Академия социальногоуправления»

 

 

 

 

 

 

 

Итоговаяработа

 

Практико-значимыйпроект:

 «Современныеобразовательные технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

РыбинаСветлана Николаевна

УчительМХК,ИЗО, Искусство

МБОУСОШ №2 им. В.Н.Михайлова

Г.Королёв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва2018


 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………………..2-3

 

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯЧАСТЬ

1.Деловаяигра как педагогическая технология…………………………………….4-6

        

2.Ролевыеигры на уроках в современной общеобразовательной школе ……….7-11

        

3.Проектная деятельность в современной общеобразовательной школе………12-18

 

II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

4.Изопыта работы……………………………………………………………………18-32

-Деловая игра «Редакция журнала»………………………………………..18-24

-Конспект урока в 1 классе «Сказочный зимний лес» с использованием ролевой игры«Деревья»…………………………………………………………25

-Школьные проекты…………………………………………………………..26-31

 

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5.Заключение…………………………………………………………………………….32

6.Литература……………………………………………………………………………..33


 

Введение.

Повышение качества образования является сегодня однойиз актуальных проблем для современной общеобразовательной школы. Решениеэтой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизациейспособов и технологий организации образовательного процесса и, конечно,переосмыслением цели и результата образования.

    Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения вобразовательных системах различного уровня:  федеральных, региональных,муниципальных.  Эти изменения носят системный характер и предполагаютпоследовательный переход к компетентностной модели образования,обновление структуры и содержания образования, преобразование дидактических ипрограммно-методических материалов, необходимых для построения новойобразовательной практики, способной обеспечивать новое качество образования.

     Компетентностныйподход, олицетворяющий сегодня инновационный  процесс в образовании,соответствует общей концепции образовательного стандарта и прямо связан спереходом содержания образования и систем контроля его качества на системукомпетентностей. Он также предполагает не усвоение обучаемым  отдельныхдруг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этиминаче определяется и система методов обучения. В основе отбора иконструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций ифункции, которые они выполняют в образовании.

    Многиеидеи компетентостного подхода появились в результате изучения ситуации насовременном рынке труда. Требования работодателей в настоящее времяформулируются на перспективу, т.е. на такие результаты образования какготовность к «командной» работе и к непрерывному самообразованию; способностьрешать всевозможные проблемы; работать как в типовых, так и нестандартныхситуациях; умения активного поведения на рынке труда и т.д.

     В связи с этим, происходит заметная переориентация оценки образовательногорезультата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность» обучающихся, тем самым фиксируется компетентностный подход в образовании.

     В процессе образовательной деятельности школы главенствующую роль приобретаеториентация на личность и  компетентность, позволяющая существеннооблегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Цель современного образования состоит не столько в том,чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешносправляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

      Значит: образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и бытьспособными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, нои уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной итворческой деятельности.

       Поэтому главнаязадача каждого учителя – сформировать у детей способность ксамостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность кперенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у нихличностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизироватьсамостоятельную познавательную деятельность.

 

Цельюразработкипроекта стало изучение современных педагогических технологий для повышениякачества обучения в соответствии с ФГОС.

 

Даннаяцель реализуется в следующих задачах:

·        Изучитьтеоритические основы данных технологий в различных областях образования.

·        Провестианализ и систематизацию изученного материала.

·        Создатьсреду, способствующую внедрению данных технологий в образовательный процесс.

·        Разработатьсистему использования данных технологий на уроках по предметам «Изобразительноеискусство», «Искусство», «Мировая художественная культура», «Духовноекраеведение Подмосковья».

·        Послепрактического применения технологий проанализировать результаты и провестикоррекцию.

ГЛАВА 1.Деловая игра как педагогическая технология.

Технологияорганизации деловой игры
     Сегодня, в условиях социально-экономических изменений в общественнойжизни, система воспитания требует качественно нового подхода к организациивоспитательной работы с учащейся молодежью в учреждениях профессиональногообразования. В совместной деятельности всех участников педагогическогопроцесса, немаловажная роль отводится куратору учебной группы.

     Куратор– педагог-профессионал, посредник между обществом и учащимися в освоениикультуры, организующий условия для профессионального и личностного становлениямолодежи через разнообразные виды воспитывающей деятельности. При этом важноучитывать то, что педагогическую ценность воспитательной работы определяет неколичество мероприятий, а разнообразие их форм и содержания. Одной из формвоспитательной работы является деловая игра. 
    Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание иусвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправлениеповедением. 
    Деловая игра используется для решения комплексных задач,развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений,дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем.
Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов ипроцессов. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условияхвзаимодействия, соперничества (конкуренции) между различными решающимисторонами. В деловой игре могут моделироваться отношения конкурентной борьбыили взаимодействия, а также отношения соревнования между сторонами.

Технологияделовой игры
I этап подготовки начинается с разработки сценария – условногоотображения ситуации и объекта и состоит из последовательныхопераций:

·        Выбор темы. Обязательным условиемявляется то, чтобы используемый в игре материал имел практический выход напрофессиональную деятельность.

·        Формирование целей и задач.Содержанием игровых целей является для участника успешное выполнение принятойроли, реализации игровых действий.

   Содержание педагогических целей включается в развитие профессиональногопрактического и теоретического мышления, формирование систем отношений сдругими людьми, овладение нравственными нормами, развитие творческих и профессиональныхспособностей, иначе говоря – в развитии личности. В конечном итоге от целизависит динамика игры и прогнозируемый результат.

·        Определение структуры.Структура определяется с учетом целей, задач, выбранной темы, составаучастников и включает в себя план деловой игры и общее описание процедуры игры.

4. Диагностикаобъективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопросо том, где, когда и при каких условиях будет проходить деловая игра, т.е.оцениваются ее внешние атрибуты. 

IIэтап проведения – процесс игры. С начала игрыникто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий можеткорректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

IIIанализа, обсуждения и оценки результатов игры.Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений ивыводов. В результате педагог констатирует достигнутые результаты, формулируетокончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованнойимитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры ссодержанием воспитательной проблемы.

Алгоритмделовой игры:

I ЭТАППОДГОТОВКИ
разработка игры:  

ввод вигру:

·         разработка сценария

·         постановка проблемы, целей

·         план деловой игры

·         условия, инструктаж

·         общее описание игры

·         регламент, правила

·         содержание инструктажа

·         распределение ролей

·         подготовка материального обеспечения

·         формирование групп

 

·         консультации

 

IIЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ

·        работа в группах 

·        выполнение индивидуальных заданий

·        тренинг

IIIЭТАП АНАЛИЗА И ОБОБЩЕНИЯ

·        вывод из игры

·        анализ, рефлексия

·        оценка и самооценка работы

·        выводы и обобщения

·        рекомендации

Рекомендациипедагогу
Деловая игра – это аналог профессиональной культуры, чем онасложнее, тем глубже процесс становления профессионализма участников игры, тембогаче потенциал профессиональных возможностей данного человека. 
Формы и последовательность действий педагога заключаются вследующем:

Представление исходной информации.

Постановкацелей и задач. Обсуждение исходной информации. Демонстрация возможныхпрактических результатов. Обсуждение учащимися вопросов оптимизации игровогозанятия. Формирование психологического контакта.

Организация деятельности учащихся.

Контрольза соблюдением последовательности выполнения ролевых функций. Применениезаранее подготовленных приемов по укреплению дисциплины и оптимизации процессаделовой игры. Поощрение мышления вслух, оказание помощи в «тупиковых» игровыхситуациях и т.д.

Создание оптимального эмоционального режима.

Оптимизацияэмоционального режима осуществляется эмоционально значимыми средствами: 
— речевыми; — мимикой; — жестами; 
— предметами; — документами; — видеозаписями; 
— слайдами; — звукозаписями; — схемами, графиками.

Организация обсуждения результатов.

Постановказадачи на текущем этапе. Подведение итогов.
Организатор игры должен четко и конкретно представлять игровые цели и методы.Недопустима неопределенность и двусмысленность, так как это вызываетотрицательную реакцию участников, резкое снижение планируемых результатов.


 

ГЛАВА2. Ролевые игры на уроках в современнойобщеобразовательной школе.

Психологическое обеспечение результативности использования ролевойигры в обучении.

    Общеизвестно, что наши знания,теоретическая компетентность по ряду жизненных или профессиональных вопросовеще не гарантируют успешность нашей практической деятельности (решений,поступков) в тех же сферах – это первая психологическая закономерность, важнаяв данном контексте. Далее столь же очевиден и тот факт, что нами лучше запоминаютсяи оставляют на многие годы яркий след в нашей памяти, эмоционально окрашенныесобытия. Кроме того, мы знаем, что избежать прежних неудач и огорчений,повторить вновь успех и пережить радость победы можно лишь поняв их причины,но, к сожалению, именно наши эмоции и мешают осознанию. Наконец, не тольконаучные исследования, но и жизненный опыт убедительно свидетельствуют о том,что, даже осознавая непродуктивность своего поведения в каких-то ситуациях,человеку чрезвычайно сложно отказаться от неэффективного стереотипа поведения,не столько в силу инерции, сколько из трезвой осторожности – без достаточнойуверенности не рисковать в реальных жизненных ситуациях. Перечисленные психологическиезакономерности являются основой такого интерактивного метода обучения какролевая игра.

    Итак, ролевая игра – этосовременная технология, которая  позволяет обучаться на собственномопыте путем специально организованного и регулируемого “проживания”жизненной и профессиональной ситуации.

    Сценарий ролевойигры, словно сжимая время, сближает события в реальности значительноотдаленные, позволяя участникам увидеть и понять, “как слово наше отзовется”, ипри желании апробировать иную стратегию поведения. Проигрывание определеннойсценической роли, отождествление (идентификация) с ней, помогает учащемуся:

1. обрести эмоциональный опытвзаимодействия с другими людьми личностно и профессионально значимых ситуациях;

2. установить связь между своим поведениеми его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживанийпартнера по общению;

3. пойти на риск экспериментирования сновыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах.

Таким образом, ролевая игра превращаетобучение в творческую лабораторию самообразования. При этом стоит отметить, чтонесоблюдение психологических принципов, на которых базируется данный методобучения, в лучшем случае, превратит ролевую игру возможную яркую драматизацию,представление, но без дидактических достижений, а можно получить иотрицательный результат, когда учащиеся пополнят свой негативный опыт и надолгооткажутся от подобных экспериментов. Потому так велика значимость психологическойкомпетентности преподавателя, организующего ролевую игру, к которойнеобходимо отнести, в первую очередь:

·        психологическую наблюдательность;

·        способность к анализу ситуации и эмоциональных переживанийучастников;

·        умение прогнозировать последствия разворачивающихся событий;

·        способность гибко и оперативно реагировать на происходящее;

·        навык руководства процессами без оценочных суждений.

Сущность и структура ролевой игры

Определить сущность ролевой игры непросто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые противоречивые начала.Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственнойи опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.

Согласно концепции детской игрыД.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребёнка собществом – особой связи, характерной для детского возраста. Ее возникновениесвязано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а свполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.

Ролевая игра служит важным источникомформирования социального сознания ребенка, ибо в ней отождествляет себя совзрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых имсамим же условиях.

Ролевая игра – форма моделированияребенком социальных отношений: свободная импровизация, не подчиненная жесткимправилам и неизменным условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различныеситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи ролиони берут на себя. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты междусобой и по собственной инициативе имеют возможность строить своивзаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересамисвоих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

Свойство ролевой игры – улавливать иотражать жизнь, изменения в развитии общества. В играх формируется ипроявляется потребность ребёнка воздействовать на мир активно, переосмысливатьего.

Ролевые игры – всегда игры “во что-то” или“в кого-то”. Известный детский психолог Д.Б.Эльконин подчеркивал социальнуюприроду игры. Проанализировав структуру ролевой игры, он выделил единицу игры –роль, которую берёт на себя ребёнок. Содержание роли – основа ролевой игры.Роль есть тот образ, который ребенок принимает на себя добровольно, по жребиюили по воле случая. Она становится для ребёнка его новой позицией в жизни.Желание выразить себя, занять те или иные роли свойственно активной натуредетей.

Установлены следующие разновидности ролей,которые принимают на себя дети в ролевых играх:

·        роль конкретного взрослого;

·        роль профессии обобщенного типа;

·        роль детей;

·        этнографические роли;

·        семейные роли;

·        роли сказочного, карнавального характера.

Наиболее характерным моментом ролиявляется то, что она не может осуществляться вне практического игровогодействия. Между ролью и игровыми действиями имеется тесная взаимосвязьи противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровое действие, темглубже отражена в игре система отношений деятельности взрослых. И, наоборот,чем конкретнее и развернутое игровое действие, тем больше на первый планвыходит предметное содержание воссоздаваемой деятельности, а на второй плануходят отношения между людьми.

Другой компонент игры – правила. Благодаряим возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость оттого, что он действуеттак, как требуют правила. Игра с правилами даёт ребёнку две необходимые (дляшколы и для жизни в целом) способности: во-первых, выполнение правил вигре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации;во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться. 

 Отличительным признаком ролевой игры являетсяналичие сюжета.

 Сюжет – предмет игровогоизображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность,способ развёртывания темы игры.Сюжет ролевой игры узнаваем,но вместе с тем в нём присутствуют условия преодоления стереотипов поведения вповседневной жизни, к которым можно отнести неопределённость, самостоятельныйвыбор, риск, неожиданность, эмоциональную увлечённость. Поскольку деятельностьлюдей и их отношения, которые являются содержанием сюжетно-ролевой игры детей,чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы.

К наиболее распространённым сюжетам игрдетей младшего школьного возраста можно отнести:

·        созидательные сюжеты;

·        сюжеты поиска и открытия;

·        сюжеты, связанные с романтикой профессий;

·        военные и военизированные сюжеты;

·        сюжеты, связанные с искусством;

·        этнические и сказочные сюжеты;

·        фантастические сюжеты по мотивам книг.

Функции сюжетно-ролевой игры

Ролевая игра – это, прежде всего, речеваядеятельность, игровая и учебная одновременно.

Какие же функции она может выполнять?

Ролевая игра строится на межличностныхотношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь модельюмежличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этомсмысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию. 

Ролевую игру можно отнести к обучающимиграм, поскольку она в значительной степени способствует развитию речевыхнавыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевыхситуациях. Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значениеролевой игры, её всестороннее влияние на ребёнка. В ролевых играх воспитываетсясознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка,готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умениеотстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение вопределённых условиях. Сюжетно-ролевая игра выполняет воспитательнуюфункцию.

Ролевая игра формирует у школьникаспособность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра пообщению. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующуюфункцию.

Дети стремятся к общению, к взрослости, асюжетно-ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекстадеятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний ребёнка,ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

 

Условия формирования и принципы организации ролевой игры

Рассматривая условия формированиясюжетно-ролевой игры, необходимо отметить, что использованиеподходящей стратегии позволяет своевременно сформировать у детейсоответствующие игровые умения, делает педагога желанным партнёром в игре.

Игра, как и любая другая деятельность,возникает не спонтанно, а передается людьми, которые уже владеют ею – “умеютиграть”. Каким же образом передается ребёнку игра? Оказывается, он овладеваетею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образомтакое “втягивание” происходит, когда ребёнок входит в разновозрастную группу,включающую несколько поколений детей. В такой группе ролевая игра “живёт” вовсей её целостности и полноте: каждый раз, развертывая какой-то конкретныйсюжет, старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшиеподключаются на доступном им уровне. Постепенно дети накапливают игровой опыт ив плане игровых умений, и в плане конкретной тематики, взрослея, они уже самистановятся “носителями” игры, передающими её другому поколению детей.

Но у современного школьника мало шансовприобрести игровые умения таким образом. Сейчас дети разного возраста оченьразобщены. Сильным фактором разобщения детей является компьютер, у которогодети проводят много времени.

В данной ситуации учитель должен заменитьшкольнику недостающих старших братьев и сестёр, старших товарищей, помочьовладеть игровыми умениями.

Из этого следует первый принципорганизации сюжетно-ролевой игры: для того чтобы дети овладелиигровыми действиями, учитель должен играть вместе с ними. 

Однако учитель не может воспроизвести всвоей деятельности естественный механизм передачи игровых умений, как этоосуществляется в разновозрастной группе. Для формирования игровых уменийпредлагается использовать другой путь, более экономичный и прямопротивоположный естественному механизму передачи – не ждать, когда у детейпроизойдёт обобщение конкретного, постепенно накапливающего игрового опыта, астроить игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапеони сразу оказались перед необходимостью использовать новый, более сложныйспособ построения игры. Сначала дети как бы “открывают” новый способ в “чистом”виде в совместной игре со взрослыми, а затем переносят его в самостоятельнуюигру с различным конкретным содержанием.

    Если строить совместную игру такимобразом, то можно очень быстро и экономно в плане затрат усилий и времениучителя сформировать игровые умения.

   Из этого выделяется второйпринцип организации сюжетно-ролевой игры: учитель должен играть с детьми на протяжениивсего детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру так, чтобыдетьми сразу “открывался” и усваивался новый, более сложный способ еёпостроения. 

   Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнкунеобходимо хорошо понимать смысл действий партнёра и самому быть понятым.Взрослому, играя с ребёнком, необходимо пояснить игровые действия истимулировать к этому ребёнка.

    У детей очень рано обнаруживаетсястремление к совместным действиям, поэтому уже с раннего возраста их можнонаучить вступать в игровое взаимодействие. Вместе с тем пояснить свои игровыезамыслы, согласовать их в процессе игры – непростая задача для детей. Поэтомусюжетно-ролевая игра самостоятельно может развертываться лишь в небольшихгруппах детей.

    Отсюда вытекает третий принципорганизации сюжетно-ролевой игры: учителю необходимо при формировании игровыхумений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игровогодействия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику. 

Сформулированные принципы организацииролевой игры направлены на формирование у детей игровых способов и умений,которые позволяют им развёртывать самостоятельную игру в соответствии с ихсобственными желаниями и интересами.

 

Особенности и назначения сюжетно-ролевой игры

    Выделяя место сюжетно-ролевой игре вогромном многообразии детских игр, следует обозначить несколькофункциональныхособенностей и назначений сюжетно-ролевой игры.

1. Функции данной игры заключаются в том,что позволяют детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции и этимоблегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.

2. Общение детей в ролевой игренепосредственно ограничено, естественно. Командование и подчинение друг другупротекает без принуждения. Система разнообразных сюжетно-ролевых игробеспечивает ребятам разнообразие ролей, позиций в игровой деятельности.Игровые типы отношений дети переносят в жизнь. В игре они свободно и яркопереживают себя в объективной позиции, которую они заняли и в которую ихпоставили условия ролевой игры.

3. Постоянно изменяющая обстановка ролевойигры требует от её участников проявления способностей и использования ранеесложившихся навыков в изменяющихся и неожиданно складывающихся обстоятельствах.Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать ихк возможным действиям в жизни.

4. В ролевой игре необходимо проявлятьупорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначеможно проиграть. Все это способствует созданию сознательной дисциплины,поскольку увлечённый игрой ребёнок проявляет себя в ней часто несравненнополнее, чем в иной деятельности.


 

ГЛАВА 3. Проектнаядеятельность в современной общеобразовательной школе.

В процессе «обучения — учения» происходит постоянноевзаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностнуюокраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не можетпродемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта,наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенныйстиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать иличностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, чтотакже, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебнуюинформацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную иценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знанийучаствуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вотпроцесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Воттут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышленияучащихся и как обязательное условие реализации этого на практике — устранениедоминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательскойдеятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколькопомогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Однимиз наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников впроцессе учения сегодня является метод проектов.

 Немногооб истории метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике.Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методомпроблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии иобразовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, атакже его учеником В.Х.Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно сразработками американских педагогов. Под руководством русского педагогаС.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широковнедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно ипостановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор донедавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезныхпопыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежнойшколе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии,Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих другихстранах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его методпроектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силурационального сочетания теоретических знаний и их практического применения длярешения конкретных проблем окружающей действительности в совместнойдеятельности школьников. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надои где и как я могу эти знания применить — вот основной тезис современногопонимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы,стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями ипрагматическими умениями.

Понятие«Метод проектов»

По определению проект — это совокупность определенных действий,документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта,предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегдатворческая деятельность.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некаяальтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -этодидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитиякреативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не наинтеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает емувозможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурнойсреде.

В методе проектов как педагогической технологии нашел своевоплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогоми философом Джорджем Дьюи (1859 — 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка- не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно,образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь вбудущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, напроблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должнастроиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опытеребенка.

Основной задачей обучения по методу проектовявляется исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, чторебята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другимилюдьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно,понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) бучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее навысшие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанныхмоментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строитьсвою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания,необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая своижизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребятаполучают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, илисовместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учасьразбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе,заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позицийребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленностьзнаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческихнавыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, уменийориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельностьучащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют втечение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается сгрупповым (cooperative learning) подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы,предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, сдругой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники,технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает нетолько наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия,решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла илигипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в видугрупповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесноговзаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,осязаемыми, предметными, т.е., если это теоретическая проблема, токонкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат,готовый к применению.

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

* монопредметным — выполняется на материале конкретногопредмета;

* межпредметным — интегрируется смежная тематика несколькихпредметов, например, информатика, экономика;

* надпредметным (например, «Мой новый компьютер» и т.д.) -выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов,работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам еговыполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим,когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебногоматериала лишь часть содержания образования.


Разработкаметода проектов

Основныетребования к использованию метода проектов

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом планепроблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательскогопоиска для ее решения

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимостьпредполагаемых результатов.

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)деятельность учащихся.

4.Определение конечных целей совместных/индивидуальныхпроектов;

5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимыхдля работы над проектом.

6.Структурирование содержательной части проекта (суказанием поэтапных результатов).

7.Использование исследовательских методов:

* определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

* выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

* оформление конечных результатов;

* анализ полученных данных;

* подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходесовместного исследования метода мозговой атаки, круглогостола, статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).

Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектныхметодов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными,поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владеяопределенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говоритьо возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как быпредварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того,необходимо владеть и технологией самого проектного метода.

Самый сложный момент при введении в учебный процессисследовательских проектов — организация этой деятельности, а особенно -подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоитвыделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут«вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 какиндивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребуетприсвоения учащимися необходимых по программе знаний и формированиянеобходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, ноэто совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать темупроекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая),степень сложности проектировочной деятельности.

Четкость организации проектирования определяется четкостью иконкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатациейисходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендацийили инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература длясамообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методыколичественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделитьалгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Водних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органовобразования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями сучетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональныхинтересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектовможет предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются приэтом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие,прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопросашкольной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу,дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особеннорекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическомувопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующемупривлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческогомышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполнеестественная интеграция знаний.

Основныеэтапы выполнения проекта

При применении метода проектов для решения разнообразных задач сиспользованием компьютера можно выделить 6 основных этапов, которыепредставлены в таблице.

Этапывыполнения проекта

 

Этап

Задача

Деятельность учащихся

Деятельность

учителя

 

Начинание

Определение темы, уточнение целей,

выбор рабочей группы

Уточняют информацию, обсуждают задание

Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает

 

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде

Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе),

наблюдает

 

Принятие решения

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности

Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование

Наблюдает, консультирует

 

Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе)

 

Оценка

результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)

 

Защита

 проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка

Защищают проект, участвуют в

коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

 

 

 

Рольучителя при выполнении проекта

Самое сложное для учителя в ходе проектирования — это рольнезависимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно еслипедагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходеконсультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможнопроведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотренияпроблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфическиесложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целейметода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, нопроцесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужноорганизовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

— намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

— искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличииальтернативы;

— осуществлять и аргументировать выбор;

— предусмотреть последствия выбора;

— действовать самостоятельно (без подсказки);

— сравнивать полученное с требуемым;

— объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результатпроектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Онаразлична на разных этапах проектирования. Это можно более нагляднопродемонстрировать на схеме, которая представлена в приложении 1. В схемевыделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в деятельностина каждом из них показана размером символической фигурки, а степеньвзаимодействия субъектов «учения — обучения» обозначена путем близостиизображения символов.

Графическое представление взаимодействия учителя и учащихсяпоказывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта ипомощника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процессприменения имеющихся знаний.

Рольучащихся в выполнении проекта

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активнымиучастниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научитьсяработать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивногокритического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» формеобучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, иуже не действует оценочная форма: «это верно, а это — неверно». Школьникисвободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленнойцели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительноепедагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап)учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбраннуюпроектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. пониманиеошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес кновому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию«неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку(самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

Оценкавыполненного проекта

Как отмечает Чечель З.И., на последних этапах проектирования иучащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которыечасто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле прииспользовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата.Первый (скрытый) — это педагогический эффект от включения школьников в«добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств,мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять какпоследствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именноэта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и коценке предъявляется только сам проект. Поэтому Чечель советует начинающемуруководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюденийза учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата — это сам проект. Причемоценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение вдеятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит дляоценивания проектов. Для оценивания проектов Чечель И.З. советует использоватьрейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляетсяиндивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом иодноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина израсчета баллов, выставленных в таблице.

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

85 — 100 баллов — «5»;

70 — 85 баллов — «4»;

50 — 70 баллов — «3»;

менее 50 баллов — «2».

Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектированиеповторить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел простонедопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать,заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необходимо вместес учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку.Ученик ли не понял или педагог не смог объяснить?

Избежать таких последствий можно, если в ходе проектированияпроводить проблемные семинары, «открытые» консультации, использовать другиеинтерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элементамисамостоятельного познания и получения информации.

 

 


 

ГЛАВА4. Из опыта работы.

Деловаяигра

«Редакцияжурнала»

АКТУАЛЬНОСТЬИГРЫ:

            Актуальностьделовой игры объясняется тем, что её целеполагание согласуется с основнымиположениями ФГОС, в частности с формированием следующих качеств школьника:

·        Умениеопределять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии дляклассификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делатьвыводы.

 

·         Умениесамостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,осознанно выбирать наиболее  эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

·        Умениесоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действияв соответствии  с изменяющейся ситуацией.

 

ЦЕЛЬ ИГРЫ:

Формирование представления окультуре Древнего Египта.

Формирование собственного мнения наоснове анализа и систематизации изученного материала.

 

БЛОК-СТРУКТУРА ИГРЫ:

I этап.

·        Введениев игру. Рассказучителя об архитектуре Древнего Египта с элементами демонстрации (презентация).

·        Постановкапроблемы.Рассказ учителя о различных гипотезах связанных с возникновением великихпирамид в Гизе. Подведение учащихся к желанию выяснить истину.

·        Инструктаж,распределение ролей.

II этап.

·        Самостоятельнаяработа в группах (домашнее задание после первого урока).

·        Коррекция.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.99%
НЕТ
41.01%
Проголосовало: 1107

III этап.

·        Погружениев игру. Проведениезаседания редакционной коллегии журнала (презентации отделов).

IV этап.

·        Подведениеитогов.

·        Рефлексия.

·        Выгружениеиз игры.


 

I.                  ВВЕДЕНИЕ В ИГРУ.

Введение впроблему:

      Учительрассказывает об архитектуре Древнего Египта, о её особенностях, об удивительныхсовпадениях и идеальных пропорциях пирамиды Хеопса. В конце рассказа учительсообщает детям о том, что множество удивительных результатов, полученных приизучении пирамиды, породили три интересные версии возникновения пирамид (Постановкапроблемы):

1.     Пирамидыпостроили египтяне, но обладали более прогрессивными технологиями, чем те окоторых нам известно.

2.     Пирамидыпостроили инопланетяне.

3.     Пирамидыбыли построены более древней цивилизацией, чем Древний Египет.

   Учитель спрашивает, каково их мнениеотносительно этого вопроса.

   Поскольку решение проблемы возникновения великихпирамид в Гизе требует    

  дополнительной информации, учащимся предлагаетсяпоучаствовать в деловой игре 

  «Редакция журнала».

  Учитель рассказывает ход деловой игры«Редакция журнала»:

 

  Для деловой игры надо распределить роли:

Ø Редакторжурнала;

Ø Редакционнаяколлегия ( по одному человеку от отдела);

А так же пять отделов:

Ø Репортёры;

Ø Дизайнеры-графики;

Ø Журналисты(три отдела).

 

   Ход игры:

Ø Открытиезаседания редакционной коллегии: все отделы представляют своих «начальников»,которые войдут в редакционную коллегию и будут оценивать представленную работу. Помимо представителей журналистских отделов в редакционную коллегиювходят учителя: МХК, русского языка и литературы, математики.

Ø «Редактор»журнала рассказывает о проблеме, возникшей при изучении культуры ДревнегоЕгипта.

Ø Участникиделовой игры выступают со  презентацией:

Репортёры – представляютрезультаты социального опроса на основе устных интервью (по заранеесоставленным вопросам), анкетирования (разных социальных групп: учащиесяразного возраста, учителя, родители, работники школы, прохожие на улице);рейтинг версий.

Дизайнеры-графики – представляютсобранный демонстрационный материал, подтверждающий различные версии(оформление обложки журнала и рубрик).

Журналисты (первый отдел) – работаютс материалом, представленном широкой общественности на основе исследованийархеологов.

Журналисты (второй отдел) – работаютс материалом, представленном широкой общественности на основе исследованийматематиков и строителей.

Ø Журналисты(третий отдел) – изучает лингвистическое происхождение словапирамида, а так же мифы, легенды и другие литературные произведения, связанныес возникновением пирамид, или в которых упоминаются пирамиды.

Ø Редакционнаяколлегия выбирает наиболее убедительные презентации, на основе которых будетсоздан журнал, который, в свою очередь, будет представлен на заседании научногошкольного общества «Единомышленник».

P.S.: ИРепортёрских и дизайнерских отделов может тоже быть несколько, в зависимости отколичества детей в классе.

 

Распределение ролей междуучастниками игры происходит по жребию (например: учащиеся достают из корзинкибумажку с названием отдела журнала). Такое распределение связано с задачамиформирования коммуникативных качеств учащихся.

 

Регламент игры:

Два урока МХК или два классных часа. В зависимости отобъёма материала может быть использован ещё один час (корректируется учителемво время анализа самостоятельной работы учащихся).

1 урок:

Ø 20-25мин. – рассказ учителя, введение в игру: постановка проблемы, связанная свозникновением пирамид.

Ø 10мин. – распределение ролей, объяснение сущности деловой игры.

Ø 10мин. – летучее заседание редакции журнала: инструктаж по самостоятельной работев группах.

2 урок:

Ø 3-5мин. – организационный момент по формированию редакционной коллегии,представление участников редакционной коллегии.

Ø 3-5мин. – выступление «редактора журнала» (как правило, эту роль берёт на себяучитель, иногда может быть и учащийся).

Ø 25-30мин. – презентации отделов (из расчёта 5-7 мин. На выступление).

Ø 7-10мин. – совещание редакционной коллегии, подведение  итогов, рефлексия.

Ø 2-3мин. – выгружение из игры.

 

Правила и нормы:

Правила:

Ø Поощрениеразных подходов к решению проблемы.

Ø Допущениеразных, несовпадающих мнений.

Ø Предоставлениевозможности критиковать и опровергать любое из высказываемых мнений.

Ø Уважительноеотношение к различным точкам зрения на рассматриваемую проблему.

Ø Каждыйучастник должен иметь возможность высказаться.

Ø Каждаяверсия должна быть всесторонне рассмотрена.

Ø Недопустимо перебивать товарищей во время презентации, все вопросы задаются поокончании выступления.

Ø Входе представления версий недопустимо «переходить на личности», «навешиватьярлыки», допускать уничижительные высказывания и т.д.

Ø Побуждениеучастников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Нормы:

Ø Критерииоценивания решения проблемы (см. ниже).

Ø Презентациии представления  должны быть сделаны с уважением к культуре Древнего Египта; ихсодержание не должно нести оскорбительного, карикатурного отношения к событиями фактам культуры данной страны.

 

II.               САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.

Во времясамостоятельной работы учащихся, учителя просматривают предварительныйматериал, бережно корректируют, в основном подводят под необходимые временныерамки, обращают внимание на то, чтобы проблема была рассмотрена всесторонне.Следят за тем, чтобы во время представления и обсуждения просматривалсянеобходимый материал, и отсутствовали явно шарлатанские версии.

 

III.            ПОГРУЖЕНИЕ В ИГРУ – ПРОВЕДЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ РЕДАКЦИОННОЙКОЛЛЕГИИ ЖУРНАЛА.

Ø  Открытиезаседания.

Ø  Вступительноеслово редактора.

Ø  Выступлениеотделов с презентациями. По окончании выступления любой член заседания можетзадать вопрос, не согласиться с предложенными аргументами и т.д. Отвечать можеткак выступающий, так и любой «работник» отдела. Исключение составляет членредакционной коллегии, представленный отделом, он может задавать вопросы, ноотвечать не может.

 

Примерный итог, к которому должно бытьподведено обсуждение:

Все версиина сегодня имеют право на существование, так как исследование пирамид восновном имело одностороннее археологическое направление. Поэтому мы можемпродолжая учиться и, изучая эту проблему, в будущем  внести свой вклад вразвитие других гипотез (с точки зрения, строителей, математиков, уфологов ит.д.).

 

IV.             ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯРЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ.

Подведениеитогов:

«Редактор»сообщает о завершении заседания редакционной коллегии. На нём решался вопросвозникновения великих пирами. Материал,  представленный сегодня был оченьинтересным. Особенно редакционная коллегия хочет отметить работу  следующихотделов (оглашает их). Этот материал рекомендуется к изданию и представлению нашкольном научном обществе.

 

Выгружение из игры:

Учительобращается к участникам с вопросом: «Можем ли мы ответить сейчас на вопрос:«Откуда взялись великие пирамиды в Гизе?» (ответы учащихся).

Тогдаобобщающий вопрос будет такой: «Что надо сделать, чтобы найти истину?» ( приблизительныйответ учащихся: «великие пирамиды в Гизе изучены односторонне и требуютдальнейшего изучения в разных сферах науки»).

 

Рефлексия деловой игры:

Учитель проводит рефлексию деловой игры.

Вопросы для рефлексии:

Личностнаярефлексия:

-Что у Вас получалось лучше всего?

-Какое у Вас было мнение о пирамидах до начала работы, что о них вы думаете

  сейчас?

-Обнаружили ли вы у себя новые качества в процессе работы?

 

Интеллектуальнаярефлексия:

-Что у Вас вызвало особый интерес во время работы, что оказалось для Вас 

  неожиданным?

-Что нового(неожиданного) вы узнали из выступлений других учащихся?

-Расскажите, о чём вам ещё хотелось бы узнать?

 

Коммуникативно-кооперативнаярефлексия:

-Какие вопросы ставили в тупик?

-На какие не хотелось отвечать?

-Что Вы считали некорректным по отношению к вашей работе?

-Кто может получить приз как самый корректный журналист?


 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                              МЕСТО ВЫСТУПЛЕНИЙ

 

                              РЕДАКЦИОННАЯКОЛЛЕГИЯ

 

                              ОТДЕЛЫ

 

 

 

ОСНАЩЕНИЕ ИГРЫ:

Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Мольберт, магнитно-грифельная доска.

Карандаши, ручки, маркеры, бумага.

 

 

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЛОВОЙИГРЫ.

Критерии оценивания решаемой проблемы:

Ø Актуальностьи новизна  предлагаемых решений.

Ø Аргументациягипотез.

Ø Аргументацияличностного мнения, отношения к гипотезе.

Ø Полнотаи аргументированность ответов на вопросы.

Ø Правильнаяпостановка вопросов, их корректность.

Ø Объективностьв представлении всех трёх версий.

Примечание:можно дополнить список критериями, разработанными  учащимися.


 

Тема: Сказочныйзимний лес

Класс: 1.

Цель: Вызыватьу детей эмоциональный отклик к явлениям природы, акцентировать внимание насоздание выразительного образа через личностные отношение посредством музыки,художественного слова, пластики.

Зрительныйряд:Фотографии зимнего леса, картины русских художников с изображением зимнихпейзажей в разное время суток.

Ходзанятия:

Организационныймомент:

Педагог предлагает детям отправиться на прогулку всказочный зимний лес.

Звучит музыка А. Лядова «Волшебное озеро». Педагог(под музыку): «Заколдован невидимкой дремлет лес под сказкой сна…

Слышите?Он разговаривает с нами… Давайте остановимся на этой красивой поляне ипослушаем. Располагайтесь кому как удобно. Как вы думаете, на какие звуки лесапохожа эта музыка? (Ответы детей).

Актуализацияранее полученных знаний:

Ребята, давайте нарисуем этот необычный сказочный лес.Как вы думаете, с чего надо начать? (С фона). А какой нам нужен фон? (Зимний).Какие зимние цвета вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! А поможет нам в созданиисказочного зимнего фона замечательная музыка композитора Г. Свиридова, которуюон сочинил к повести А.С. Пушкина «Метель». Пусть она еще раз подскажетправильный цвет».

Самостоятельнаяработа детей:

Дети рисуют под музыку. Во время рисования педагогследит за техникой тонирования: правильно ли дети выбрали кисть (мягкаятолстая, жесткая толстая); накладывают краску длинными горизонтальными мазками,отрывая в конце кисть от бумаги (бережем кисточке прическу) и т. д.

Изучениенового материала:

Ролеваяигра  «Деревья.

Предварительнаяработа:

1.Распределениеролей: берёзка, ёлочка, сосна.

2.Разучиваниес детьми движений, соответствующих персонажу.

Ходигры:

Педагог: «Наш сказочный лес не только умеетразговаривать с нами, здесь могут твориться просто невероятные чудеса: оживаютдеревья, надо только знать волшебные слова. Вот послушайте». Педагог читает подтихую музыку:

         Отрывокстихотворения С. Есенина «Пороша»;

         СтихотворениеС. Есенина «Белая береза»;

         СтихотворениеО. Высоцкой «Елочка».

В соответствии с описанием деревьев под характернуюмузыку на поляну выходят сосна, березка и елочка (дети, наряженные деревьями) изамирают.

Затем детям предлагают изобразить эти движения.Педагог поясняет, что сосна – «понагнулась, как старушка»; березка стройная –раскинула ветки «белой бахромой»; елочка – смелая, веселая, мороза не боится;осинка – грустная и т. д.

Педагог предлагает детям подумать, какие деревья имхочется нарисовать, но нарисовать так, чтобы был виден их характер.

Самостоятельнаяработа детей:

Дети рисуют деревья на просохшем фоне. Во время работыпедагог напоминает детям технические приемы.

По окончании рисования детям предлагают собрать вседеревья в большой сказочный лес. (Вывешивают работы на общее панно).

 Рефлексия:Педагог спрашивает у каждогоребенка, почему он так нарисовал свое дерево. Описание деревьев подкрепляетсястрочкой из стихотворения, отражающей нарисованный образ. Дети прощаются сосказочным зимним лесом.

 

Технологическаякарта проекта

 

Предмет, класс

Изобразительное искусство, 7 класс

Тема проекта

Многообразие форм графического дизайна.

 

 

Методические материалы

 

Программа  Б. М. Неменского  «Изобразительное искусство и художественный труд», учебник для 6 класса «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека»  А.С. Питерских, Г.Е. Гуров

 

Цель

Формирование представления о многообразии видов полиграфического дизайна.

Задачи

обучающие

развивающие

воспитательные

Формирование навыка создания коллажной композиции.

Формирование умения соединять текст  и изображение.

Дать знания об элементах составляющих конструкцию и художественное оформление журнала.

Развитие воображения.

Развитие художественного вкуса.

Развитие коммуникативных качеств.

Развитие навыка техники коллажирования.

Развитие навыка макетирования.

 

Формирование интереса к полиграфическому искусству.

Развитие интереса к общественной жизни.

Формирование способности ценить труд людей разных профессий.

Материалы

Зрительный ряд: Различные журналы.

Практический: по желанию учащихся.

 

Этапы работы

Выполняемая работа

1.Организационный.

Урок «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне».

Распределение по парам. Творческое задание – эскиз обложки журнала, плюс  три плана-варианта.

2.Подготовительный.

Выполнение домашнего задания по группам. Подбор материала.

3.Практический.

Урок «Многообразие форм графического дизайна».

Создание картона (макета в полную величину).

4.Рефлексия.

Реклама собственного журнала.

 

 

 

Технологическаякарта проекта

 

Предмет, класс

Изобразительное искусство, 6 класс

Тема проекта

Мы гримёры.

 

 

Методические материалы

 

Программа  Б. М. Неменского  «Изобразительное искусство и художественный труд», учебник для 6 класса «Изобразительное искусство» Л. А. Неменской.

 

Цель

Формирование представления об изменении выражения лица и характера героя при помощи грима.

Задачи

обучающие

развивающие

воспитательные

Закрепление знаний о закономерностях в конструкции головы человека.

Формирование представления об индивидуальных особенностях и физиономических типах лица человека.

Формирование навыка изменения физиономического типа при помощи грима.

Развитие воображения.

Развитие художественного вкуса.

Развитие коммуникативных качеств.

Развитие навыка техники работы с гримом.

Формирование интереса к театральному искусству.

Формирование способности ценить труд людей разных профессий.

Материалы

Зрительный ряд: Парные фотографии актёров известных сказочных ролей в гриме и без грима.

Практический: театральный грим, предметы, дополняющие образ (подобранные учащимися).

 

Этапы работы

Выполняемая работа

1.Организационный.

Урок «Конструкция головы человека и её пропорции».

Дидактическая игра «Выражение лица».

2.Подготовительный.

Выполнение домашнего задания по группам. Придумать и сделать эскиз грима для определённого персонажа.

3.Практический.

Создание образа при помощи грима.

4.Рефлексия.

Представление созданного образа.

 


 

Технологическая карта проекта

 «Реконструкция парка имени  Ю.А.Гагарина»

 

Тема  мастер-класса

«Реконструкция парка имени Ю.А.Гагарина»

 

Цель

Привлечение внимания общественности к плачевному состоянию парка.

Развитие детского художественно-технического творчества.

Задачи

обучающие

развивающие

воспитательные

Ø  Формирование навыков и умений  макетирования.

Ø  Формирование навыков работы с бумагой.

Ø  Формирование композиционных навыков.

 

 

Ø  Развитие художественного вкуса.

Ø  Развитие коммуникативных качеств.

Ø  Развитие мелкой и крупной моторики и сенсомоторики.

Ø  Формирование нравственно-патриотических качеств: любовь к родному городу, желание трудиться на благо родного города.

Ø  Формирование чувства удовлетворения от проделанной работы.

Материалы

Старые газеты; ватман, двусторонняя цветная бумага; ножницы; клей; кисти; гуашь; простые карандаши, линейки; ножи для резки бумаги; скотч.

Место проведения

Деловой и культурный центр «Костино» г.Королёва, МО.

 

 

 

Этапы работы

Выполняемая работа

1.Организационный.

 

 

 

 

Ø  Создание инициативной группы учителей.

Ø  Разработка общего макета.

2.Подготовительный.

Ø  Создание детских рабочих групп.

Ø  Постановка проблемы: «Каким вы видите наш город в будущем?»

Ø  Разработка своей части макета на основании обсуждения с детьми.

Ø  Подготовка совместно с детьми заготовок из бумаги для своей части общего макета.

Ø  Обсуждение и подготовка  выступления по защите проекта.

 

3.Практическая работа.

 

Ø  Проведение мастер-класса на праздничном закрытии выставки «Детское техническое творчество-2010».

Ø  Создание совместно с победителями и участниками выставки, а так же гостями макета города-будущего.

 

4.Рефлексия.

Ø  Проведение экскурсий для друзей и близких, рассказ о нашем проекте города-будущего.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.99%
НЕТ
41.01%
Проголосовало: 1107

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет