( Автор публикации: Иванова Инна Юрьевна -учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 36» г. Магнитогорска)
Праваи обязанности детей.
Нетправ без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Карл Маркс
Людипервоначально существовали в «естественном состоянии», без какой-либо внешнейвласти. Для того чтобы обеспечить защиту прав каждого на жизнь и свободу, народпередал часть своих прав и свобод группе людей, которые взамен обязаны былиохранять эти права. Этим добровольным соглашением объясняется возникновениегосударства и власти. Народ обязан подчиняться правилам, а государство будетзаботиться о своих гражданах и обеспечивать их безопасность. При этом народможет в любой момент изменить условия договора. С годами понятие государства игосударственности расширялось и углублялось, приобретая новые черты иособенности. Современному человеку жизненно необходимы приобщение к знаниям огосударстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущностиправовых учений, доктрин, выработка устойчивой ориентации на законопослушноеповедение.
Правила, или нормы, регулируют действия людей. Поведение, соответствующееправилам, общество признает правомерным и считает нормой. В обществе действуетмножество правил, или социальных норм. Это общепризнанные правила, образцыповедения, стандарты деятельности, регулирующие отношения между людьми,общественную жизнь. Некоторые социальные нормы являются формализованными, четкозафиксированными в письменном виде. Это предписания (законы). Некоторыесоциальные нормы обеспечиваются обычаями и привычкой, например, этикет –установленный, сложившийся годами, порядок поведения людей в обществе. Действиечасти норм продиктовано здравым смыслом и удобством. В древние временасоблюдение обычаев считалось обязательным. Мораль – совокупность особых,духовных правил, регламентирующих поведение человека, его отношение к другимлюдям, самому себе, а также окружающей среде. «Золотое правило» морали:«Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали поотношению к тебе». Принципы морали легли в основу заповедей –религиозно-нравственных предписаний, 25 авторитетных для верующих людей.
Как различаются права человека и права гражданина?
Правачеловека – это неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные игарантированные государством возможности индивида обладать и пользоватьсяконкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими(личными) и культурными.
Правачеловека не связаны с принадлежностью к какому-либо государству. Правагражданина – это принятые и находящиеся под защитой соответствующегогосударства права, связанные с принадлежностью к государству, то есть сгражданством – это основной закон государства, нормативный акт, определяющийгосударственное устройство, регулирующий образование представительныхь(законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливающий принципыизбирательной системы, фиксирующий права и обязанности граждан.
В правовом обществе права и свободычеловека принадлежат ему от рождения. Государство обязано признавать, соблюдатьи защищать права и свободы человека, даже самого маленького. Равноправие – этокогда права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому. Права исвободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой. Всеэто можно назвать содержанием принципа справедливости, поддерживающимсуществование общества в равновесии. Организация Объединенных Наций во Всеобщейдекларации прав человека (1948 г.) и в Декларации прав ребенка (1959 г.)провозгласила, что дети, ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаютсяв специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, таки после рождения. На ее основе была разработана и принята Конвенция о правахребенка, утвержденная резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября1989 года. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, аэто означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка,ее положения обязательны к соблюдению. Ребенком признается лицо, не достигшеевозраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
А вот как описаны права ребенкав Конвенции ООН о правах ребенка: «Государства-участники обязуютсяобеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для егоблагополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей,опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и сэтой целью принимают все соответствующие законодательные и административныемеры» (ст. 3). «Государства-участники предпринимают все возможные усилия ктому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственностиобоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или всоответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность завоспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являютсяпредметом их основной заботы» (ст. 18). 20 ноября 1989 г. была принята Конвенцияо правах ребенка.
Конвенция о правах ребенкапримечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основнымзакрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — насамом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (заисключением США и Сомали).
20 ноября — день принятияГенеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, — ежегодно отмечается как Деньправ ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Онадетализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своихвозможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатациии других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установленприоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такиеважнейшие права ребенка, как:
правона жизнь и здоровое развитие; право на имя; право на гражданство; право знатьсвоих родителей; право на заботу родителей и совместное с ними проживание;права и обязанности родителей по отношению к детям.
Установлены права детей навыражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирныхсобраний, доступ ребенка к распространению информации.
Закреплена ответственностьгосударства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконногоупотребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
Понятие Конституции уходит своими корнями к Древнему Риму, так как тамКонституцией назывались указы императоров. Сегодня под Конституцией понимаютзакон или группу законов, обладающих высшей юридической силой в пределахданного государства. Действие Конституции распространяется на всей территориигосударства. Все сопутствующие документы, такие как законы и иные актыгосударственных органов, издаются на основе и в соответствии с Конституцией.Конституционные нормы – общеобязательные правила поведения, определяемыеэкономическими, политическими и социальными возможностями общества,санкционированными и охраняемыми государственной властью.
В соответствии с Конституцией Российской Федерациик основным обязанностям относятся:
Ø соблюдениеКонституции и федеральных законов;
Ø уважениеправ и свобод других лиц;
Ø сохранениеприроды и окружающей среды, бережное отношение к природным 26 богатствам;
Ø заботао сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение кпамятникам истории, культуры, природы;
Ø уплатаустановленных налогов и сборов;
Ø воспитаниеи обеспечение образования детей;
Ø заботао нетрудоспособных родителях; защита Отечества.
Основные права человека (ребенка)указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна,свята, неприкосновенна.
Кроме Конституции права ребенка перечисляются вСемейном кодексе РФ:
1. Правожить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание,обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставлениекаждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым,способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право насовместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда этопротиворечит его интересам).
2. Правона общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Праворебенка знать своих родителей.
Происхождение детей от конкретных родителей являетсяоснованием для возникновения правовых отношений между родителями и детьминезависимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли онисовместно или раздельно.
3. Ребенокимеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).
4. Праворебенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и всемье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно прирешении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).
5. Праворебенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку прирождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую кпотомкам.
6. Изменениеимени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенкомвозраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересовребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную емуфамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).
7. Имущественныеправа ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей идругих членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом VСемейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственникомпринадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.
Правогражданина на образование, закрепленное в статье 43 Конституции РоссийскойФедерации, является универсальным. В Российской Федерации гарантируетсяполучение образования на государственном языке Российской Федерации, а такжевыбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемыхсистемой образования. Получение образования в Российской Федерации являетсяобязательным! Каждый обучающийся образовательной организации имеетсоответствующие права и обязанности, что закреплено в Уставе организации.
Чаще всего в Уставе закреплены следующие праваобучающихся:
Ø право на защиту чести и достоинства, неприкосновенностиличности;
Ø правона объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками;
Ø право обучающихся принимать участие в управлении образовательнойорганизацией через выборные органы (например, через участие в Совете школы).
Также обучающиеся должны соблюдать Правила дляобучающихся, которые разработаны в каждой образовательной организации.
В рамках подготовки к одному иззанятий к циклу «Разговор о важном», был проведён опрос учеников на тему:«Права ребенка». Были опрошены ученики 4-х классов (из двух классов), участиев анкетировании принял 61 ребёнок. Опрос был оформлен в виде теста и содержал всебе 9 вопросов. Анкетирование было анонимное. Большая часть учениковдостаточно полно ответили на все вопросы, с пояснениями, небольшая часть плохосебе представляла тему опроса и достаточно путанно отвечали на них.
Основные и наиболее развернутые ответы удалосьполучить по следующим вопросам. Они представлены ниже в виде диаграмм:
Знают о правах и обязанностях
Исходяиз полученных результатов, можно сделать вывод о том, что по всем пунктаманкетирования большая часть учеников указывала на соблюдение прав школьника. Но существует мнение детей, что их права ущемляются. Данная анкета помогла мнеподготовиться к занятию и максимально точно и полно ответить на вопросы детей.
Сцелью подведения итогов занятия, детям было предложено ответить на вопрос.Ответы в диаграмме свидетельствуют о необходимости таких занятий.
Литература
1.«Ваш ребенок и его права: закон и мораль»(Тарасенкова А.Н.)
(Библиотечка Российской газеты,2012);
2.Статья Михаила Красильникова с сайтаhttp://www.ya—roditel.ru
3.«Конституционные права ребенка вРоссийской Федерации: научнопрактическое пособие» Бондаренко, О. А.
4.Статья: Защита правнесовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.)(Судья, 2015, N 7)
ПОЛЕЗНЫЕИСТОЧНИКИ
1. Раздел «Методические материалы» официального сайта ФГБУ «Центрзащиты прав и интересов детей». Режим доступа:
https://fcprc.ru/methodical materials/.
2. Раздел «Твое право» официального сайта ФГБУ «Центр защиты прав иинтересов детей». Режим доступа: https://fcprc.ru/tvoyo—pravo/
3. Программа«Роспатриот» Федерального агентства по делам молодежи
(Росмолодежь). Режим доступа:https://fadm.gov.ru/activity/scope/2, https://rospatriotcentr.ru/.
4. Направления «Гражданская активность» и «Военно-патриотическоенаправление» Российского движения школьников. Режим доступа: https://рдш.рф/activity/directions.
5. Нормативно-правовая база социальной поддержки детей с девиантнымповедением. – Нюансы современной педагогики. Режим доступа:
http://www.edutarget.ru/sonics —462–1.html