X-PDF

Права и обязанности детей

Поделиться статьей

 ( Автор публикации: Иванова Инна Юрьевна — учитель начальных классов МОУ «СОШ № 36»  г. Магнитогорска)

Праваи обязанности детей.

 

 

 Нетправ без обязанностей,

нетобязанностей без прав.

КарлМаркс

     Люди первоначально существовали в«естественном состоянии», без какой-либо внешней власти. Для того чтобыобеспечить защиту прав каждого на жизнь и свободу, народ передал часть своихправ и свобод группе людей, которые взамен обязаны были охранять эти права.Этим добровольным соглашением объясняется возникновение государства и власти.Народ обязан подчиняться правилам, а государство будет заботиться о своихгражданах и обеспечивать их безопасность. При этом народ может в любой моментизменить условия договора. С годами понятие государства и государственностирасширялось и углублялось, приобретая новые черты и особенности. Современномучеловеку жизненно необходимы приобщение к знаниям о государстве и праве,законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений,доктрин, выработка устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

    Правила, или нормы, регулируютдействия людей. Поведение, соответствующее правилам, общество признаетправомерным и считает нормой. В обществе действует множество правил, илисоциальных норм. Это общепризнанные правила, образцы поведения, стандартыдеятельности, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь.Некоторые социальные нормы являются формализованными, четко зафиксированными вписьменном виде. Это предписания (законы). Некоторые социальные нормыобеспечиваются обычаями и привычкой, например, этикет – установленный,сложившийся годами, порядок поведения людей в обществе. Действие части нормпродиктовано здравым смыслом и удобством. В древние времена соблюдение обычаевсчиталось обязательным. Мораль – совокупность особых, духовных правил,регламентирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе,а также окружающей среде. «Золотое правило» морали: «Поступай по отношению кдругому так,  как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Принципыморали легли в основу заповедей – религиозно-нравственных предписаний, 25авторитетных для верующих людей.

Как различаются права человека иправа гражданина?

Права человека– это неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированныегосударством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами:социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) икультурными. Права человека не связаны с принадлежностью к какому-либогосударству. Права гражданина – это принятые и находящиеся подзащитой соответствующего государства права, связанные с принадлежностью к государству,то есть с гражданством  –  это основной закон государства, нормативный акт,определяющий государственное устройство, регулирующий образованиепредставительных ь(законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливающийпринципы избирательной системы, фиксирующий права и обязанности граждан.

В правовомобществе права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Государствообязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, даже самогомаленького. Равноправие – это когда права и свободы предоставлены в равной меревсем и каждому. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированысудебной защитой. Все это можно назвать содержанием принципа справедливости,поддерживающим существование общества в равновесии. Организация ОбъединенныхНаций во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Декларации правребенка (1959 г.) провозгласила, что дети, ввиду их физической и умственнойнезрелости, нуждаются в специальной охране и заботе, включая надлежащуюправовую защиту, как до, так и после рождения. На ее основе была разработана ипринята Конвенция о правах ребенка, утвержденная резолюцией 44/25 ГенеральнойАссамблеи  ООН от 20 ноября 1989 года. Наша страна подписала и ратифицировалаКонвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищеныКонвенцией ООН о правах ребенка, ее положения обязательны к соблюдению. Ребенком признается лицо, недостигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). 

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН оправах ребенка
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу,которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание праваи обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за негоответственность по закону, и с этой целью принимают всесоответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3). 
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобыобеспечить признание принципа общейи одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основнуюответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересыребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18). 20 ноября 1989г.  была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этотмеждународный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческогосущества в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне. Конвенцияратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, — ежегодно отмечается какДень прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей.Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своихвозможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатациии других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установленприоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшиеправа ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;                                                          

право на имя;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений,на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространениюинформации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей отэксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговлидетьми.

 

       Понятие Конституции уходит своимикорнями к Древнему Риму, так как там Конституцией назывались указы императоров.Сегодня под Конституцией понимают закон или группу законов, обладающих высшейюридической силой в пределах данного государства. Действие Конституциираспространяется на всей территории государства. Все сопутствующие документы,такие как законы и иные акты государственных органов, издаются на основе и всоответствии с Конституцией. Конституционные нормы – общеобязательные правилаповедения, определяемые экономическими, политическими и социальнымивозможностями общества, санкционированными и охраняемыми государственнойвластью.

 В соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации к основным обязанностям относятся:

Ø соблюдениеКонституции и федеральных законов;

Ø уважениеправ и свобод других лиц;

Ø  сохранениеприроды и окружающей среды, бережное отношение к природным 26 богатствам;

Ø заботао сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение кпамятникам истории, культуры, природы;

Ø уплатаустановленных налогов и сборов;

Ø  воспитаниеи обеспечение образования детей;

Ø заботао нетрудоспособных родителях; защита Отечества.

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Правачеловека, как и права ребенка, начинаются с  права на жизнь. Жизнь – это первоеи главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна. 

Кроме Конституцииправа ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:  

1.     Право жить и воспитываться в семье(ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов,всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семьевозможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценнойсамостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своимиродителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

2.     Право на общение с обоими родителями идругими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей.Происхождение детей от конкретных родителей является основанием длявозникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того,состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

3.     Ребенок имеет право на защиту своихправ и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

4.     Право ребенка выражать свое мнение.Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью,с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которыенепосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правахребенка и статья 57 СК).

5.     Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ).Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя),отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

6.     Изменение имени и фамилии ребенка. Посовместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати леторган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешитьизменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилиюдругого родителя (ст. 59 СК РФ).

7.     Имущественные права ребенка. Ребенокимеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи впорядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст.60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества иприносимых им доходов. 

    Право гражданина на образование,закрепленное в статье 43 Конституции Российской Федерации, являетсяуниверсальным. В Российской Федерации гарантируется получение образования нагосударственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения ивоспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.Получение образования в Российской Федерации является обязательным! Каждыйобучающийся образовательной организации имеет соответствующие права иобязанности, что закреплено в Уставе организации.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

  Чаще всего в Уставе закреплены следующиеправа обучающихся:

Ø правона защиту чести и достоинства, неприкосновенности личности;

Ø правона объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками;

Ø правообучающихся принимать участие в управлении образовательной организацией черезвыборные органы (например, через участие в Совете школы).

Также обучающиеся должнысоблюдать Правила для обучающихся, которые разработаны в каждой образовательнойорганизации.

Врамках подготовки к одному из занятий  был произведен опрос учеников на тему:«Права ребенка». Были опрошены ученики 4-х классов (из двух классов), принялоучастие в анкетировании-61 ребёнок. Опрос был оформлен в виде теста и содержалв себе 9 вопросов. Анкетирование было анонимное. Большая часть учениковдостаточно полно ответили на все вопросы, с пояснениями, небольшая часть плохосебе представляла тему опроса и достаточно путанно отвечали на них. 

Основные и наиболее развернутые ответыудалось получить по следующим вопросам. Они представлены ниже в виде диаграмм:

Знаюто правах и обязанностях

 

 

 

 

Исходя из полученныхрезультатов, можно сделать вывод о том, по всем пунктам анкетирование большаячасть учеников указывала на соблюдение прав школьника.  Но существует мнениедетей, что их права ущемляются. Данная анкета помогла мне подготовиться кзанятию и максимально точно и полно ответить на вопросы детей.

После занятия детям былопредложено ответить только на два вопроса. Их ответы в диаграммесвидетельствуют о необходимости таких занятий.

 

 

Литература

1.«Ваш ребенок и егоправа: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) (Библиотечка Российскойгазеты, 2012);

2.Статья Михаила Красильникова с сайта http://www.ya-roditel.ru

 3.«Конституционныеправа ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко,О. А.

4.Статья: Защитаправ несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.)(Судья, 2015, N 7)

 

ПОЛЕЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Раздел«Методические материалы» официального сайта ФГБУ «Центр защиты прав и интересовдетей». Режим доступа: https://fcprc.ru/methodical[1]materials/.

2. Раздел «Твоеправо» официального сайта ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей». Режимдоступа: https://fcprc.ru/tvoyo-pravo/

 3. Программа«Роспатриот» Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Режимдоступа: https://fadm.gov.ru/activity/scope/2, https://rospatriotcentr.ru/.

4. Направления«Гражданская активность» и «Военно-патриотическое направление» Российскогодвижения школьников. Режим доступа: https://рдш.рф/activity/directions.

 5.Нормативно-правовая база социальной поддержки детей с девиантным поведением. –Нюансы современной педагогики. Режим доступа: http://www.edutarget.ru/sonics— 462–1.html

 


 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет