Правительство Италии. Исполнительная власть в Италии осуществляется Советом министров, деятельность которого регулируется Конституцией и специальным законом, принятым в 1986 г.
Согласно ст. 92 Конституции правительство состоит из председателя Совета министров и министров. Председатель Совета министров назначается Президентом. Назначение производится после консультаций с лидерами партийных фракций и председателями палат.
Председателем назначается лидер партийного блока, получившего большинство мест в парламенте. Министры назначаются Президентом по представлению председателя Совета министров.
После внеочередных парламентских выборов в апреле 2008 г. председателем Совета министров стал лидер правоцентристской коалиции (теперь уже партии) “Народ свободы” С. Берлускони. Это весьма яркая личность на политическом Олимпе страны, поэтому следует сказать о нем несколько слов.
В Италии как парламентской республике допускается совмещение должности министра с депутатским мандатом. Но нельзя, находясь на государственной должности, выполнять другую оплачиваемую работу. Следует отметить, что в 2002 г. был принят инициированный правительством С. Берлускони закон “О конфликте интересов”, который не запрещает государственным служащим быть владельцами крупных компаний, акционерами и т.п.
|
|
Члены правительства приводятся к присяге Президентом. Вновь сформированное правительство должно получить одобрение палат. Для этого в течение 10 дней после сформирования оно представляется палатам. Резолюция о доверии принимается каждой палатой поименным голосованием. В случае отказа в доверии формируется новое правительство.
Смена правительства происходит каждый раз после парламентских выборов. Для послевоенной Италии была характерна частая смена правительств в результате правительственных кризисов. Однако проведенная в 2000-2001 гг. реформа позволила повысить его устойчивость: поскольку теперь правительство состоит из членов самой большой по численности парламентской группы, оно практически не может быть отправлено в отставку.
Процедура вынесения резолюции недоверия уже рассмотрена.
Правительство несет ответственность перед палатами. Председатель Совета министров отвечает за общую политику, а министры коллективно ответственны за действия Совета министров и индивидуально – за действия своих ведомств. Основной формой ответственности является принятие резолюции недоверия.
В то же время итальянское законодательство предоставляет правительству некоторые возможности для оказания давления на парламент. В частности, согласно регламентам палат правительство может связывать постановку вопроса о доверии с голосованием или с отклонением статей каких-либо законопроектов или поправок к ним.
|
|
Конституция Италии позволяет привлекать к ответственности бывших членов правительства за деяния, совершенные в период пребывания на соответствующем посту. Дело рассматривается в порядке обычного судопроизводства по разрешению Сената или Палаты депутатов (ст. 96).
Конституцией предусмотрено создание вспомогательных органов, содействующих деятельности органов государственной власти. Национальный совет экономики и труда образуется как консультативный орган палат и правительства по тем вопросам и функциям, которые определены законом, обладает правом законодательной инициативы и может разрабатывать и вносить законопроекты по экономическим и социальным вопросам. Государственный совет – консультативный орган в административно-правовой сфере и высший орган административной юстиции. Счетная палата – орган предварительного контроля за законностью актов правительства и последующего контроля за исполнением госбюджета (ст. 99 Конституции).
В Италии, как и в большинстве других государств, одной из острых проблем является проблема роста расходов на содержание государственного аппарата. По подсчетам, проведенным статистическим управлением Министерства казначейства в 1998 г., в распоряжении государственных чиновников находилось свыше 160 тыс. “синих” (т.е. государственных) автомобилей. Планировалось снизить их число до 120 тыс., а потом довести до 20 тыс.
административной юстиции, высшим звеном которых является Государственный совет. Нельзя не отметить сложную ситуацию, сложившуюся в сфере юстиции, которая, видимо, не свободна от политического влияния. Об этом свидетельствует и конфликт, возникший между правительством С. Берлускони и судейским корпусом. Так, 5 декабря 2001 г. девять итальянских судей (члены высших судейских сообществ) ушли в отставку в знак протеста против обвинения их правительством в политической предвзятости. Они якобы поддерживали партии, находившиеся в оппозиции к правительству.