Дата 03.02.2023
Класс 9-а
Урок № 21
Тема: Правонарушения и юридическая ответственность.
Цель: познакомитьсяс определением, основными признаками и видами правонарушений; рассмотретьпонятие юридической ответственности.
Планируемыерезультаты:
Личностные:воспитание ценностных ориентиров, основанных на уважении к правам и свободамдругих людей, соблюдении правовых норм;
Метапредметные:выполнение в повседневной жизни правовых норм, подкрепление изученных положенийконкретными примерами;
Предметные:знание ключевых понятий, правовых норм, установка на необходимостьруководствоваться этими нормами в повседневной жизни.
Оборудованиеурока: тетрадь, учебник «Обществознание», 9 класс под ред.Боголюбова Л.Н., раздаточный материал
ХОД УРОКА.
1.Оргмомент.актуализация
Здравствуйте, ребята!
Настроимся на позитивный лад и с хорошим настроением начнем урок.
Сегодня мы продолжим изучение правовой сферы жизни общества.
Учитель: Обратите внимание на афоризмы великих людей, которыеперед вами.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (слушаются ответыучащихся)
Как вы думаете, на какие вопросы мы должныответить, каковы задачи нашего урока. Наша цель на уроке – охарактеризоватьпонятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическаяответственность”.
Изучение нового материала
Правонарушениеи его признаки. Для начала дадим определение понятию “правонарушение”.Ответы учащихся.
Работас текстом учебника
А). Противоправное поведение (деяния) Примером действия может служить: -превышениескорости автомобиля, которое привело к аварии; — нанесение телесныхповреждений. Бездействие- это тоже деяние, это неисполнение к.-л.действия, например,- неуплата налогов; — неуплата за проезд вобщественном транспорте.
Б). Общественная опасность (вредность). Совершение правонарушенияпричиняет вред другим людям или всему обществу.
В). Виновность.
Вывести определение Правонарушение – это виновноепротивоправное общественно опасное деяние дееспособного лица.
2) Виды правонарушений. По степени общественной опасностиправонарушения можно разделить на виды: преступление и проступок.
Дайте определения понятиям проступок и преступления. Проступок –это правонарушение, которое отличается малой степенью общественноговреда. Преступление – это правонарушение, которое отличаетсявысокой степенью общественного вреда.
Практическое задание и физ.мин.
Изприведенного перечня выделите преступления и проступки:
А) Вера получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки ювелирных изделий,после чего скрылась (преступление – мошенничество).
Б) подросткибаловались с огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгореладверь будки. (проступок – повреждение имущества).
В) Виктор Пуправлял машиной превысил скорость. (проступок). А когда вданной ситуации проступок может перерасти в преступление?
Г) В городе N была организована вооруженнаяпистолетами и автоматами группа для осуществления нападений на граждан иорганизации.(преступление – бандитизм).
Д) Яков Шприсвоил авторство произведения, созданного другим человеком. (проступок– нарушение авторских прав)
«Каково твоё деяние, таково и воздаяние» — говорили древние.Как вы думаете, что они имели в виду?».
3). Юридическая ответственность — это применениемер государственного принуждения к виновному лицу за совершениепротивоправного деяния.
Собрать элементы
Виды юридической ответственности |
Характеристика |
Наказание |
Уголовная |
За преступление |
Конфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь |
Административная |
За нарушение в сферах государственного управления и общественного порядка |
Предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест |
Дисциплинарная |
За нарушение в сфере служебных отношений |
Замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и т.д. |
Гражданская |
За нарушения имущественных прав |
Возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения |
Материальная |
За нанесение имущественного ущерба |
Возмещение ущерба |
1. Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная ответственность).
2.Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная ответственность).
3. Ученик разбил стекло в школе (гражданско-правовая ответственность).
4. Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административнаяответственность).
5. Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении (уголовнаяответственность).
6. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (гражданско-правоваяответственность).
7. Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой его квартиру (гражданско-правоваяответственность).
8. Гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная ответственность).
9. Школьник случайно попал из рогатка в глаз прохожему (уголовнаяответственность).
10. Солдат не исполнил приказ командира (дисциплинарная ответственность).
11. Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовнаяответственность).
12.Суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля (уголовнаяответственность).
13. Ученик нахамил учительнице во время урока (административнаяответственность).
14. Вмастерской отказались отремонтировать бракованный магнитофон (гражданско-правовая ответственность).
Первичное закрепление.
Поработаем с заданиями огэ ( вгруппах по очереди)
1. Тип 1 № 8253
Какие два из перечисленных понятийиспользуются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; собственность.
2. Тип 1 № 8254
Какие два из перечисленных понятийиспользуются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; собственность.
3. Тип 1 № 8255
Какие два из перечисленных понятийиспользуются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; социальная мобильность.
4. Тип 1 № 8256
Какие два из перечисленных понятийиспользуются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
Религия; доход; наука; демократия; социальная мобильность.
5. Тип 1 № 8257
Какие два из перечисленных понятийиспользуются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Государство; акционерное общество; наука; тоталитаризм; социальнаямобильность.
6. Тип 1 № 8258
Какие два из перечисленных понятийиспользуются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Государство; акционерное общество; предпринимательство;тоталитаризм; социальная мобильность.
7. Тип 1 № 8259
Какие два из перечисленных понятийиспользуются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Государство; безработица; банковский кредит; авторитаризм;образование.
8. Тип 1 № 8260
Какие два из перечисленных понятийиспользуются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
Жизненные ориентиры; безработица; банковский кредит; авторитаризм;образование.
Финн грамотность
3. Тип 6 № 8276
Семену пришло сообщение в социальной сетиот его друга Петра: «Привет, Семен! Не выручишь деньгами до вторника? А тобаланс на телефоне отрицательный, а срочно надо связаться с родителями. Скинь500 рублей на номер ***».
В чём состоит опасность данной ситуациидля личных финансов Семена? Как ему правильно поступить в данной ситуации?Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
4. Тип 6 № 8277
Екатерина Александровна получилаSMS-сообщение от банка, клиентом которого она является, о переводе определеннойсуммы денег с её банковской карты на неизвестный ей счёт. Что могло статьпричиной этого факта? Как клиенту банка правильно поступить в данной ситуации?Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
5. Тип 6 № 8278
Совершеннолетней Ксении Ярославовне насмартфон пришло сообщение: «Уважаемая Ксения Ярославовна, наш банк, клиентомкоторого Вы являетесь, проводил розыгрыш 1 млн. рублей, вы оказалисьпобедителем. Для подтверждения вашей готовности принять денежный приз пройдитепо ссылке ниже в ваш аккаунт в интернет-банкинге нашего банка и нажмите кнопкусогласия. После этого Вам на счет будет перечислен выигрыш».
В чём состоит опасность данной ситуациидля личных финансов Ксении Ярославовны.? Как ей правильно поступить в даннойситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
6. Тип 6 № 8279
Ученик десятого класса Никита С. оформил вбанке «Нептун» дебетовую карту. Банк предложил ему для удобства использованиякарты подключить интернет-банкинг.
В чём состоит удобство пользованияинтернет-банкингом? Укажите одно любое удобство. Какие правила безопасностинеобходимо соблюдать Никите С. при пользовании интернет-банкинга? Укажите однолюбое правило. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
1. В странах Z и Yучёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам,участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».
Результаты опроса(в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйтепо одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных.Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
2. Учёные опросили 25-летних и 55-летнихграждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанностьвести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших)приведены на диаграмме.
Сформулируйтепо одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных.Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
3. В стране Z былпроведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе,был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности трудаВы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса (в % от числаопрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйтепо одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных.Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
4. Учёные опросили23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос:«Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученныерезультаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйтепо одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных.Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Итоги
Рефлексия; я узнал, былоинтересно., осталось не понятным, я бы хотел еще..
Оценивание и взаимооценивание
Приложение
Виды юридической ответственности |
Характеристика |
Наказание |
Уголовная |
|
|
Административная |
||
Дисциплинарная |
||
Гражданская |
|
|
Материальная |
За преступление |
Конфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь |
За нарушение в сферах государственного управления и общественного порядка |
Предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест |
За нарушение в сфере служебных отношений |
Замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и т.д. |
За нарушения имущественных прав |
Возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения |
За нанесение имущественного ущерба |
Возмещение ущерба |
