Правоотношения по организации труда и управлению трудом
1) направлены на:
- улучшение организации и условий труда .
- участие работников, их представителей в управлении организацией в сфере труда.
2) складываются:
·
- между работодателем и администрацией работодателя .
- между администрацией и работниками
Правоотношения по организации труда и управлению трудом возникают в ходе реализации обязанности работодателя организовать труд работников и обеспечить всеми средствами, необходимыми для выполнения трудовой функции в условиях безопасности труда, а также обеспечивать участие работников в управлении организацией.
Правоотношения по участию работников в управлении производством складываются между работниками непосредственно, т.е. между трудовым коллективом, или представителями работников с работодателем, администрацией работодателя. Представительный орган работников вправе в установленных законом или коллективным договором случаях давать свое мотивированное мнение по вопросам организации труда и управления производством, проводить с работодателем консультации по принятию локальных нормативных актов, получать информацию, затрагивающую интересы работников, участвовать в разработке и принятии коллективных договоров, вносить предложения по совершенствованию работы организации
Правоотношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
Правоотношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
направлены на:
·
- установление условий и оплаты труда работников .
- охрану и безопасность их труда .
- занятость .
- защиту коллективных интересов работников и другие важнейшие вопросы.
Правовую основу для развития правоотношений по социальному партнерству, включая ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений, составляют:
·
- ч. II ТК РФ, посвященная социальному партнерству .
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. №10-ФЗ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности .
- Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. №156-ФЗ Об объединениях работодателей .
- Федеральный закон от 1 мая 1999 г. №92-ФЗ О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений .
- законы субъектов РФ .
- иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Эти правоотношения возникают по инициативе любой из сторон (работников или работодателей), от их имени выступают представители в связи с необходимостью разработки, обсуждения и принятия как коллективного договора, так и соглашений, заключаемых на различном их уровне. Нормы о представителях закреплены в ст. 29-34 ТК РФ.
Правоотношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений возникают, как правило, при обращении профсоюзного комитета организации к работодателю о проведении коллективных переговоров и заключению коллективного договора. Но инициировать коллективные переговоры, заключение коллективного договора или соглашения могут в равной мере как представители работников, так и представители работодателей.
Правоотношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства
Правоотношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства
1) складываются в предусмотренных законом случаях между
·
- работниками, представляемыми профсоюзами, и работодателями (их представителями).
2) направлены на
·
- установление условий труда и применение трудового законодательства.
Ст. 371 ТК РФ устанавливает, что работодатель принимает с учетом мнения профсоюзного органа решения, которые могут касаться установления условий труда и применения трудового законодательства (ст. 73, 82, 99, 105, 113, 123, 135 ТК РФ и др.).
Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (ст. 372 ТК РФ).
Кроме того, установлено, что локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принятые без учета мнения предтавительного (профсоюзного) органа не подлежат применению (ст. 8 ТК РФ).
У профсоюзного органа данные правоотношения возникают с момента его избрания и продолжаются до прекращения его полномочий.
