Православныйкомпонент в курсе изучения биологии.
Введение Стандартаправославного компонента начального обусловлено особенностями развитиясовременного общества, а также приспособлением образования к требованиямвремени, что, в частности, предполагает качественное улучшениедуховно-нравственного воспитания подрастающего поколения и духовноеоздоровление общества.
Преподавание предмета«Биология» в общеобразовательных учреждениях Русской Православной Церквиподразумевает внедрение православного компонента, который разработан на основеправославного вероучения и христианской антропологии, с учетом педагогическихтрадиций и воспитательных идеалов. Так же принятие нового ФГОС призванообеспечить духовно-нравственное развитие обучающихся и интегрирование во всевиды деятельности и формировать уклад школьной жизни.
Стандарт православногокомпонента общего образования призван удовлетворить запросы в сфере образованияправославных родителей, для которых развитие религиозного самосознания их детейи воспитание их в духе отечественных православных традиций является важнейшимкомпонентом образования и воспитания.
Задачами православногокомпонента являются:
• ознакомление с основамиПравославной веры, религии и культуры;
• формированиенравственной ответственности богозданного человека;
• изучение, сохранение иразвитие национальных культурно-исторических традиций;
• формированиеуважительного отношения к представителям другой культуры, национальности,религии;
• привитие навыковблаготворительности, милосердия и сострадания;
• воспитание жертвенногослужения и любви через примеры жизни святых;
• раскрытие понятия«нравственное достоинство человека», связи прав человека и нравственногодостоинства человека; взаимосвязи нравственного, гражданского и патриотическоговоспитания;
• раскрытие понятиясвободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости отгреха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла;
• содействие родителям,стремящимся воспитывать своих детей в православной традиции.
Ниже приведены примерыиспользования тем православного компонента на уроках по биологии:
Класс |
Дата |
Тема урока |
Тема православного компонента |
5 |
|
Из истории биологии. Великие естествоиспытатели |
Православные естествоиспытатели |
|
|
Значение растений в природе и жизни человека. |
Притчи о растениях |
|
|
Значение животных в природе и жизни человека. |
Притчи о животных |
|
|
Как развивалась жизнь на Земле? |
Семь дней сотворения мира |
|
|
Как человек появился на Земле? |
Первые люди на Земле с православной точки зрения. |
|
|
Не станет ли Земля пустыней? |
Создание первых городов |
6 |
|
Жизнедеятельность клетки |
Клонирование с православной точки зрения. |
|
|
Ботаника – наука о растениях. Разнообразие и значение растений. |
Православные естествоиспытатели в ботанике |
|
|
Основные экологические факторы и их влияние на растения. |
Церковь и проблемы экологии |
7 |
|
История развития зоология |
Православные естествоиспытатели в зоологии |
|
|
Устройство Вселенной и факты ее развития сточки зрения религии. |
Вселенная и человек как часть Божьего мира |
|
|
Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. |
Эволюционная теория со слов святых отцов. |
|
|
Охрана и рациональное использование животного мира. Охрана животных Ростовской области. |
Церковь и проблемы экологии |
8 |
|
Становление наук о человеке. Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524 |
Православные естествоиспытатели в анатомии и физиологии. |
|
|
Историческое прошлое людей. |
Религия о происхождении человека |
|
|
Расы человека. |
Церковь и нация |
|
|
Ткани. |
Трансплантация органов и тканей |
|
|
Развитие зародыша и плода. |
Прерывание беременности с православной точки зрения. |
|
|
Наследственные и врожденные |
Наследственные заболевания со слов святых отцов |
9 |
|
Общие сведения о клетках. |
Клонирование с православной точки зрения. |
|
|
Мутационная изменчивость. |
Наследственные заболевания с православной точки зрения. |
|
|
Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. |
Эволюционная теория. Ее ошибки |
|
|
Теория креационизма. Сотворение мира. |
Семь дней сотворения мира |
|
|
Антропогенное воздействие на биосферу. |
Церковь и проблемы экологии |
|
|
«Формула здоровья» |
Здоровье личности и народа |
10 |
|
Подготовка к к.р. по теме: «Химическая организация клетки». |
Клонирование с православной точки зрения. |
|
|
Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. |
Прерывание беременности с православной точки зрения. |
|
|
Генетический прогноз и медико-генетические консультации, их практическое значение |
Преодоление бесплодия с православной точки зрения. Право на смерть |
|
|
Вклад православия в развитие биологических наук. |
Биология глазами православия. |
11 |
|
Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина его теория. |
Эволюционная теория. Ее ошибки |
|
|
Сотворение мира глазами святых отцов. |
7 дней сотворения мира. Книга бытия |
|
|
Современное состояние и перспективы биотехнологии. |
Трансплантация органов и тканей |
|
|
Основные стадии антропогенеза. |
Первые люди на Земле с православной точки зрения. |
|
|
Расы и их происхождение. |
Церковь и нация |
|
|
Антропогенное воздействие на биосферу. |
Церковь и проблемы экологии |
Данные примеры темвзяты из статьи Хайловой Людмилы Викторовны «Православный компонент в курсеизучения дисциплины биология» 14.04.2017
