Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ж. д. ст. БАМ
1класс
Учительначальных классов:
Ильина Г. И.
Праздникпрощания с Азбукой.
Ученик1.
Внимание!Внимание!
Последняя страница:
Азбука кончается,
Пора с ней распроститься!
Ученик2.
Мыв школе полгода учились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
Ученик 3.
Аверным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам и нашим мальчишкам.
Ученик 4.
Буквыпотом сложились в слова,
Слова — в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
Ученик5.
Мыпрочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Ученик6.
Авпереди простирается море,
Там на широком и вольном просторе,
Там в море Знаний, где волны и ветер,
Милую Азбуку помните, дети.
Учитель.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котороммы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Сегодня ученики и гости поделятсясвоими знаниями друг с другом. Дети вам слово. (Ученики читают стихи)
Песня «Все мы делимпополам»
Ученик7.
Мысобрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Ученик8.
Мы помним тот звоноквесёлый,
Что прозвенел нам впервый раз,
Когда вошли с цветамив школу,
В свой самый лучший,первый класс.
Ученик9.
В день осенний, в деньчудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» – учебник первый
На столах своих нашли.
Ученик10.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы «Азбуки» свои раскрыли,
По ним учились мы читать.
Ученик11.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Ученик12.
Был наш путь не оченьдолгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжнойполке
Нас другие книжки ждут.
Ученик13.
Тем, кто любитприключенья,
Мы откроем свой секрет.
Дети (хором).
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Голос из-за угла: Как этонет?! Чего вы врете?
Учитель. Ой, кто это?Кто это сказал?
Нафаня. Это я, Нафаня.
Учитель (задумчиво).Нафаня… в нашем классе такого ученика нет. Выходи,
покажись нам! (Нафанявыходит.} Ты из какого класса, мальчик?
Нафаня. Из какогокласса? Да вы чё? Я вообще нигде не учусь, не учился и учитьсяне собираюсь!Зачем мне голову забивать всякой ерундой?
Учитель. Что значитерундой? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за шесть
месяцев узнали -читать, писать научились!
Нафаня.Ну уж, писать!Какая проблема-то — ставь себе закорючки и дело с концом!А читать-то на что?Мне моя бабуся такие сказки рассказывает — ни в какой книжкевашей не прочтешь!
Учитель.Сказки — этохорошо. Но я уверена, что столько сказок, сколько их в книгахнаписано, твоябабуся не знает.
Нафаня. Неправда,Давай поспорим, что знает и я знаю!
Учитель. Давай! Мы сребятами тебе игру предлагаем. Я буду называть сюжет илигероя, а ты отгадывай.
Нафаня. Давай,называй.
Учитель. ИграУгадай героев сказки
Материал для игры подбирается учителем всоответствии с уровнем подготовки класса.
Скорей бы приблизилсявечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка).
Всех на свете ондобрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…(Айболит).
Он дружок зверям идетям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовётся … (Чебурашка).
Он и весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух).
Деревянный шалунишка
Подружиться мог бы с книжкой.
Но в театр кукол он попал,
Куклам верным другом стал. (Буратино)
Нафаня (естественно,проиграв). Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели
ребенка. Скажу бабусе,она вам еще покажет! (Обиженный, уходит.}
Учитель. Вот глупый!Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился Ну,пусть идет.(Обращается к ребятам.) А мы с вами, ребята, совершим сегодня
последнее путешествиепо страницам Азбуки.
Стук, грохот. В классвлетает Баба Яга и сзади тащится Леший.
Баба Яга. Ну, чё ты замной увязался? Без тебя разберуся.
Леший. Да что тыразберешься? Ничего ты не можешь! Только метлой махать, далюдей пугатьроссказнями. Да дети-то только и знают о Бабе Яге, что у нее избушкана курьихножках туды-сюды ворочается. Колдунья! Да самый затрапезныймальчонкатебя вокругпальца обвести может.
Баба Яга. Уйди,окаянный! Я за твои слова на тебя в обиде Я за своего внучка самапостою.
Леший. Ага, стойкая,посмотрю! (Уходит.)
Баба Яга (обращается кдетям). Ну и в чем дело? Кто обидел Нафаню?
Учитель. Во-первых,здравствуйте. Во-вторых, вы нам помешали праздник
проводить. А в-третьих,никто вашего Нафаню не обижал.
Баба Яга. Как не обижал?Ребенок прибежал весь в слезах. Меня, говорит, целая
свора ребят дурачкомназвала!
Учитель. Не свора, акласс. И ничего плохого мы о нем не говорили. Просто ваш
Нафаня игру проиграл.Оказалось, что его бабушка не все сказки на свете знает.
Баба Яга. Конечно, невсе. А я этого и не утверждала. Просто дети всегда считают, что взрослые знаютвсе-все.
Учитель. Знают многое,потому что книжки умные читают, учатся. А ваш Нафаняучиться не хочет.
Баба Яга (грустно). Дазнаю я! Сколько раз пыталась его читать научить, а он все
отлынивает: то головаболит, то живот, то спать хочется, то есть. В общем, беда.
Учитель. А наши ребятауже научились. И сегодня мы с Азбукой прощаемся.
Кстати, она должна былаподойти. Где же она?
ВбегаетзапыхавшийсяНафаня, в руках записка.
Нафаня. Бабуся! Лешийчаво-то удумал. Иду я по дорожке, вдруг он меня окликает.Беги-ка, говорит, вшколу, где тебя обидели, там, говорит, бабка твоя бестолковая. Неси-ка ей записочку,пусть голову-то поломает, читаючи. Да передай — коли не прочтут, то недождутся, кого ждали. Вотмы и увидим, кто умнее. (Передает записку.)
Баба Яга. Вот беда,ничаво не разберу. Ну-ка, может, вы, ребята, поймете, что тутнаписано.
«Ваша волшебница Азбукау меня. Хочу посостязаться с вами. Раз вы всетакие умные ответьте на загадку:
Тридцать три родные сестрицы,
Писаные красавицы,
В одном городе живут
И повсюду славятся.
Кто это или что это?»
Дети. Буквы.
Баба Яга. И еще. Всех ихвы должны знать по именам.
Учитель. С этимзаданием мы легко справимся. Правда, ребята? О чем эта загадка?
Ученик14.
Из-залеса, из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт
Скачет русский Алфавит,
Буквы все – от А до Я –
Тридцать три богатыря.
Буква А. Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
БукваБ. По полюбарашек белый
Темной ночью брел несмело.
Блеял он: Боюсь я! Бе-е-е!
Узнаете букву Б?
БукваВ. Буква В естьв слове вол,
Я ее легко нашел!
БукваГ. Что загрохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал, наш бедный гость!
БукваД. Буква Д, какбудто дом,
Я в деревне жил в таком.
БукваЕ. Буква Е естьв слове ель,
Заметает ель метель.
БукваЁ. Буква Ё естьв слове ёж,
Ты легко ее найдешь!
БукваЖ. Узнаешьзнакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
БукваЗ.З звенит,словно звонок,
Нас торопит на урок.
БукваИ. И – игрушки,
И – игра.
Любит игры детвора!
Буквай. Йогурт измалины
Самый наш любимый!
БукваК. Буква К, каккуколка,
Славненькая буковка!
БукваЛ. Лето,ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
БукваМ. Букву Музнал я рано,
Ведь она есть в слове мама.
БукваН. Н – веселыйНовый год,
Скоро в гости к нам придет!
БукваО. О – похожена колечко,
Словно шерстка на овечке.
БукваП. П –прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
БукваР.Р – рычит,как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
БукваС. С – свистит,словно свисток:
Удирайте со всех ног!
БукваТ. Взял ятолстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
БукваУ. Замычитбуренка: Му-у!
Узнаете букву У?
БукваФ. Я в лесунашла фиалку –
Только рвать фиалку жалко!
БукваХ. Веселитсябуква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
БукваЦ. Кап-кап-кап– за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.
БукваЧ. Чашки,чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
БукваШ. Я шуршу, какбудто шины,
Есть я в слове и машина,
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
БукваЩ. Буква Щ естьв слове щит.
От удара он трещит!
Твердыйзнак. Знак яочень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
БукваЫ. Буква Ы естьв слове бык,
Травку бык щипать привык!
Мягкийзнак. Я –мягкий знак.
Меня найдешь
И в слове льет, и
В слове дождь.
БукваЭ. Этот домпохож на наш –
У него один этаж.
БукваЮ. Скачет Юля,как юла,
Хоть и ростиком мала!
БукваЯ. Ты твердишь все: Я да я!
Всех умнее я, друзья!
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!
Песня «Азбука»
Появляется Леший.
Леший.Да, бабка,школа — это сила.
Ты, вот, небось, нигде и не училась?
Баба-яга (вздыхает):
Недовелось мне, Леший, постигать науку.
Ни разу не брала я ручку в руку
И книгу тоже я ни разу не брала,
И даже нету у меня в избе стола.
Леший:
Я,как и ты, в лесу родился.
Здесь вырос, здесь живу, а школ тут нет.
Хоть мне пятьсот, наверно, лет,
Но букв я до сих пор не знаю.
Но вот ребята меня сними познакомили! Ну-ну! Угадали и все сказали правильно. Но я не отпущувашуАзбуку, пока вы не выполните еще одно задание.
Баба Яга. Да ладно тебе,Леший, глумиться над детками! Нучё тебе еще надо?
Леший. Не «чё», а «что»,простофиля! Мне хочется знать, на самом ли деле эти ребятачто-то знают. Сейчасмы проверим, дружат ли в ваших тетрадях буквы. А ты, Нафаня, садись, ребятслушай и учись!
БабаЯга.Итак, задание1. Выполните задание. Угадайте буквы. Давайте их восстановим.(Детивыполняют задание) А теперь ответьте, какая буква лишняя? Почему?
Учитель. Молодцы,ребята, вы замечательно справились с заданием. Ведь так,Леший?
Леший. Ладно, вашавзяла! А теперь попробуйте выполнить вот это задание! Задание 2.
Найдителишнюю букву. Объясните свой выбор.
БД З М Р Х (Х – обозначает только глухой звук)
МН Д Р Л (Д – все остальные непарные)
ДЗ Й В Г ( Й – обозначат только мягкий звук)
Леший. Да, ребята! Вымолодцы!
Баба Яга. Ну, а вот это задание ни за чтоне выполните! Задание 3. Нужно разгадать ребусы.
Баба Яга. Ты видел, леший, какие онидогадливые! А я вам сейчас самое сложное задание дам. Задание 4. Ужсколько я пословиц знаю!!!! А вы?Соединитеправильно пословицы:
С книгой поведёшься- как на крыльях летаешь.
Кто много читает- ума наберёшься.
Книгу читаешь- тот много знает.
Леший. Да, вот чтозначит в школе каждый день учиться!! Ну, ребята, последнее задание выполните! Задание5.
Отгадайте загадки.
1) Полосат итолтопуз,
Слаще сахара … (арбуз)
2) Хвост корочеуха,
Быстрые повадки,
Мчусь я что есть духу,
Мчусь я без оглядки. (заяц)
3) Кто по елкамловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешкипрячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
4) Кто шагает ссумкой книг
Утром в школу? (ученик)
5) Что заскрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же жить без хруста,
Если я …. (капуста)
6) Буквы-значки,как бойцы на парад,
В строгом порядкепостроены в ряд.
Каждый в условленномместе стоит,
И называется все…. (алфавит)
Итак, вы, ребята,теперь по первым буквам отгадок сложите, кого вам на празднике не хватает?.Ладно,уж. Убедили, что вы умные. Приведу я вам вашуАзбуку. (Уходит.)
Учитель. А пока мыждем, давайте песню споем.
Входят Леший и Азбука.
Леший. Вот вашаАзбука. Она у меня в избушке хоть отдохнула, порядок навела.
Азбука.Здравствуйте,ребята!. Я – Королева Азбука, а все буквы мои подданные. Мы жители волшебнойстраны Знаний.
Тому,кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, горы и моря,
Не обойтись без Азбуки, друзья!
Ребята, А кто-нибудь из вас знает, чтообозначает моё имя, откуда оно взялось? (Дети отвечают)
Азбука.А вы знаете, ребята,чторассказывают буквы?
Учитель. Ребята-тознают, а вот наши гости…
Баба Яга. Ну-ка, ну-ка,и чаво они там бают? Нафаня, подисюды, сейчас тебе, может,и расскажут.
Ученик 15.
Мыв нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно,
Изучили алфавит!
Ученик 16.
Разбудитеменя ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Ученик 17.
Буквыгласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем —
Эти буквы мы поем!
Ученик 18.
Тыщуслов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом проглочу!
Нафаня. Я понял,бабуся. Беру две буквы Б и столько же А, перемешиваю и, смотри,что получается!(Показывает.}
Баба Яга. Да ведь этоБАБА! Ой, солнышко ты мое! Умница!(Радостно гладит по голове Нафаню.)
Азбука. Молодцы,первоклассники! Читать научились, подружились, умеетесоставлять слова, хорошопоете и играете.
Нафаня.У-до-сто-ве-ре-ни-я?А чё это такое?
Леший. Ну, сколькоможно повторять — не «чё», а «что»! Ты же в школе находишься.Здесь учат красивои правильно говорить.
Нафаня. Слышал. Я такне умею.
Леший. Да тыпопробуй, все получится!
Нафаня. Ладно, будутеперь учиться, как ребята!
Учитель раздает детям удостоверения
Азбука. Теперь выотправитесь в страну Литературию, а поведет вас тудакнига «Литературноечтение».
Нафаня (тихо плачет).И-и-и!
Яга Баба. Что с тобой,внучек? Опять ребята обидели?
Леший. Чую, он непоэтому плачет.
Нафаня. Я-я-я тожехочу такую книжку-у-у!
Леший. Но ее даюттолько тем, кто уже умеет читать, а ты ведь не умеешь?!
Баба Яга. Научится он,научится!
Леший. Было быжелание, а научить всему можно. Правда, ребята?
Учитель. Ну что ж, путьк знаниям открыт!
Азбука. Прощайте,ребята! Желаю вам интересных встреч и открытий на страницахкниг!
Пора, друзья, проститься нужно.
Всех поздравляю отдуши.
Пусть в этой школеживут дружно и старшие, и малыши!
Чтобы побольше выкнижек читали,
Чтобы красиво втетрадках писали,
Чтобы умели считать,рисовать.
Чтобы учились накруглые «пять».
Детей поздравляют родители, учителя,администрация школы.
Песня «Пестрыйколпачек»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Спасибо, Азбука!
-
2 слайд
Друг
помощник
учитель -
3 слайд
-
4 слайд
-
5 слайд
-
6 слайд
-
7 слайд
-
8 слайд
Ваша волшебница Азбука у меня.
Хочу посостязаться с вами. Раз
вы такие умные отгадайте загадку:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаные красавицы,
В одном городе живу
И повсюду славятся.
Кто или что это?
Леший -
9 слайд
-
10 слайд
Б
Д
Х
З
М
Р
М
Н
Д
Л
Р
Д
З
Й
В
Г -
11 слайд
-
12 слайд
Улица ребусов
-
13 слайд
Улица ребусов
-
14 слайд
Улица ребусов
-
15 слайд
Улица ребусов
-
16 слайд
Улица ребусов
-
17 слайд
Улица ребусов
-
18 слайд
Улица ребусов
-
19 слайд
Улица ребусов
-
20 слайд
Улица ребусов
-
21 слайд
Молодцы!
Улица ребусов -
22 слайд
С книгой поведёшься –
Кто много читает,
Книгу читаешь —
как на крыльях летаешь.
ума наберёшься.
тот много знает. -
23 слайд
А
З
Б
У
К
А -
24 слайд
Спасибо, Азбука!
-
25 слайд
В нашем книжном магазине
Появился Буквоед.
Между книжек поселился
И наделал много бед.Вы хотели бы узнать
Чем он занимается?
Отвечаю — Буквоед
Буквами питается. -
26 слайд
Победи Буквоеда.
Кто много читает,
тот много знает. -
27 слайд
-
28 слайд
белка
-
29 слайд
слон
-
30 слайд
заяц
