Предложение – это количество товара, которое может быть произведено фирмами за определённый период времени при существующей цене.
Существует при прочих равных условиях прямая зависимость между ценой и объёмом предложения – закон предложения
Рис. 5.2 — Предложение товара
Предложение может изменяться под воздействием неценовых факторов, которые приводят к параллельному сдвигу кривой вверх (влево) при его уменьшении и вниз (вправо) при увеличении.
К ним относят:
а) изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения цен на ресурсы .
б) цены товаров-заменителей и дополняющих товаров .
г) налоги и субсидии .
д) ожидания производителей .
е) внешние объективные условия производства.
Если учесть, что денежные средства у предпринимателей неизменны, то рост цен на факторы производства сокращает возможности их покупки и, следовательно, производства товаров и услуг. Следовательно, предложение товара сократится даже, если цена его останется неизменной. Совершенствование технологии позволяет произвести большее количество товаров из тех же ресурсов, что означает рост предложения.
|
|
Ресурсы могут использоваться на производство товаров, удовлетворяющих разные потребности. Например, молоко может использоваться для изготовления творога и для производства масла. Если цена масла на рынке возрастает, то очевидно, молокозаводу будет выгодно направить молоко на производство масла и предложение творога на рынке при неизменной цене сократится.
В условиях безотходного производства или комплексного использования сырья рост производства одного товара вызывает увеличение предложения дополняющих товаров. Если, например, растет цена на мясо, то это приведет к необходимости убить большее количество скота и увеличит предложение шкур для производства кожи.
Каждое предприятие платит налоги, которые рассматриваются как издержки производства. Поэтому, если налоги растут, то это вызывает сокращение производства и предложения товаров. Субсидии рассматриваются как уменьшение издержек предприятия. Поэтому, если субсидии растут, то издержки снижаются и при неизменных средствах можно увеличить предложение.
Ожидания изменения цен на товары в будущем могут повлиять на желание производителей поставить товар на рынок в настоящем или придержать его на складе. Обычно ожидание роста цен приводит к сокращению предложения.
Объективные условия в виде обычаев, традиций, климатических особенностей складывается на производстве и предложении. Так, если лето оказывается дождливым, то спрос на солнцезащитные очки сократится, и производство целесообразно снизить, а производство и предложение зонтов увеличится.
|
|
Совокупность кривых индивидуального предложения в рамках данного рынка дает кривую рыночного предложения, которая отражает ту минимальную цену, на которую согласны все производители при каждом данном объеме производства.
Рыночное равновесие
Взаимодействие спроса и предложения приводит к тому, что на рынке устанавливается такая цена, что потребители полностью удовлетворяют свой платёжеспособный спрос, а фирмы полностью реализуют все произведённые товары.
Рис. 5.3 — Равновесие спроса и предложения
Если цена будет выше равновесия (Р1> .Ре), то предложение будет превышать спрос и на рынке возникнет излишек продукции. Фирмы, столкнувшиеся с проблемой реализации, начнут снижать цену, а снижение цены вызовет снижение объёма производства (действие закона роста альтернативных издержек). В то же время снижение цены на рынке увеличивает количество желающих приобретать данный товар в силу действия закона спроса.
Если цена окажется ниже равновесия (Р2< .Ре), то на рынке возникнет дефицит товаров, так как фирмам невыгодно производить дешёвые продукты в большом объёме, а объём спроса большой, так как многие желают покупать дешёвые продукты. Существование дефицита позволяет фирмам поднять цену. Рост цены стимулирует увеличение производства продукции, а с другой стороны сокращает количество желающих приобрести продукцию. Цена будет подниматься до тех пор, пока объём спроса не будет равен объёму предложения – равновесие. Реализация товаров по равновесной цене – идеальный случай.
Равновесие может изменяться под воздействием неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение:
А) Если спрос растет, а предложение неизменно, то равновесная цена растет, равновесное количество реализуемого товара растет.
Б) Если спрос падает, а предложение неизменно, то равновесная цена падает, равновесное количество реализуемого товара падает.
В) Если спрос не меняется, а предложение растет, то равновесная цена падает, равновесное количество реализуемого товара растет.
Г) Если спрос не меняется, а предложение падает, то равновесная цена увеличивается, а равновесное количество реализуемого товара падает.
Д) Если спрос и предложение растут в одинаковой степени, то равновесная цена не меняется, равновесное количество реализуемого товара растет.
Е) Если спрос растет, а предложение падает в одинаковой степени, то равновесная цена растет, равновесное количество
Ж) Если в одинаковой степени спрос падает, а предложение растет, то равновесная цена не меняется, равновесное количество реализуемого товара растет.
З) Если в одинаковой степени спрос и предложение падают, то равновесная цена не меняется, а равновесное количество реализуемого товара снижается.
Сторонники рыночной экономики считают, что вмешательство государства в рыночный процесс ценообразования приводит к неэффективности экономики. Это связано с тем, что государство не может установить цены и объемы производства соответствующие равновесным ввиду постоянного изменения ситуации на рынке. Государственное регулирование производит к возникновению теневых рынков и дополнительных затрат общества на поддержание неэффективных предприятий.
