X-PDF

Представление педагогического опыта по теме «Скорочтение».

Поделиться статьей

Представление педагогического опыта по теме«Скорочтение»

 

« …  Без высокой культуры чтения нетни школы, ни настоящего умственного труда. Чтение является основой овладениявсех наук, развития человеческого интеллекта». (Василий Александрович Сухомлинский)

 

Значение  книги  в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий

человек не может обойтись безчтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети,

едва научившись читать в начальнойшколе, к седьмому — восьмому классу читают все хуже

и хуже. Замедленность процессачтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что

процессы интеллектуальнойдеятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают

условие  задачи,  упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие

термины и понятия, о которых онидолжны иметь представление в этом возрасте, им просто

неизвестны и неинтересны.

Значение  книги  в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий

человек не может обойтись безчтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети,

едва научившись читать в начальнойшколе, к седьмому — восьмому классу читают все хуже

и хуже. Замедленность процессачтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что

процессы интеллектуальнойдеятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают

условие  задачи,  упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие

термины и понятия, о которых онидолжны иметь представление в этом возрасте, им просто

неизвестны и неинтересны.

Значение  книги  в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий

человек не может обойтись безчтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети,

едва научившись читать в начальнойшколе, к седьмому — восьмому классу читают все хуже

и хуже. Замедленность процессачтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что

процессы интеллектуальнойдеятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают

условие  задачи,  упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие

термины и понятия, о которых онидолжны иметь представление в этом возрасте, им просто

неизвестны и неинтересны.

Значениечтения в жизни человека огромно. В век информационных технологий ни взрослый,ни ребёнок не может обойтись без чтения. «Чтение – это окошко, через котороедети видят и познают мир» – писал выдающийся педагог Василий АлександровичСухомлинский. 

Однако,как показывает практика, дети сталкиваются с трудностями при чтении.Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса, приводит к тому, чтопроцессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнеепрочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнутвыполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление вэтом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Скаждым годом информации становится всё больше, поэтому главная задача школы –научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное отненужного. Если раньше одним из главных показателейуспешности учащегося начальных классов была только скорость чтения, то сейчасучителя руководствуются и такими параметрами, как качество чтения, егоосмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности – способностиприменять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частьюфункциональной грамотности является читательская грамотность – способность кчтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста,использовать ее при решении различных задач.

В Федеральномгосударственном образовательном стандарте начального общего образования второгопоколения приоритетной целью выступает «…формирование читательскойкомпетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного киспользованию читательской деятельности как средства самообразования».

На этапе школьного образования чтение является необходимым и важныматрибутом качественного и эффективного образования, поэтому формированиючитательского навыка уделено особое внимание.

Можно сказать, нескрывая, что чтение, это не самый любимый школьный предмет у детей. Нам каждыйраз приходится через силу, заставлять детей прочитать какую- либо информациюили произведение. Не удивительно, что после школы у многих формируетсяпредставление о чтении, как о занятии довольно нудном, и лишь некоторые детиотносятся к этому занятию с увлечением и истинным удовольствием.

Однако, поравзглянуть правде в глаза: чтение – очень интересный и полезный навык.Во-первых, мозг находится в постоянном тонусе, что способствует развитиюмышления и воображения. Во-вторых, чтение значительно пополняет словарныйзапас. Чтение также способствует развитию интеллекта, креативности,уверенности, концентрации внимания, саморазвитию.

В огромныхпотоках информации особенно важно уметь быстро, эффективно, не теряяконцентрации, выделять необходимую и нужную информацию.  Поэтому, важнонаучиться не просто читать, но читать в достаточно быстром темпе, не провоцируямозг на сонливость и вялость.  Как раз здесь нам на помощь и приходитскорочтение, которое равняется скоромышлению. Мы должны осознавать, чтоскорочтение – это инструмент, с помощью которого мы можем достигнуть большихцелей.

Скоростное чтениесегодня актуально и востребовано. Оно интересно учащимся, так как значительноувеличивает знания, помогая освоить большее количество учебного материала, азначит улучшить результаты освоения образовательной программы.

Именно спроблемой формирования навыка скоростного чтения я столкнулась с учащимисясвоего класса. Работая на уроках, проверяя технику чтения, я заметила, что невсе дети читают бегло и скорость чтения с каждым разом не увеличивалась, а лишьнаоборот – уменьшалась. Осмысления прочитанного у детей не было.

Во второйчетверти 2 класса мы провели срез по технике чтения. Результаты получилисьследующие: 9 учащихся — 52% из 17 читали менее 40 слов в минуту, 8 учащихся -48% имели средний темп чтения 41 – 48 слов в минуту, учащихся с высоким темпом чтенияне было. Результат по каждому учащемуся вы можете увидеть в диаграмме.

 

Результат техники чтения – начало II четверти 2 класс

 

После такихрезультатов, у меня возник вопрос, а что же можно сделать, чтобы повысить темпчтения каждого ребенка? Как помочь детям справиться с трудностями в чтении?

Зачастую этупроблему пытаются решить просто: надо больше читать. Но это не решит проблему,у ребенка не будет интереса, а соответственно не будет и стремления повыситьсвой темп чтения.

В связи с этим, ярешила рассмотреть наиболее эффективные, на мой взгляд, методы обучениячтению.  Все умения формируются поэтапно. На каждом этапе формируютсяопределенные навыки. И переход с одного этапа на другой, возможен только тогда,когда предыдущий этап доведён у ребенка до автоматизма.

1.     В первую очередь это дыхательныеупражнения. При неправильном дыхании нарушается темп чтения.

2.    Слоговоечтение.Несмотря на то что дети уже знакомы с буквами и, конечно, же читают слоги, я решилане упускать этот этап. Проводилась работа с разными слоговыми таблицами,которая включала в себя: отработку чтения слогов, интонации, громкости,чёткости.

3.    Далее мыс ребятами использовали различные виды чтения:

— чтение вслух

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

— чтение про себя

— жужжащее чтение

— чтение хором

— чтение в темпескороговорки

— чтение цепочкой

Используя всевыше перечисленные приемы в течение 2 четверти, мы достигли небольшогоположительного результата. У 5 учащихся — 29% сохранился тот же темп, менее 40слов в минуту;  4 учащихся  — 23%  достигли темпа чтения в 51 слово в минуту; и8 учащихся — 47 %  темп чтения достиг более 52 слов в минуту.

 

Результат техники чтения — конец II четверти

 

Конечно, независимо от того, что результат наш ненамного увеличился, мы продолжили работунад увеличением темпа чтения. Помимо заданий на отработку техники чтения, мы ещевключили задания на развитие внимания и памяти учащихся, что является тоженемаловажным фактором при чтении. Для наибольшего удобства и продуктивностимною была разработана папка по скорочтению, которая включает в себяразнообразные упражнения.

1.     Зарядка для языка. Отработка чтения скороговорок.Развитие речи и постановка дыхания.

2.    Динамическоечтение –это чтение столбиков слов, различающихся количеством букв. Упражнение помогаетрасширить поле зрения ребёнка.

3.    Чтениетекстов с выделенными буквами. Способствует развитию внимания ребёнка.

4.    Чтениедеформированных текстов (волна, круговые).

5.    ТаблицыШульте. Способствует расширению поля восприятия. 

6.    Чтениетекста со слитными словами. Ребёнок учить делить текст на смысловые части. Отработкатемпа чтения.

7.    Чтениетекста через решётку и другие.

Проработав с даннымупражнениям четверть, удалось пронаблюдать у обучающихся положительныйрезультат. Во-первых, стало лучше восприятие и концентрация внимания.Во-вторых, увеличился темп чтения, и дети стали лучше понимать и воспроизводитьпрочитанное. А также у ребят повысился интерес к чтению.

 

Результат техники чтения начало III четверти

Мы с ребятами занималисьскорочтением на литературном чтении, на этапе речевой разминки. Я считаю, чтоэтого времени недостаточно, чтобы достичь максимально высокого результата.Поэтому я решила продолжить работу по данному направлению не только на урокахлитературного чтения, но и в курсе внеурочной деятельности. Я планируюразработать программу курса внеурочной деятельности «Скорочтение», в которую будутвключены задания, как по развитию темпу чтения, так и по развитию мышления.

На основепредставленного педагогического опыта, можно сделать вывод о том, чтоскорочтение помогает улучишь и отработать скорость и выразительность чтения, атакже привлечь интерес учащихся к чтению.

Благодарязаметному результату, я решила продолжить вести работу по данному направлению.В дальнейшем планируется разнообразить методические папки новыми упражнениямидля обучающихся с 1 по 4 класс и поделиться своим опытом с коллегами.

 

 

 

Значение  книги  в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий

человек не может обойтись безчтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети,

едва научившись читать в начальнойшколе, к седьмому — восьмому классу читают все хуже

и хуже. Замедленность процессачтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что

процессы интеллектуальнойдеятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают

условие  задачи,  упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие

термины и понятия, о которых онидолжны иметь представление в этом возрасте, им просто

неизвестны и неинтересны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет