X-PDF

Преемственность дошкольного и начального общего образования по физическому воспитанию

Поделиться статьей

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

 

 

Аннотация

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательнуюсреду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастнуюкатегорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода– проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Форма проведения:круглый стол.

 

Проблемапреемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во всевремена. Как решить проблему преемственности? Этот вопрос сегодня ставят передсобой педагоги и психологи образовательной среды.

Вусловиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личностистановятся инициативность, способность творчески мыслить и находитьнестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мненияпедагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.

Преемственностьмежду дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается насовременном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективностьвсех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форморганизации воспитания и обучения) на каждой ступени образования дляобеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухстороннийпроцесс. С одной стороны − дошкольная ступень, котораясохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальныеличностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, аглавное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватываетдостижения ребёнка-дошкольника (а значит, действительно, знает о реальныхдостижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный импотенциал.

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущихзадач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольномвозрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другойпериод жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием,как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываютсяосновы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности игармонического физического развития. Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера всвои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культуройименно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить вдальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Целью физическоговоспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого,физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.

В соответствии свозрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностямифизическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательныезадачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных,осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневнуюжизнь.

Одна из главных задачфизического воспитания — оздоровление ребенка.Длярешения задач физического воспитания дошкольников используются различныесредства: — гигиенические факторы,

— естественныесилы природы,

-физические упражнения и др.

Комплексноеиспользование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствуетфизическому воспитанию детей.

Психофизические качестваребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость,ловкость, гибкость. Их развитие — важная задача физического воспитания.

Развитиеосновных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированиемдвигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизическихкачеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формыдвигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательнуюдеятельность ребенка на прогулке.

Какпсихофизическое качество быстрота — это способность совершатьдвигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Развитиюбыстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигналаили игровая ситуация побуждают ребенкаизменить скорость движения. 

Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов,формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяетребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Сила – это психофизическое качество необходимо для преодолениявнешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитиесилы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придаетускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается,например, при передачах мяча).

Отразвития силы зависит в значительной степени развитие других психофизическихкачеств — быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

Привоспитании ребенка дошкольного возраста необходимо учитывать возрастныеособенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонусамышц-сгибателей, слабость мышц.

Именнопоэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы ипозвоночник, направлены на постепенное развитие силы. При отборе упражненийследует уделять особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно– силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании повертикальной и наклонной лестнице. Упражнения подбираются с учетом возможностейопорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены напреимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакциисердечно – сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовыенагрузки.

Дляразвития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструюсилу, то есть проявлять скоростно-силовые качества.Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на дальность.

Одним из физическихкачеств является выносливость. Применительнок детям дошкольного возраставыносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечнуюработу небольшой (50% от максимальной) и средней(60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнемфизической подготовленности на данный момент.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.66%
НЕТ
41.34%
Проголосовало: 1016

Лучшими средствами вразвитии выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание налыжах, на коньках.

Гибкость — морфофункциональное свойствоопорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностьюмышц и связок.  Наряду с основными физическими качествами гибкость представляетсобой одну из главных предпосылок движений.

Развиваютгибкость с помощью упражнений на растягивание мышци связок.

Методическимиприемами, рекомендуемыми для развития гибкости, являются следующие:

·                    упражнения на растягиваниенеобходимо выполнять ежедневно;

·                    чередовать упражнения на силу игибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим.

Физическиеупражнения учат ребенка ощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствоватьответственность за красоту движений и свое здоровье.

Однимиз важных средств развития гибкости являются упражнения на растягивание, или«стрейчинговые» движения.

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями(способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность всоответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Кпоказателям ловкости относят следующие факторы: способность быстро обучаться;использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации,например, в подвижных играх координированно выполнять двигательные действия.

Воспитаниеловкости успешно осуществляется в физических упражнениях, подвижных испортивных играх. Игры в ладошкив паре, общеразвивающие упражнения с малым мячом также способствуют развитиюручной ловкости.

Ловкость — это сложно координированное качество, ононеобходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.

Посколькупсихофизические качества формируются у ребенка
комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению другихпсихофизических качеств.

Двигательная активностьдетей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизньдетей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни. Приобщение детей кприроде — главный источник физического и духовного развития.

Немаловажнуюроль в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни играет примервзрослых (родителей, воспитателя). Здоровый образ жизни близких ребенку людейдолжен быть образцом для подражания

Дошкольноеобразование призвано создать основной фундамент развития ребенка — базовуюкультуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видамидеятельности и областями знаний на других ступенях образования.

Результатомплодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольногоучреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихсядолжно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основойдля формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.По определениюД.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпохачеловеческого развития, именуемая детством. Воспитатель и учительначальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя -педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействиидетского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.

 

 

 

 

 

Литература

1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ.сред.пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 5-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.

2.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитанияи развития ребенка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма ЯковлевнаСтепаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. —368 с.

3.Шебеко, В.Н. Формирование личности дошкольника средствамифизической культуры: монография / В.Н. Шебеко. – Минск: Белорус.гос. пед. ун-тим. М. Танка, 2000. 178 с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.66%
НЕТ
41.34%
Проголосовало: 1016

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет