Преодоление трудностей в обучении чтению младших школьников.
Аннотация:
Многотруда вкладывает учитель, обучая детей читать. Чтение – то нелегкий и пороймучительный процесс, отнимающий у школьников много сил и времени. Читать бегло,осознанно, правильно, выразительно, понимать прочитанное – большое искусство. Сформированныйнавык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) техникучтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связимежду их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими иречедвигательными, с другой), б) понимание текста (извлечение его смысла,содержания). Но все эти навыки необходимы, чтобы в дальнейшем младший школьникполучал удовольствие и радость от процесса чтения.
Встатью включены упражнения для практической работы с детьми по преодолениютрудностей, возникающих в процессе обучения чтению.
Чтениепредставляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуютразличные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Качествочтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое),правильностью, осмысленностью.
Впроцессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую и смысловую. Втехническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты: способ чтения,темп (скорость чтения), динамика (увеличение) скорости чтения, правильностьчтения. В смысловую сторону: выразительность и понимание прочитанного. Междуними существует тесная связь. Понимание читаемого определяется характеромвосприятия. С другой стороны, зрительное восприятие испытывает на себе влияниесмыслового содержания ранее прочитанного. В тех случаях, когда у ребенка несформирована техническая сторона, его внимание будет акцентироваться на самомпроцессе чтения слова. Поэтому он не сможет понять его значение. Будет читатьмеханически, по нескольку раз возвращаясь к началу. В таких случаях не стоитставить пред ребенком непосильную задачу — одновременно с овладением им техникойчтения требовать понимания прочитанного. Делать это необходимо постепенно, помере того, как будут совершенствоваться навыки в плавном послоговом чтении.
Длятого чтобы ребенок научился слогослиянию, он должен знать образ буквы и назватьзвук, который соответствует этой букве. Запоминание всех букв алфавита и умениеидентифицировать каждую букву являются обязательными условиями овладениянавыком чтения. Буквы русского алфавита являются плоскостными геометрическимиобъектами. Несмотря на многообразие существующих шрифтов и вариантов написания,все буквы состоят из ограниченного набора элементов: горизонтальная прямая,вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал. В связи с этимсмыслоразличительное значение приобретают все элементы каждой буквы, а также ихвзаимное расположение в пространстве. Формирование первичных образов букв(восприятие) и дальнейшее их узнавание обеспечиваются зрительным анализом исинтезом с обязательным подключением зрительно-пространственных операций.
Вцелях формирования зрительного и буквенного гнозиса необходимо использоватьспециальные упражнения:
1. Называть предметы по их контурам
2. Называть недорисованные предметы:
3. Называть перечеркнутые изображения (буквы):
4. Выделять предметные, контурные изображения,наложенные друг на друга:
5. Чтение по полубукве
6.Чтение перевернутых слов, чтение зеркальноотображенных слов (все слова лучше печатать), например:
7. Письмо букв мокрым пальцем на доске.
8. Обводка контура букв грецким орехом (важно,чтобы ребенок перекатывал орех кончиками пальцев)
9. Лепка образа букв из пластилина
10. Тактильное ощупывание, узнавание рельефныхбукв (для изготовления букв используются наждачная бумага, семена, картон)
Ошибкипри чтении могут быть связаны с недостаточным уровнем произвольного внимания.Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческойдеятельности. Для развития внимания необходимо использовать специальныеупражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение,концентрацию, устойчивость и переключение.
1. Игра «Догони и поймай букву». Зачеркни каждуювстретившуюся тебе букву Р, подчеркни одной чертой каждую встретившуюся буквуС.
Р А Ю К А С П Л Н Е Ф А Р С Ы АП Г Ш Л П ВА Ы Ц Р С К Г Щ Х С Ф Ы О Г Р А В У К Н Р В Ц Е Ш З М И С А Е Г О РЫ УШ Т Ь Л Н С Р Г Ш Л О К В В А П Р О Л Т С М И Т Ь Б ЮЩ У К В Ы Ц Ф Я Ч С ПН Г Р Л Д Ж Э Ю Б Ь Т И С М И Р Н А П А А
Можноиспользовать газетную или журнальную страницу с крупным шрифтом.
2.Прохождение словесных лабиринтов. (Найди слова на тему «Школа»)
Д |
И |
Р |
А |
Н |
О |
Ч |
И |
Т |
У |
Р |
Е |
К |
Е |
Ц |
Т |
Е |
Е |
Ч |
Е |
Б |
Т |
О |
Р |
Р |
Т |
Л |
Ш |
М |
Н |
П |
Е |
Н |
А |
Д |
Ь |
Т Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
А |
И |
К |
Л |
А |
У |
Ь |
К |
Е |
М |
А |
Т |
И |
К |
Р |
И |
С |
О |
З |
А |
У |
Р |
А |
О |
К |
Т |
В |
А |
К |
Ч |
Л |
Я |
И |
Р |
О |
У |
Ч |
А |
К |
Н |
Е |
Ц |
У |
А |
2. Методика Мюнстерберга.
В бессмысленный набор букв вставляются слова(чаще — имена существительные, но могут быть и глаголы, прилагательные,наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.
ЯФОУФСНКОТТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДРГМЫЛОАКМНПРТСТУР
3. Найти в тексте и подчеркнуть или проставить точкинад заданной буквой (О,П,…)
4. Попросить ребенка без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС
УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР и т.п.
5. Работа с таблицами Шульте.
Попросите ребенказафиксировать взгляд в центре на заштрихованном квадратике. Спросите у ребенка,видит ли он всю таблицу целиком. Предложите ему назвать, не переводя взгляда сцентра, те цифры, которые он видит. Затем усложните задание: показываетеребенку квадрат, а он называет ту цифру, которая вписана в квадрате. Взглядребенка должен быть зафиксирован в центре.
1 |
7 |
22 |
3 |
15 |
16 |
11 |
5 |
10 |
20 |
4 |
23 |
|
2 |
17 |
9 |
18 |
12 |
24 |
21 |
14 |
6 |
19 |
8 |
12 |
Кроме специальных цифровых таблиц можноиспользовать таблицы с буквами.
Существуют причины, тормозящиескорость чтения: природный темп деятельности, регрессии, отсутствиеантиципации.
Используя определенные упражнения можноувеличить темп чтения. Такими упражнениями могут быть:
1. Многократное прочтение
Взрослый читает текст вслух. Затем ребенокчитает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенокотмечает место в тексте, до которого успел прочитать. Затем следует повторноечтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количествопрочитанных слов. Естественно во второй раз удается прочитать больше. Пустьребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанныхслов не перестанет увеличиваться.
2. Молния
Упражнение заключается в чередовании чтения вкомфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение вускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».
3. Буксир
Взрослый читает текст вслух, варьируя скоростьчтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя,стараясь поспеть за взрослым. Учитель (взрослый) останавливается на каком-либослове и просит ребенка показать ему в тексте место остановки.
Регрессии – это возвратныедвижения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самыйраспространенный. Для преодоления регрессии будут необходимы регулярные занятияс использованием специального упражнения. Это упражнение «Чтение с окошечком».
Для негопотребуется лист плотной бумаги (10 на 5 см), в котором вырезается небольшое окошечко. С правого края прямоугольникавырезается небольшое отверстие по высоте равное ширине строки, а по длинесоответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы.
Листок накладывается на строку ипередвигается вдоль нее. Постепенно ребенок привыкнет скользить взглядом построке, не возвращаясь для перечитывания.
Антиципация, или предвосхищение –смысловая догадка заключается в том, что многие слова мы не дочитываем доконца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Это психический процессориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики событий изначительно убыстряет чтение. Для формирования антиципации можновоспользоваться следующим приемом.
Из листа белойбумаги вырезается решетка с вертикальными столбцами шириной 0,5 и отверстиямишириной 1-2 см. Решетка накладывается на печатный текст, скрывая части слов.Ребенок будет читать текст, догадываясь по видимой части слова о его скрытойчасти.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Приработе с решеткой ни в коем случае нельзя подгонять ребенка, настаивать наувеличении скорости чтения.
Использованиена уроках перечисленных упражнений, приемов позволяет добиться значительныхуспехов в усовершенствовании техники чтения, помогает учителю сделать урокинтересным, активизировать познавательную деятельность учащихся, привить имлюбовь к процессу чтения.
Список литературы
1. Грицкевич И.Д. Трудности обучения письму и чтениюгиперактивных детей.//Начальная школа.-2011.№4-С.28-32
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речиучащихся начальных классов. – М.: «Владос», 2004. – 224с.
3. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать: Книга дляродителей, учителей начальных классов и логопедов. – 4-е изд. — М.: Флинта,2001. – 64 с.
4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолетьтрудности в обучении чтения. –М.: Ось-89, 2001. – 240 с.
5. Крылова И.К. Упражнения для формирования навыкачтения.//Начальная школа. – 2011. №8 – С.72-73
6. Кушнир Н.М. Как преодолеть основные ошибки чтения иписьма.//Начальная школа.-2011.№9 — С.13-15
7. Моисеева Т.В. Предупреждение нарушений письма ичтения на начальном этапе их формирования у учащихся младшихклассов.//Школьный логопед.-2006.№1 (10) — С.11-19
8. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушенийписьменной речи: качество образования: учебное пособие/М.А. Поваляева. – Ростовн/Д: Феникс, 2006. – 158 с.
9. Эдигей В.Б.Новое чтение: Методическое пособие. –М.: УЦ «Прспектива», 2003. – 62с.