Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Подготовила учитель-дефектолог Сидорова Ю.И.
квалификационная категория специалист I категории
МБДОУ г. Горловки № 11 «Колокольчик» -
2 слайд
Палочки
Кюизенера
как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта -
3 слайд
Цель мастер-класса:
повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
-
4 слайд
Задачи мастер-класса:
1. Сформировать у педагогов – участников мастер – класса представление об игровой технологии.
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста. -
5 слайд
«Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. И я задала себе вопрос: что нужно сделать, чтобы мои дети с нарушением интеллекта не испытывали трудностей при изучении этой трудной дисциплины. Какие технологии использовать, чтобы почувствовали, что они смогут понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное — познать радость при преодолении трудностей.
В своей работе я применяю разнообразные развивающие материалы, различные методы и приемы, чтобы предоставить детям с нарушением интеллекта возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Я пришла к выводу, что из всех рассмотренных мной математических пособий палочки, предлагаемые бельгийским учителем Джорджем Кюизенером, в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений дошкольников с нарушением интеллекта, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского наглядно-образного мышления.
Актуальность: -
6 слайд
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками
Для детей 3-9 лет
Бельгийский педагог и математик Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу Числа и цвета, посвященную своему пособию. -
7 слайд
Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек, 10 разных цветов и разной длины. Наименьшая палочка имеет длину 1 см., и является кубиком. Цифры от 1до 10, знаки действий, знаки отношений.
В состав комплекта входят:
белая — число 1 — 25 штук,
розовая — число 2 — 20 штук,
голубая – число 3 — 16 штук,
красная – число 4 — 12 штук,
жёлтая – число 5 — 10 штук,
фиолетовая – число 6 — 9 штук,
чёрная – число 7 — 8 штук,
бордовая – число 8 — 7 штук,
синяя – число 9 — 5 штук,
оранжевая – число 10 — 4 штук -
8 слайд
Эти палочки представляют следующие классы чисел:
— Класс белых чисел образует число один. Он представлен белыми палочками.
— Класс красных чисел – числа кратные двум (2, 4, 8). Это палочки розового (2), красного (4), бордового (8) цветов.
— Класс синих чисел – числа, кратные трём (3, 6, 9). Это палочки голубого (3), фиолетового (6), синего (9) цветов.
— Класс жёлтых чисел – числа кратные пяти (5, 10). Он представлен палочками жёлтого (5) и оранжевого (10) цвета.
— Класс чёрных чисел образует число семь. Это палочки чёрного цвета.
Используются «цветные числа» и в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета. Они больше по размеру (длина белой полоски 2 см), с ними легче манипулировать в процессе игры.
Используя игровую технологию «Цветные палочки Кюизенера» я развиваю, у моих воспитанников не только интеллектуальные способности, что, немало важно учитывая уровень их интеллектуальных способностей, но и творческие, коммуникативные, речевые. -
9 слайд
Работа с палочками Кюизенера подразумевает 2 этапа:
На первом этапе (работа с детьми 2-4 лет) палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.
На втором этапе (работа с детьми 4-7 лет) палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков.
-
10 слайд
1) Создать условия для максимального развития логического мышления дошкольников.
2) Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
3) Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, четные, нечетные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок; 4) Осваивать прямой и обратный счет.
5) Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел); 6) Помочь овладеть простыми арифметическими действиями сложения и вычитания.
7) Развивать творческие способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу.
8) Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже).
9) Способствовать развитию мелкой моторики рук, интеллектуальному и творческому развитию, тренировке воображения, памяти и мышления.Десять причин, почему для воспитания и образования детей с нарушением интеллекта необходимо использовать цветные счетные палочки КЮИЗЕНЕРА:
-
11 слайд
Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом я не ограничиваюсь внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а даю возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра становится радостным открытием нового, ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
-
12 слайд
-
13 слайд
-
14 слайд
-
15 слайд
Многие игры и упражнения со счетными палочками несет проблемно-практический характер: хватит ли палочек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, что бы помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе?
Это вызывает в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, дает толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включают в ту или иную игру, «открывают» маленькие математические истины. Моя задача состоит в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения.
Играя, взаимодействуя с палочками Кюизенера, мои воспитанники открывают мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.Использование проблемно-поискового метода в работе с палочками Кюизенера.
-
16 слайд
Игровые упражнения с палочками Кюизенера:
1. «Цветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.
2. «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.
3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.
4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.
5. «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.
6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.
7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.
8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.
9. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.
10. «Больше — меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.
11. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.
12. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами. -
17 слайд
От простого к сложному
Лесенка
-
18 слайд
-
19 слайд
Заяц
Жираф -
20 слайд
Грузовик
Самовар -
21 слайд
-
22 слайд
-
23 слайд
Ожидаемый результат
Использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной игровой деятельности, включение в учебно-образовательный процесс совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений, повышает интерес детей к занятиям математикой, а также способствует развитию умственных способностей дошкольников с нарушением интеллекта.
-
24 слайд
Мы с вами увидели, что использование данной игровой технологии по палочкам Кюизенера строится на основе игровой деятельности. Снимает психологические стереотипы. Скучные занятия математикой превращаются в увлекательные занимательные встречи.
Я предлагаю оценить работу данного мастер-класса по следующим критериям: Оранжевая палочка — мастер заинтересовал данной игровой технологией.
Синяя палочка – Данная технология интересна. Но мастер не смогла убедить в необходимости применения. Черная палочка – Мастер класс не интересен -
25 слайд
Спасибо
за внимание!