Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
сказкотерапия в работе
педагога-психолога -
2 слайд
В науке сказкотерапия- одно из самых молодых направлений практической психологии. Действительно, для направления , для научной школы , 15-20 лет- срок небольшой. Но с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Как только появилась речь, так сразу появились и первые истории. Таким образом, это эффективный способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума . Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах.
-
3 слайд
ЖАНРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СКАЗКОТЕРАПИИ
Притча. Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу можно использовать в работе как со взрослыми, так и с подростками в случаях, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления
Басня Это более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Эволюция басни привела этот жанр к интонации
Анекдот.Это короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особенно хороши для использования анекдоты о Ходже Насреддине в работе с подростками и взрослыми. С их помощью мы можем сформировать такие важные качества, как находчивость и умение творчески мыслить. -
4 слайд
Легенда, былина, сага, эпос.Эти жанры повествуют о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Они могут быть использованы в работе с подростками.
Миф.Повествует обычно о богах и героях. С одной стороны, в мифах мы можем найти информацию о сотворении мира. С другой — описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений.
Сказка.Для сказки характерен так называемый бродячий сюжет. Сказки разных народов имеют много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков, исходов.
Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. Достаточно вспомнить ковер-самолет, летучий корабль, волшебное зеркало, яблочко-по-блюдечку, сани-самокаты, гусли-самогуды и пр. Если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. -
5 слайд
Сказкотерапия-
Это процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Цель – достижение внутренней гармонии, внутренняя победа Созидателя над Разрушителем. -
6 слайд
Сказка – это средство воспитания «внутреннего ребенка»
т.к. она выполняет следующие функции:
развлечения,
назидания,
устрашения. -
7 слайд
Сказкотерапия –
процесс воспитания ВЕРЫ
в себя,
в людей,
в мир вокруг тебя. -
8 слайд
Типология сказок
Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок (по Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д):
1. Художественные сказки:
народные;
сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных;
бытовые сказки;
страшные сказки;
волшебные сказки;
авторские.
2. Дидактические сказки.
3. Психокоррекционные сказки.
4. Медитативные сказки.
5. Психотерапевтические сказки. -
9 слайд
Идеи народных сказок
Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.
Ожившие объекты окружающего мира имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения. -
10 слайд
Дидактические сказки
Алгоритм дидактической сказки-задания:
Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране.
Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание. -
11 слайд
Психокоррекционные сказки
Алгоритм психокоррекционной сказки:
1) Подбор героя близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2) Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3) Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
4) Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям.
5) Герой понимает свою неправоту и встает на путь изменений.
-
12 слайд
Психотерапевтическая сказка
Сказки, врачующие Душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий.
Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны: там, где нам нужно перейти в область Философии событий и взаимоотношений. В зависимости от ситуации и стоящих перед нами целей, мы можем обсуждать сказки или оставлять клиента в размышлении, а также давать читать на дом. -
13 слайд
Медитативные сказки
1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.
2. Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром.
3. Медитативные сказки, направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие Философии взаимоотношений и самореализации. -
14 слайд
Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой .
Самые распространенные способы это:
обсуждение уже существующей сказки;
самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;
инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
арттерапевтическая работа по мотивам сказки; -
15 слайд
«Три лика» современной сказкотерапии:
«лик диагностический» -арсенал проективных методик для исследования человека;«лик воздействующий»;
«лик профилактический».
-
16 слайд
Ведущие идеи сказкотерапии:
осознание своих потенциалов, возможностей;понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
познание разных стилей мироощущения;
осмысленное, созидательное взаимодействие с окружающим миром;
внутреннее ощущение силы и гармонии.
-
17 слайд
Житейская мудрость – философия сказки:
В жизни нет неразрешимых ситуаций
В жизни всегда есть помощники и единомышленники
Существует извечный цикличный сценарий жизни
«Утро вечера мудренее»
К свалившейся на вас «манне небесной» не стоит относиться слишком серьезно
Добро всегда побеждает зло. -
18 слайд
«СКАЗКА – это посох , о который опирается слепец – человечество».
Велемир Хлебников
— поэтому
Читайте, пишите и разыгрывайте
сказки – это не только интересно, но и полезно! -
19 слайд
Спасибо за внимание.