Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Исправление горлового произношения звука «Р»
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42»
КОСТРИКИНА Л. А. -
2 слайд
Этапы
Подготовительный этап.
Постановочный этап
Этап автоматизации
Этап 1. В том случае, если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков [Ш] и [Ж], следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, с помощью которой вырабатываются нужные положения и движения языка.
Этап 2. Если у ребенка есть правильно произносимые звуки [Ш] и [Ж], нужно сразу приступать к постановке проторного [Р], а затем к выработке вибрации кончика языка так же, как при отсутствии звука.
[Р] проторный необходимо получать для того, для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого неба. Полученный звук потом закрепляют путем многократного повторения. Необходимо, чтобы ребенок контролировал зрительно свои движения перед зеркалом.
Этап 3. Когда будет получен правильный звук [Р], его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время Вы должны его контролировать, обращая внимание на ошибки в произношении. Ребенку также нужно приучить себя контролировать самому. -
3 слайд
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [Р]
«Чьи зубы чище». Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языка из стороны в сторону.
Следите, чтобы при выполнении упражнения кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. -
4 слайд
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [Р]
«Маляр». Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка неба, делая языком движения вперед-назад.
Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта. -
5 слайд
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [Р]
«Кто дальше загонит мяч». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [Ф] сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки.
Следите, чтобы ребенок произносил звук [Ф] , а не звук [Ф], т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной. Это упражнение помогает выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка. -
6 слайд
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [Р]
«Фокус», «Парашютик»
(способствует направлению воздушной струю посереди языка).
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять , плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа. -
7 слайд
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [Р]
«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.
Это упражнение помогает выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашки. -
8 слайд
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [Р]
«Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк болбочет).
Следите, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языка были вверх вниз, а не из стороны в сторону. При этом язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. -
9 слайд
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [Р]
«Барабанщики». Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий звук [Д]: [Д-Д-Д]…Сначала звук [Д] произносить медленно, постепенно убыстряя темп.
Следите, чтобы звук [Д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук [Д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет откланяться. -
10 слайд
Список использованной литературы
Белов Н. В. Самоучитель по логопедии / Авт. –сост. Белов Н. В. – Минск: Харвест, 2011. – 320с.
https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-pedagogike/65048-veselaja-artikuljacionnaja-gimnastika.html
https://multiurok.ru/files/artikuliatsionnaia-gimnastika-v-stikhakh-i-kartink.html
https://kidteam.ru/articulation-gymnastics-for-children.html
http://duckproxy.com/indexa.php?q=aHR0cDovL3d3dy5teXNoYXJlZC5ydS9zbGlkZS85OTYyMzEv
https://academy-of-curiosity.ru/razvitie-rechi/kak-organizovat-logopedicheskie-zanyatiya-dlya-detej-doma/
https://ofislandia.ru/rech/postanovka-zvuka-v-video.html
https://multiurok.ru/files/metodicheskaia-razrabotka-v-pomoshch-logopedu-dlia.html
