По подсчётам учёных, меньше 20% современных подростков читаюткниги, газеты или журналы каждый день, но при этом больше 80%из них постоянно сидят в социальных сетях. Широкое распространениевидео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменныхтекстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения. Экранная зависимость приводит к неспособностиребенка концентрироваться на каком-либо занятии…Таким детям необходимапостоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, имтрудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткиепредложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста вцелом.
Нередкоучащиеся читают невнятно, нечетко, тихо, медленно, без должных интонаций. Впоследние годы наблюдается явление недочитывания слова до конца. Вместо этогоученик слово «додумывает». Точный смысл предложения может быть понят только приналичии у учеников навыка полного «прочитывания» слов, а не «примерного» ихвосприятия. Поскольку ученики плохо читают про себя многосложные слова,проглатывают окончания, то воспринимают только «образ» слова (его корень и, таксказать, контур), а не слово в его грамматической форме. Это приводит кнеизбежному «додумыванию» слов, рассыпанию предложения на отдельные известные,но неправильно воспринятые единицы. Смысл же предложения ускользает.
Читать-то мы все умеем, а вот пониматьпрочитанное – главное и актуальное на сегодняшний день.
Мы, педагоги,прекрасно знаем, что основу содержания русского языка, литературы, истории,обществознания и других предметов составляют чтение и текстуальное изучениетого или иного материала.
Современныеформы государственной итоговой аттестации обусловливают актуальностьформирования читательской компетенции в рамках всех школьных предметов. Вконтрольно-измерительных материалах по физике, географии, биологии естьзадания, которые связаны с восприятием текста, с его осмыслением, с работой потексту.
Что же такое читательскаяграмотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов,умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практическихзадач и в повседневной жизни.
Основной спецификой отбора текстовогоматериала является постановка в текстах проблем, с которыми школьник можетстолкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общениис друзьями, родителями и т.д.
Читательская грамотность включает:
1. Понимание прочитанного,рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, переносих на себя, в сферу личного сознания);
2. Использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участияв жизни общества).
Умениеиспользовать информацию из текста – основа читательской грамотности!
Говоряо читательской грамотности, мыхотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использованиячтения в разных ситуациях и для разных целей.
Почемуиспользуется термин «читательская грамотность»вместо термина «чтение»?
Чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимаетсякак декодирование – переводбукв в звуки. Часто умение читать ассоциируетсяс чтением вслух.
Читательскаяграмотность включает гораздо более широкий спектр компетенций:
Ø от базисного декодирования,
Ø знания слов,
Ø знания грамматики,
Ø знания структуры текста
до знаний о мире.
Для определения читательской грамотности в тесте PISA выбрано неслово «информация», часто употребляемое для определений чтения, а слово «текст»,потому что оно включает и художественные, и любые другие тексты.
Нашазадача учить детей работать со следующими видами текстов:
• сплошные (без визуальныхизображений);
Среди сплошных текстов представлены такиетипы:
1) описание(художественное и техническое);
2) повествование(рассказ, репортаж);
3) объяснение(объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова,резюме/выводы, интерпретация);
4) аргументация(комментарий, обоснование);
5) инструкция(указание к выполнению работы; правила, законы).
• несплошные тексты, которые включают:
1) графики;
2) диаграммы;
3) таблицы;
4) карты, схемы;
5) рисунки,фотографии,
6) формы (анкеты идр.);
7) информационныелисты и объявления.
• смешанные (содержащие элементысплошных и несплошных текстов);
• составные (множественные),включающие несколько текстов, каждый из которых был создан независимо отдругого и является связным и законченным.
В качестве основныхпроверяемых областей выделяются 4 области, которые основаны на основныхчитательских действиях:
1. Поиск инахождение информации
2. Интеграция иинтерпретация информации
Читательскиезадачи, вызывавшие затруднения:
Ø ответить на вопрос, имеющийнесколько правильных ответов,
Ø найти сходство впротивоположных точках зрения,
Ø различить общепринятую иоригинальную, авторскую трактовку.
3. Оценкасодержания и формы текста
Трудности:
1. внеопределенной, противоречивой ситуации (когданевозможно догадаться, какой ответ верен, «Да» или «Нет», потому что естьдоводы и «за», и «против» авторской точки зрения).
2. житейскийопыт и собственные знания читателя необходимо применитьк формализованной ситуации тестирования (высказать собственное мнение, основываясь и на прочитанном тексте, и на внетекстовых знаниях).
4. Использованиеинформации текста
На урокахлитературы читательская грамотность формируется черезинформационные тексты (биографии писателей, статьи по теориилитературы), публицистические тексты (литературные статьи,критические статьи), художественные тексты (тексты художественнойлитературы, тексты мемуарных произведений).
Задачаучителя состоит в том, чтобы научить учащихся осознанно читать, извлекать изтекстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения опрочитанном тексте и, соответственно, развивать потребность в самостоятельном,инициативном чтении.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Читательская функциональная грамотность школьников
Медкова Нна Игоревна,
учитель русского языка и
литературы, ВКК.
МБОУ «Подгоренская СОШ №1» -
2 слайд
Читательская грамотность
Читательская грамотность включает:
Понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания);Использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества).
Умение использовать информацию из текста – основа читательской грамотности! -
3 слайд
-
4 слайд
Формат текста
Сплошной текст
состоит из
предложений, которые
соединены в абзацы
в тексте есть формальные указатели (размер и форма шрифтов, нумерация или числительные) -
5 слайд
Формат текста
Несплошной текст
интервью
списки
таблицы
графики
диаграммы
объявления
расписания
каталоги
индексы
формы
географические
карты
входные билеты
и др.
Умение переводить информацию в другие текстовые формы.(Создать сплошной текст на основе несплошного текста) -
6 слайд
Формат текста
Смешанный текстВнутри одного текста информация располагается как в сплошном, так и в
несплошном формате.
Пример: журналы,
справочники, отчеты,
веб-страницы.
М.Ю.Лермонтов, «Панорама Москвы» (сплошной текст) Литература. 6 классПостройте соответствия: номер иллюстрации — название достопримечательности. Какая из достопримечательностей Москвы, изображенная на иллюстрации, не упоминается в произведении?
-
7 слайд
Формат текста
Составной текстсоединение нескольких текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным
Задание ГРАФФИТИ
Я киплю от злости, потому что уже в четвертый раз стену школу очищают и перекрашивают, чтобы избавиться от граффити. Творчество – это великолепно, но люди должны найти такой способ самовыражения, который не понесет за собой лишний ущерб для общества. Зачем наносить удар по репутацию молодежи своими рисунками в запрещенных местах? Профессиональные художники не выставляют свои картины на улицах, не так ли? Вместо этого они находят спонсирование и становятся известными через официальные выставки. На мой взгляд, даже заборы и лавочки в парках – произведения искусства сами по себе. Разве не жалко портить эту архитектуру росписями? Более того, используемый для этого метод разрушает озоновый слой. На самом деле, я не понимаю, почему эти псевдо художники так злятся, когда их «художественные произведения» убирают с глаз долой снова и снова.
Ольга
О вкусах не спорят. Общество переполнено информацией и рекламой. Логотипы торговых компаний, названия магазинов. Огромные навязчивые афиши на улицах. Они допустимы? Да, в большинстве своем. А граффити приемлемы? Тут мнения расходятся. Кто платит за эти граффити? А кто, в конце концов, платит за рекламу? Правильно. Потребитель. Люди, которые устанавливали рекламные щиты, спрашивали вашего разрешения? Нет. А почему тогда люди, занимающиеся граффити, должны вас спрашивать? Разве это не просто вариант общения – ваше собственное имя, названия банд и большие произведения искусства на улицах? Вспомните полосатую и клетчатую одежду, которая появилась в магазинах пару лет назад. А горнолыжные костюмы. Узоры и цвета были позаимствованы прямо с разноцветных бетонных стен. Странно, что эти узоры и цвета нравятся и приняты обществом, а граффити в том же стиле считаются ужасными. Да, искусство нынче переживает тяжелые времена.
Софья -
8 слайд
-
9 слайд
Группы читательских умений
