Урок по теме Свобода иответственность
Урок составила учитель начальных классов:
Булыгина Т.А.
Цели урока:
формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение темы«Свобода и ответственность».Подвести учащихся к осознанию ответственности засобственные поступки и поступки других людей.
1. Познакомить учащихся спонятием “ответственность”; обучать коммуникативным методам общения посредствоминтерактивных форм взаимодействия учащихся.
2. Развивать речь, мышлениеучащихся, умение работы в группе, умение высказывать свою точку зрения иаргументированно ее отстаивать.
3. Воспитывать интерес кизучению моральных норм поведения людей, стремление быть ответственным,дружелюбное отношение друг к другу.
Задачи:
личностные
— развивать самостоятельность иличную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственныхнормах;
— воспитывать желаниебыть духовно красивым человеком;
— развивать умениеоценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;
— формироватьуважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
метапредметные
— развивать коммуникативныенавыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
— формировать готовностьслушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;
— развивать умение выделятьглавное в тексте в соответствии с учебным заданием;
предметные
— создать условия для осознанияучащимися основных понятий;
— уточнить смысл понятий: «свобода»,«ответственность»;
-формировать умение оцениватьформы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Ожидаемый результат:
личностный:
понимание значения нравственности, моральноответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающемумиру, к самому себе;
предметный:
осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора,ответственности человека;
метапредметный:
навыки смыслового чтения текста, выражение своего пониманияпрочитанного.
Основные термины и понятия:
свобода, моральный выбор, ответственность, преднамеренность. Ситуацияморального
выбора.
Оборудование:
Учебник, рабочиететради, ноутбук, проектор, презентация, листы бумаги, фломастеры, карточки сизображением символов.
Ходурока
1.Организационный момент.
2.Эмоциональныйнастрой на урок (слайд 1).
Представьте: летний тёплый день, цветущий луг, вокруг порхаютбабочки, вы стоите, широко раскинув руки, устремив взгляд ввысь, к бездонномуголубому небу, подставив лицо солнышку и ощущая легкость, свободу ижелание познавать мир.
Работа с притчей (слайд 2).
— Начнём мы свою работу, ребята с притчи, которая называется « Всё втвоих руках». Послушайте её.
(слайд 3)
Всё в твоих руках.
Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённыйучениками.
Самый способный из них однажды задумался: «А есть ливопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?».
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивуюбабочку и спрятал её между ладонями.
Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику былощекотно. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновениесжать их ради своей истины…
— Какую истину хотел доказать ученик? (чтобы найтивопрос, на который ученик не найдёт ответа)
-То есть ученик,ради того, чтобы доказать свою истину,что мог сделать? (если бы учитель сказал, что она живая, то ученик бы сжалладони. А если бы учитель сказал, что бабочка мёртвая, то ученик ладони раскрылбы )
(Слайд 4)
— Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оценитеих.
(слайд 5)
— Значит, ученик был свободен в своём поведении? (Ответы учащихся)
-А знаете ли вы, что такое свобода? (Ответы учащихся)
— Значит ученик сам решал судьбу бабочки? (Ответыучащихся)
-А что ответил мастер своему ученику? (Слайд 6)
НЕ ГЛЯДЯ НА РУКИ УЧЕНИКА, МАСТЕР ОТВЕТИЛ:
— ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ.
-Ребята, как вы поняли слова мастера? (Слайд 7)
-Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выборзависит от того, какое самосознание у человека, к чему он стремится. Человекдолжен понимать, что он несёт ответственность за свои поступки.
Мотивационный настрой.
Игра “Паровозик”.
(На столе разложены карточки с изображениемразных символов: в каждой группе символов по 3 одинаковых знака.)
– Возьмите, пожалуйста, карточку со стола инайдите “своих друзей”, объединившись в группы. (Дети с одинаковымисимволами на карточках должны взять друг друга за руки.)
Вы объединились вгруппы по 3 человека. Каждая “тройка” участников – это паровозик. Встаньте другза другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик втройке – “голова” паровозика, остальные двое должны закрыть глаза. По моемухлопку “паровозики” начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующийхлопок в ладоши означает, что дети в “паровозиках” должны поменяться местами:1-ый игрок становится в “хвост” паровозика, 2-ой –“голова” паровозика. Играпродолжается до тех пор, пока каждый участник из “тройки” не побывает в роли“головы” паровозика.
– Спасибо, а теперь рассаживаемся по местам.
– В какой роли вам было интересно? Почему?
– В какой роли было труднее всего? Почему?
(В роли “головы” паровозика, т.к.приходилось принимать решение: куда именно двигаться.)
– А значит, брать на себя ответственность.
Работас высказыванием (слайд 8)
Свободазаключается в праве делать все, что не вредит другим людям.
М. Клаудиус
-Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое,трудное, этому нужно учиться.)
—Давайте сформулируем тему нашего урока.
Сообщение темы урока (слайд 9)
— Сегодня на уроке мы продолжим разговор о свободе, о роли свободы вжизни каждого человека и общества в целом.
— Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, зачто нужно нести ответственность.
Запись темы в тетрадь.
-А сейчас откройте ваши тетради, запишитедату, тему урока и определение, что такое ответственность с позиции светскойэтики.
— Сегодня мы как раз и поговорим о том, как научиться нестиответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.
Стихотворение А.Барто «Уехали »рассказываетученик – Бобриков Егор.
Уехали
Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Учитель начальных классов: Булыгина Т.А.
МОУ « Еленинская СОШ»СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
урок 10
Основы светской этики -
2 слайд
-
3 слайд
Всё в твоих руках.
-
4 слайд
ОН КРЕПКО ДЕРЖАЛ БАБОЧКУ В СОМКНУТЫХ ЛАДОНЯХ
И БЫЛ ГОТОВ В ЛЮБОЕ МГНОВЕНИЕ СЖАТЬ ИХ РАДИ СВОЕЙ ИСТИНЫ. -
5 слайд
Какие 2 пути выбора стояли перед учеником?
Оцените их.
? -
6 слайд
Значит, ученик был свободен в своём поведении?
А был ли он ответственен за судьбу бабочки?
А что ответил мастер своему ученику? -
7 слайд
НЕ ГЛЯДЯ НА РУКИ
УЧЕНИКА, МАСТЕР ОТВЕТИЛ:
— ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ.Как вы поняли слова мастера?
-
8 слайд
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
Человек должен понимать, что он несёт ответственность за свои поступки. -
9 слайд
Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим людям.
Маттиас Клаудиус -
10 слайд
Свобода и
ответственность -
11 слайд
А. Барто. Уехали
-
12 слайд
Что такое ответственность,
по вашему мнению? -
13 слайд
Ответственность –
это черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. -
14 слайд
Ответственность – это способность выполнять свои обязательства независимо от обстоятельств и отвечать за последствия своих решений и действий
-
15 слайд
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре полетела -
16 слайд
За что в этой жизни человек несёт ответственность?
-
17 слайд
Отношения ответственности
-
18 слайд
Родители несут ответственность
за своих детей. -
19 слайд
Дети несут ответственность
за порученные им дела. -
20 слайд
Дети несут ответственность
за то, как они учатся. -
21 слайд
Ответственность
за жизнь больных людей -
22 слайд
Ответственность
за сохранение своего дома
и жилища других людей -
23 слайд
Люди несут ответственность за все, что его окружает, в том числе за природу.
-
24 слайд
Просто не потушили костёр
-
25 слайд
Ответственность
за всю Россию и её народ -
26 слайд
-
27 слайд
Физминутка
Давай с тобой попрыгаем
И ножками подвигаем.
Раз прыжок и два прыжок,
Поактивнее, дружок
(Прыжки на месте.)
Всё, закончилась зapядкa —
Мы пройдёмся для порядка.
(Ходьба на месте.) -
28 слайд
Ребенок разбивает нечаянно вазу.
Должен ли он нести за это ответственность?
Это действие не будет наказано;
Это оплошность, за которую он не несет ответственность;
Это непреднамеренный поступок, за который придется ответить;
Это преднамеренное действие, за которое нужно ответить. -
29 слайд
Что такое преднамеренность?
Преднамеренность – это когда какой-либо поступок совершается сознательно.Непреднамеренность – это когда какой-либо поступок совершается несознательно.
-
30 слайд
Ребенок разбивает нечаянно вазу.
Должен ли он нести за это ответственность?
Это непреднамеренный поступок, за который придется ответить;
Это преднамеренное действие, за которое нужно ответить. -
31 слайд
Отношения ответственности:
Тот, кто несёт
ответственность
то, за что человек
несёт ответственностьтот или те, перед кем человек
несёт ответственность -
32 слайд
Практикум
Перед вами ситуация морального выбора.Какое решение вы примите?
Готовы ли вы взять на себя ответственность? -
33 слайд
Ситуация № 1
Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?
-
34 слайд
Ситуация № 2
Вы видите, что одноклассник на переменке рисует на парте.
Как вы поступите? -
35 слайд
Ситуация № 3
Вы идёте по улице и видите, как компания подростков издевается над щенком. Они заметили ваше внимание к их действиям и пригрозили, что побьют, если вы проболтаетесь. Вы понимаете, что они замучают щенка до смерти. Как же поступить?
-
36 слайд
Составление синквейна
Первая строчка – 1 существительное.
Вторая строчка – 2 прилагательных.
Третья строчка – 3 глагола.
Четвертая строчка – фраза из 4 слов.
Пятая строчка – синоним, существительное. -
37 слайд
Домашнее задание:
Прочитать урок 10;
Записать в тетрадь дела за выполнение которых отвечаете вы. -
38 слайд
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось… -
39 слайд
Рефлексия
Оцените урок.Удовлетворены ли вы результатом своей работы?
да не знаю нет
-
40 слайд
Спасибо
за
внимание