X-PDF

Презентация и конспект урока по ОРКиСЭ Свобода и ответственность 4 класс

Поделиться статьей

Урок по теме Свобода иответственность

Урок составила учитель начальных классов:

Булыгина Т.А.

Цели урока: 

формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение темы«Свобода и ответственность».Подвести учащихся к осознанию ответственности засобственные поступки  и  поступки других  людей.

1.                Познакомить учащихся спонятием “ответственность”; обучать коммуникативным методам общения посредствоминтерактивных форм взаимодействия учащихся.

2.                Развивать речь, мышлениеучащихся, умение работы в группе, умение высказывать свою точку зрения иаргументированно ее отстаивать.

3.                Воспитывать интерес кизучению моральных норм поведения людей, стремление быть ответственным,дружелюбное отношение друг к другу.

Задачи:

личностные

— развивать самостоятельность иличную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственныхнормах;

— воспитывать желаниебыть духовно красивым человеком;

— развивать умениеоценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

— формироватьуважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

 

метапредметные

— развивать коммуникативныенавыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

— формировать готовностьслушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

— развивать умение выделятьглавное в тексте в соответствии с учебным заданием;

 

предметные

— создать условия для осознанияучащимися основных понятий;

— уточнить смысл понятий: «свобода»,«ответственность»;

-формировать умение оцениватьформы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

 

Ожидаемый результат:

личностный:

понимание значения нравственности, моральноответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающемумиру, к самому себе;

 

 

предметный:

осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора,ответственности человека;

метапредметный:

 навыки смыслового чтения текста, выражение своего пониманияпрочитанного.

 

Основные термины и понятия:

свобода, моральный выбор, ответственность, преднамеренность. Ситуацияморального

выбора.

 

Оборудование:

Учебник, рабочиететради, ноутбук, проектор, презентация, листы бумаги, фломастеры, карточки сизображением символов.

 

 

Ходурока

1.Организационный момент.

2.Эмоциональныйнастрой на урок (слайд 1).

 

         Представьте: летний тёплый день, цветущий луг, вокруг порхаютбабочки, вы стоите,  широко раскинув руки, устремив взгляд ввысь, к бездонномуголубому  небу, подставив лицо солнышку и ощущая легкость, свободу ижелание познавать мир.

 

Работа с притчей (слайд 2).

Начнём мы свою работу, ребята с притчи, которая называется « Всё втвоих руках». Послушайте её.

 

(слайд 3)

 

Всё в твоих руках.

Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённыйучениками.

Самый способный из них однажды задумался: «А есть ливопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?».

 Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивуюбабочку и спрятал её между ладонями.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.99%
НЕТ
41.01%
Проголосовало: 1107

Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику былощекотно. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновениесжать их ради своей истины…

 

— Какую истину хотел доказать ученик? (чтобы найтивопрос, на который ученик не найдёт ответа)

-То есть ученик,ради того, чтобы доказать свою истину,что мог сделать? (если бы учитель сказал, что она живая, то ученик бы сжалладони. А если бы учитель сказал, что бабочка мёртвая, то ученик ладони раскрылбы )

 

(Слайд 4)

— Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оценитеих.

 

(слайд 5)

— Значит, ученик был свободен в своём поведении? (Ответы учащихся)

-А знаете ли вы, что такое свобода? (Ответы учащихся)

— Значит ученик сам решал судьбу бабочки? (Ответыучащихся)

 

 

-А что ответил мастер своему ученику? (Слайд 6)

 

НЕ ГЛЯДЯ НА РУКИ УЧЕНИКА, МАСТЕР ОТВЕТИЛ:

— ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ.

 

-Ребята, как вы поняли слова мастера? (Слайд 7)

 

-Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выборзависит от того, какое самосознание у человека, к чему он стремится. Человекдолжен понимать, что он несёт ответственность за свои поступки.

 

Мотивационный настрой.

Игра “Паровозик”.

(На столе разложены карточки с изображениемразных символов: в каждой группе символов по 3 одинаковых знака.)

– Возьмите, пожалуйста, карточку со стола инайдите “своих друзей”, объединившись в группы. (Дети с одинаковымисимволами на карточках должны взять друг друга за руки.)

Вы объединились вгруппы по 3 человека. Каждая “тройка” участников – это паровозик. Встаньте другза другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик втройке – “голова” паровозика, остальные двое должны закрыть глаза. По моемухлопку “паровозики” начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующийхлопок в ладоши означает, что дети в “паровозиках” должны поменяться местами:1-ый игрок становится в “хвост” паровозика, 2-ой –“голова” паровозика. Играпродолжается до тех пор, пока каждый участник из “тройки” не побывает в роли“головы” паровозика.

– Спасибо, а теперь рассаживаемся по местам.

– В какой роли вам было интересно? Почему?

– В какой роли было труднее всего? Почему?

(В роли “головы” паровозика, т.к.приходилось принимать решение: куда именно двигаться.)

– А значит, брать на себя ответственность.

 

Работас высказыванием (слайд 8)

 

Свободазаключается в праве делать все, что не вредит другим людям.

                                    М. Клаудиус

 

-Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое,трудное, этому нужно учиться.)

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Сообщение темы урока (слайд 9)

— Сегодня на уроке мы продолжим разговор о свободе, о роли свободы вжизни каждого человека и общества в целом.

— Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, зачто нужно нести ответственность.

 

Запись темы в тетрадь.

-А сейчас откройте ваши тетради, запишитедату, тему урока и определение, что такое ответственность с позиции светскойэтики.

— Сегодня мы как раз и поговорим о том, как научиться нестиответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.

 

Стихотворение А.Барто «Уехали »рассказываетученик – Бобриков Егор.

Уехали

Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком — 
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Учитель

    1 слайд

    Учитель начальных классов: Булыгина Т.А.
    МОУ « Еленинская СОШ»

    СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
    урок 10
    Основы светской этики

  • title=

    2 слайд

  • Всё

    3 слайд

    Всё в твоих руках.

  • ОН

    4 слайд

    ОН КРЕПКО ДЕРЖАЛ БАБОЧКУ В СОМКНУТЫХ ЛАДОНЯХ
    И БЫЛ ГОТОВ В ЛЮБОЕ МГНОВЕНИЕ СЖАТЬ ИХ РАДИ СВОЕЙ ИСТИНЫ.

  • Какие

    5 слайд

    Какие 2 пути выбора стояли перед учеником?

    Оцените их.
    ?

  • Значит,

    6 слайд

    Значит, ученик был свободен в своём поведении?

    А был ли он ответственен за судьбу бабочки?
    А что ответил мастер своему ученику?

  • НЕ

    7 слайд

    НЕ ГЛЯДЯ НА РУКИ
    УЧЕНИКА, МАСТЕР ОТВЕТИЛ:
    — ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ.

    Как вы поняли слова мастера?

  • Человек

    8 слайд

    Человек всегда может сделать выбор.
    Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
    Человек должен понимать, что он несёт ответственность за свои поступки.

  • Свобода

    9 слайд

    Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим людям.
    Маттиас Клаудиус

  • Свобода

    10 слайд

    Свобода и
    ответственность

  • А.

    11 слайд

    А. Барто. Уехали

  • Что

    12 слайд

    Что такое ответственность,
    по вашему мнению?

  • Ответственность

    13 слайд

    Ответственность –
    это черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.

  • Ответственность

    14 слайд

    Ответственность – это способность выполнять свои обязательства независимо от обстоятельств и отвечать за последствия своих решений и действий

  • ФизкультминуткаУтром

    15 слайд

    Физкультминутка
    Утром бабочка проснулась,
    Улыбнулась, потянулась.
    Раз — росой она умылась,
    Два — изящно покружилась,
    Три — нагнулась и присела,
    На четыре полетела

  • За

    16 слайд

    За что в этой жизни человек несёт ответственность?

  • Отношения

    17 слайд

    Отношения ответственности

  • Родители

    18 слайд

    Родители несут ответственность
    за своих детей.

  • Дети

    19 слайд

    Дети несут ответственность
    за порученные им дела.

  • Дети

    20 слайд

    Дети несут ответственность
    за то, как они учатся.

  • Ответственность

    21 слайд

    Ответственность
    за жизнь больных людей

  • Ответственностьза

    22 слайд

    Ответственность
    за сохранение своего дома
    и жилища других людей

  • Люди

    23 слайд

    Люди несут ответственность за все, что его окружает, в том числе за природу.

  • Просто

    24 слайд

    Просто не потушили костёр

  • Ответственностьза

    25 слайд

    Ответственность
    за всю Россию и её народ

  • title=

    26 слайд

  • ФизминуткаДавай

    27 слайд

    Физминутка
    Давай с тобой попрыгаем
    И ножками подвигаем.
    Раз прыжок и два прыжок,
    Поактивнее, дружок
    (Прыжки на месте.)
    Всё, закончилась зapядкa —
    Мы пройдёмся для порядка.
    (Ходьба на месте.)

  • Ребенок

    28 слайд

    Ребенок разбивает нечаянно вазу.
    Должен ли он нести за это ответственность?
    Это действие не будет наказано;
    Это оплошность, за которую он не несет ответственность;
    Это непреднамеренный поступок, за который придется ответить;
    Это преднамеренное действие, за которое нужно ответить.

  • Что

    29 слайд

    Что такое преднамеренность?
    Преднамеренность – это когда какой-либо поступок совершается сознательно.

    Непреднамеренность – это когда какой-либо поступок совершается несознательно.

  • Ребенок

    30 слайд

    Ребенок разбивает нечаянно вазу.
    Должен ли он нести за это ответственность?
    Это непреднамеренный поступок, за который придется ответить;
    Это преднамеренное действие, за которое нужно ответить.

  • Отношения

    31 слайд

    Отношения ответственности:

    Тот, кто несёт
    ответственность
    то, за что человек
    несёт ответственность

    тот или те, перед кем человек
    несёт ответственность

  • ПрактикумПеред

    32 слайд

    Практикум
    Перед вами ситуация морального выбора.

    Какое решение вы примите?
    Готовы ли вы взять на себя ответственность?

  • Ситуация

    33 слайд

    Ситуация № 1

    Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?

  • Ситуация

    34 слайд

    Ситуация № 2
    Вы видите, что одноклассник на переменке рисует на парте.
    Как вы поступите?

  • Ситуация

    35 слайд

    Ситуация № 3

    Вы идёте по улице и видите, как компания подростков издевается над щенком. Они заметили ваше внимание к их действиям и пригрозили, что побьют, если вы проболтаетесь. Вы понимаете, что они замучают щенка до смерти. Как же поступить?

  • Составление

    36 слайд

    Составление синквейна
    Первая строчка – 1 существительное.
    Вторая строчка – 2 прилагательных.
    Третья строчка – 3 глагола.
    Четвертая строчка – фраза из 4 слов.
    Пятая строчка – синоним, существительное.

  • Домашнее

    37 слайд

    Домашнее задание:
    Прочитать урок 10;
    Записать в тетрадь дела за выполнение которых отвечаете вы.

  • Сегодня

    38 слайд

    Сегодня я узнал…
    Было интересно…
    Было трудно…
    Я понял, что…
    Я почувствовал, что…
    Я приобрел…
    Урок дал мне для жизни…
    Мне захотелось…

  • РефлексияОцените

    39 слайд

    Рефлексия
    Оцените урок.

    Удовлетворены ли вы результатом своей работы?

    да не знаю нет

  • Спасибозавн...

    40 слайд

    Спасибо
    за
    внимание


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.99%
НЕТ
41.01%
Проголосовало: 1107

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет