Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Тема: «История железных дорог»
Савина И.А.
Преподаватель Томского техникума железнодорожного транспорта – филиала СГУПС -
2 слайд
Подвижной состав
подвижные железнодорожные единицы (локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны и др.), предназначенный для перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. -
3 слайд
Локомотив
Локомотив (франц. “locomotive”, от лат. “loco moveo” – сдвигаю с места) – тяговая машина для передвижения поездов по рельсовой колее.
В зависимости от вида первичного источника энергии локомотивы делятся на:
тепловые (паровозы, паротурбовозы, тепловозы, газотурбовозы)
электрические (контактные и аккумуляторные электровозы). -
4 слайд
Паровоз
Автономный локомотив с паросиловой установкой, обеспечивающей за счет энергии сжатого пара необходимую силу тяги для движения по рельсовой колее. -
5 слайд
Первые паровозы
Первый в мире паровоз был изобретен Ричардом Тревитиком в 1803/4 г. в Великобритании. Второй паровоз Тревитика, так же оказывается не удачным. А вот третий паровоз, созданный им в 1808 году, был уже вполне удачным. Но Тревитик не находит желающих построить настоящую железную дорогу и его паровоз так и остается всего лишь аттракционом. -
6 слайд
Паровозы Джорджа Стефенсона
В 1829 г. Дж. Стефенсон вместе с сыном Ричардом для железной дороги Ливерпуль – Манчестер построил паровоз «Ракета» (Rocket).
Первый паровоз Стефенсона «Блюхер» (1814 г.) мог передвигать 8 повозок массой 30 т со скоростью 6 км/ч.
Паровоз «Локомоушн № 1», построенный для дороги Стоктон-Дарлингтон в 1825 г., был аналогичным предыдущим, перевозил грузы со скоростью 18-25 км/час. -
7 слайд
Отец и сын Черепановы
Мирон Ефимович Черепанов
Ефим Алексеевич
Черепанов
В России первые паровозы были построены в 1834 и 1835 гг. механиками и изобретателями Е.А. и М.Е.Черепановыми, крепостными заводчиков Демидовых. Паровозы развивали скорость до 15 км/час, работали на шахте как вывозные локомотивы. -
8 слайд
Тепловозы
Тепловоз – автономный локомотив, первичным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания, обычно дизель.
Принцип работы тепловоза
Двигатель внутреннего сгорания преобразует тепло дизельного топлива в механическую энергию коленчатого вала, вращающего якорь генератора постоянного или переменного тока, который подается к тяговым электродвигателям, приводящим во вращение колесные пары. -
9 слайд
История создания тепловоза
Двигатели внутреннего сгорания (газовые) появились в конце XIX века. В 1892 г. немецкий инженер Рудольф Дизель (1858–1913) взял патент, в 1897 г. построил первый двигатель внутреннего сгорания – двигатель с воспламенением от сжатого воздуха, вспрыснутого прямо в цилиндр с тяжелым топливом. Этот экономичный, компактный, простой по устройству двигатель, названный именем Р.Дизеля, получил широкое распространение, в том числе и на транспорте.
-
10 слайд
Краткая история создания газотурбовоза
Газотурбовоз – автономный локомотив, у которого основным силовым двигателем служит газовая турбина.
Первые газотурбовозы были созданы в Швейцарии (1941 г.), США (1948 г.).
В 1950-е гг. газотурбовозы были изготовлены в Великобритании, Швеции, Чехословакии.
В СССР первый опытный образец газотурбовоза был создан и начал эксплуатироваться в 1965 г. в депо Льгов Московской ж.д. Первый локомотив с газотурбинным двигателем был построен в Коломенским тепловозостроительным заводом в 1959 г -
11 слайд
История создания электровоза и электрификации железных дорог
Электровоз – неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями
Первые попытки использования электрической энергии для тяги поездов относятся к концу 70-х гг. XIX века.
Большой вклад во внедрение электрической тяги внес Эрнст Вернер фон Сименс (1816-1892)
В СССР электрификация железных дорог началась в 1920-е гг.
Выпуск отечественных электровозов и оборудования был налажен в 1930-е годы. -
12 слайд
История создания электровоза и электрификации железных дорог
В конце 1930-х гг. в СССР было электрифицировано более 1900 км путей. Работы по электрификации железных дорог были продолжены после Великой Отечественной войны.
Рекордными по темпам электрификации были 1960-е годы – введено в эксплуатацию 20 тыс. км электрифицированных линий.
К началу 1991 г. общая их протяженность составила 54,3 тыс. км (первое место в мире по протяженности электрифицированных линий). В начале 2000-х гг. в России протяженность электрифицированных железных дорог составляет 40,3 тыс. км.Общая протяженность электрифицированных линий в мире в конце 1980-х гг. составляла около 100 тыс. км, в начале 2000-х гг. – достигла 200 тыс. км.
-
13 слайд
Вагоны
Вагон («франц. wagon, англ. waggon — повозка) – единица подвижного состава железной дороги; колесный экипаж открытого или закрытого типа, оборудованный необходимыми средствами для включения в состав поезда и предназначенный для перевозки грузов и пассажиров.
В соответствии с назначением вагоны подразделяются на грузовые и пассажирские. -
14 слайд
История создания пассажирских вагонов
Прототипом вагона была небольшая четырехколесная тележка (в Западной Европе называлась вагонетка, в России – собака). Вагоны, передвигавшиеся по деревянным рельсам, использовались еще в средние века. В начале XIX в. в повозках с конной тягой стали перевозить не только грузы, но и пассажиров.
-
15 слайд
История создания пассажирских вагонов
На первых железных дорогах для перевозки пассажиров использовали экипажи гужевого транспорта – кареты, которые ставили на железнодорожные платформы или прямо на рельсы. Пассажирские вагоны напоминали почтовые дилижансы или кареты, не имели окон и крыш, отопления, освещения, пассажиры страдали от тряски и шума. На первой железнодорожной линии Стоктон – Дарлингтон использовался вагон «Эксперимент», у которого багаж пассажиров размещался на крыше вагона, а проводник сидел снаружи, сзади.
-
16 слайд
Пассажирский четырехосный вагон 1 класса
Изготовлен на Сормовском заводе, дороги начальной приписки – Южные, год выпуска –примерно 1913, число спальных мест – 18.
-
17 слайд
Пассажирский четырехосный вагон 2 класса
Изготовлен на Путиловском заводе, год выпуска – примерно 1901, число спальных мест – 32. Дорога начальной приписки – Китайско-Восточная.
-
18 слайд
История создания грузовых вагонов
Увеличение грузооборота железных дорог выдвинуло задачу повышения грузоподъемности подвижного состава. С этой целью в 1890-е гг. разработали и внедрили несколько типов большегрузных вагонов. В 1892 г. был создан грузовой вагон грузоподъемностью 12,5 т, определивший развитие конструкции вагона в последующие годы. Крытые вагоны строились с одинаковыми внутренними размерами кузова (длиной 6400 и шириной 2743 мм), увеличивалась грузоподъемность. В 1905 г. был выпущен вагон грузоподъемностью 15 т, в 1911 г. – 16,5 т, в 1933 г. – 18 т.
Первые грузовые (товарные) вагоны были универсальными: в крытых вагонах перевозились грузы, боящиеся атмосферных осадков; на платформах – другие грузы.
С середины 60-х гг. XIX в. начали выпускать специализированные вагоны для перевозки отдельных грузов.
