Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
МКДОУ Бобровский детский сад №4
общеразвивающего вида
Доклад: «Использование приемов мнемотехники в логопедической работе при заучивании рифмовок, скороговорок, загадок и стихов у детей дошкольного возраста».
Подготовила: Г.Н. Трезинская -
2 слайд
Логопеды и воспитатели сталкиваются с тем, что родители воспитанников жалуются на то, что дети отказываются учить стихи.
Заучивание стихотворений у них вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Решить эту проблему можно с использованием приёма мнемотехники при заучивании стихов. Именно мнемотехника может помочь пробудить у детей с речевой патологией интерес к процессу заучивания текстов, увлечь их, превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. -
3 слайд
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Слово «мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают«искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. -
4 слайд
В логопедии приёмы мнемотехники можно использовать:
-
5 слайд
1 этап – знакомство с мнемоквадратом.
На начальном этапе идет знакомство с мнемоквадратом. Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определённой информацией. Он может обозначать одно слово (ёлка), словосочетание, предложение (С деревьев облетают листья), стих «Зайку бросила хозяйка», мнемоквадрат к заданию. -
6 слайд
1 этап
-
7 слайд
1 этап
-
8 слайд
Мнемодорожка
2 этапМнемодорожка – это таблица из 2-4, 3-5 клеток, расположенных линейно, по которым можно составить предложение или небольшой стих в 2 — 4 предложения.
Через мнемодорожку удобней работать с детьми младшего дошкольного возраста, так как им трудно сразу уловить обучающую информацию через таблицу.
Дети учатся пользоваться простыми схемами из 2-4 символов.
Сначала используются простые предложения из 2 — 3 слов без предлогов и союзов. -
9 слайд
Мнемотаблица
3 этап
Мнемотаблица — это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)Размер мнемотаблиц делают различным – в зависимости от возраста детей и от уровня их развития.
Для младшего возраста — таблицы на 4, на 9 клеток.
Для среднего возраста — таблицы на 9, на 16 клеток.
Для детей старшего возраста — таблицы на 16, на 25 клеток. -
10 слайд
Этапы работы с готовой схемой.
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодирования пересказываем текст с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.
4. Ребёнок воспроизводит таблицу самостоятельноСвоя фотография
-
11 слайд
Этапы работы при создании ребёнком своей схемы.
1. Педагог подбирает «рисуемое» стихотворение.
2. Педагог выразительно и не спеша читает стих, дети по ходу чтения должны закодировать текст, при помощи символов (т.е. нарисовать мнемодорожку).
4. Вместе с детьми воспроизводиться повтор стихотворения, с опорой на мнемодорожку.
5. После этого детям, по очереди, нужно воспроизвести стихотворение целиком, по памяти.Щука проглотила щётку,
Щётка ей щекочет глотку.
«Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?»
(Г.Виеру) -
12 слайд
Требования к мнемотехническим схемам:
Мнемосхемы могут быть нарисованы от руки или составлена из картинок. Для детей младшего и среднего возраста схемы лучше давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Требования к мнемотехническим схемам:
Чтобы схема, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
— четко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;
— быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
— соответствовать уровню развития детей.
-
13 слайд
Мнемотехника отличается от других технологий:
Интегративностью — образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях;
Экономичностью — используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;
Процессуальностью — развитие ребенка рассматривается как процесс;
Здоровьесбережением — реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера;
Универсальностью — может использоваться педагогом и родителями. -
14 слайд
Использование мнемотехники открывает для педагога огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. В результате использования мнемотехники у детей появляется интерес к заучиванию рифмовок, стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. -
15 слайд
Спасибо за внимание!
-
16 слайд
-
17 слайд
Литературные источники
1. Акимова Г.Е. Память – на пять! – Екатеринбург: У-Фактор, 2006 – 272с.
2. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат, 2007. 350 c
3. Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Выпуск 1.
4. Татьяна Полянская: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 – 64с.