Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Доклад по теме: «Проблемное обучение на уроках истории с применением опорных конспектов»
Подготовила: учитель истории и обществознания МБОУ «ЗСОШ» Горобец Олеся Вячеславовна
-
2 слайд
Проблемное обучение – это обучение, основанное на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, составляющей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Формируется творческий потенциал учебной деятельности
Воспитывает культурные потребности -
3 слайд
Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций
Психологическая
(касается деятельности
ученика, связана с
организацией учебного
процесса)
Педагогическая
(создается с
помощью
активизирующих
действий, вопросов учителя,
подчеркивающих новизну,
важность, красоту и другие
отличительные качества
объекта познания) -
4 слайд
Методические приемы создания проблемных ситуаций
В 58 томе энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона (1903 г.) рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга: «Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниешанцем. Флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. На самолете была устроена связь между обоими берегами Невы…» Разве в эпоху Петра I существовали самолеты?Методические приемы создания проблемных ситуаций
1. Учитель подводит обучающихся к противоречию и предполагает им самим найти способ разрешения -
5 слайд
Методические приемы создания проблемных ситуаций
События 14 декабря 1825 года на Сенатской площади – это восстание или попытка государственного переворота?2. Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос
-
6 слайд
Методические приемы создания проблемных ситуаций
3. Побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад…Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от стада, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса – к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте. Какие исторические ошибки содержит сон ученика? -
7 слайд
-
8 слайд
Проблемно-познавательные задания представляют собой определенные учебные условия, направленные на активизацию всех познавательных процессов учащихся: мышления, внимания, воображения, памяти и т.д. Условно проблемно-познавательные задания подразделяют на образные, логические, оценочные и творческие.
-
9 слайд
Образное проблемно-познавательное задание помогает учащимся воссоздать историческое прошлое в образах. Образные задания – задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, характеры и деятельность людей – участников исторического процесса. Пример: История 6 класс тема «Монгольская империя и изменение политической картины мира». Составить исторический портрет Чингисхана.
-
10 слайд
Логические (интеллектуальные) проблемно-познавательные задания направлены на усвоение теоретических знаний и требуют преимущественно активизации абстрактно-логического мышления. Пример: История 7 класс тема «Смута в Российском государстве». Выяснить причины появления самозванца, а также определить, можно ли считать его появление признаком Смуты?
-
11 слайд
Оценочные проблемно-познавательные задания побуждают учеников высказывать свои ценностные суждения, личностное отношение к изучаемому. В современной системе заданий оценочные задания играют значимую роль. Пример: История 7 класс тема «Смута в Российском государстве». Была ли у Болотникова реальная возможность захватить власть; определить, действительно ли поводом для вторжения в Россию Речи Посполитой стал заключенный Россией договор со Швецией, или же это был просто предлог для того, чтобы отторгнуть у ослабленной России часть её территории, а то и вовсе подчинить ее своей власти; определить, были ли у поляков шансы даже в случае победы в сражении 24 августа 1612 года удержать Москву и Россию в своих руках?
-
12 слайд
-
13 слайд
Применение технологии проблемного обучения в сочетании с методом опорных конспектов при изучении Смуты в Российском государстве ХVII в.
Оценочное проблемно-поисковое задание по теме «Смута в Российском государстве» 1-я часть
при рассмотрении вопроса «Экономические трудности»
Можно ли считать боярство одним из главных виновников Смуты? -
14 слайд
Применение технологии проблемного обучения в сочетании с методом опорных конспектов при изучении Смуты в Российском государстве ХVII в.
Творческое проблемно-познавательное задание по теме «Смута в Российском государстве» 1-я часть
при рассмотрении вопроса «Народные выступления начала 17 в».
Придумайте, какие меры предприняли бы вы на месте Бориса Годунова, чтобы погасить народные волнения? -
15 слайд
-
16 слайд
Благодарю Вас за внимание!
