Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
мдоу «Детский сад №6»
Мастер-класс
для родителей
Формирование фонематических представлений у дошкольников с ТНРучитель-логопед
Нилогова Я.В. -
2 слайд
Цель : применение родителями полученных знаний на практике (при занятии с ребенком дома)
Дать понятие фонематических представлений: фонематического слуха и навыка звукового анализа.
Объяснить необходимость развития фонематических процессов.
Познакомить с играми на развитие фонематических процессов на практике. -
3 слайд
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.
Это необходимо для:
Обучения чтению
Грамотному письму в школе
Изучения родного языка
Правильного звукопроизношения-контроля за своей речью -
4 слайд
Фонематический слух
Фонематический слух — это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.
Фонематический слух — это врождённая способность, позволяющая:
узнавать наличие данного звука в слове;
различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (БАНКА-КАБАН, НОС-СОН);
различать слова, отличающиеся только одной фонемой (СЫР — СОР, БОЧКА — ПОЧКА). -
5 слайд
В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков;
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап — дифференциация слогов;
V этап — дифференциация фонем;
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза. -
6 слайд
Звуковой анализ
Звуковой анализ- приобретенный навык, его необходимо формировать. Звуковой анализ позволяет:
Последовательно выделять отдельные звуки в слове;
Определять порядок звуков в слове;
Различать звуки по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый – мягкий, звонкий-глухой). -
7 слайд
-
8 слайд
-
9 слайд
-
10 слайд
Запомните!
Гласные звуки- это звуки при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос.
А, О, У, Ы, Э, И
Если гласный говорят —
Нет во рту у нас преград. -
11 слайд
-
12 слайд
Кто внимательный?
-
13 слайд
Согласные звуки- звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо.
Б, В,Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ
БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТОЛЬКО ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ
Ж, Ш, ЦБУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТОЛЬКО МЯГКИЕ ЗВУКИ
Й, Ч, Щ
Если согласный сказать надо
Во рту возникает преграда. -
14 слайд
-
15 слайд
Игра «Поймай нужный звук хлопком»
-
16 слайд
Цветовые обозначения звуков
— обозначают согласные мягкие звуки
— обозначают гласные звуки
— обозначают согласные твёрдые звуки
-
17 слайд
Развивайте звуковой анализ, играя!
-
18 слайд
Делим слова на слоги-слоговой поезд
Паровозик и вагончики.
Детям предлагаются картинки. Ребёнок называет слово, затем делит его на слоги, присоединяя к нужному вагончику. Если в слове 1 слог, то картинка поедет в 1 вагончике, если 2 слога – во 2 вагончике и т.д -
19 слайд
Игра «Хлопни-топни»
-
20 слайд
-
21 слайд
-
22 слайд
-
23 слайд
Обучение чтению по методике Т.А.Ткаченко
-
24 слайд
-
25 слайд
-
26 слайд
Рекомендуемые пособия
-
27 слайд
-
28 слайд
Рефлексия
Анкета для родителей («Фонематические представления»)
Интересно ли вам было принять участие в мастер-классе для родителей?
Да______________ Нет_____________
Что же такое «фонематический слух»? (своими словами)
__________________________________________________________
Будете ли вы использовать предложенные игры для занятий с ребенком дома?
Да_______________ Нет______________ -
29 слайд
Используемая литература
1. Т. А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г. 2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М.: Просвещение, 1989 г.Касьянова, А. В. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста / А. В. Касьянова, Н. Н. Васильева, Е. Б. Головина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4878/ (дата обращения: 28.11.2021).