Описание презентации по отдельным слайдам:
- 
  1 слайд Тема проекта: 
 «Говорите правильно!»Автор: Яковлев Андрей Михайлович 
 ученик 7«А» класса школы №86 г. ЧелябинскаНаставник: Гаврилова Екатерина Андреевна 
 учитель русского языка школы №86Челябинск, 2019 
- 
  2 слайд Цель исследования Выяснить изменения в речевом потоке, выявить частотные ошибки в устной речи семиклассников. 
 Задачи исследования
 1. Познакомиться с теоретической литературой по вопросу правильного произношения;
 2. Записать речь школьников выбранного седьмого класса.
 3. Проанализировать речь школьника-семиклассника, сопоставить с нормой с целью выявления частотных ошибок;
 4. Разработать рекомендации по формированию правильной устной речи.
- 
  3 слайд Орфоэпические нормы Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») — совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке. 
 Орфоэпия включает в себя следующие разделы:
 1)Орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков.
 2)Особенности произношения заимствованных слов.
 3)Особенности произношения отдельных грамматических форм.
 4)Особенности произношения русских имен и отчеств.
 5)Понятие произносительных стилей, их особенности.
- 
  4 слайд Акцентологические нормы 
 Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который называется акцентологией (от лат. accentus — ударение). Нарушения норм ударения – одно из распространенных явлений в устной речи. Одна из причин нарушения акцентологических норм связана с особенностями словесного ударения в русском языке.
 Особенности русского ударения:
 1. Ударение в русском языке свободное.
 2. Ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным.
- 
  5 слайд Речевые ошибки 
 Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм в широком понимании. По мнению Стеллы Наумовны Цейтлин, ошибки, не зависящие от формы речи, относятся к «речевым».
 Виды речевых ошибок
 1) Употребление слов в несвойственных им значениях.
 2) Повторение однокоренных слов в одном предложении (тавтология).
 3) Речевая недостаточность (возникает в случае, когда пропущено нужное слово).
 4) Смешение лексики разных исторических эпох.
 5) Плеоназм (скрытая тавтология).
 6) Употребление лишних слов.
 7) Неудачное употребление местоимений.
 8) Неоправданное повторение слов.
- 
  6 слайд Частотные ошибки 
 (в устной речи семиклассников)1) ударения в словах (акцентологические нормы): звОнит, средствА, форзАц, начАлся, жалЮзи, тортЫ, красивЕе, всех вОзрастов, стИральный порошок; 
 2) произношения в словах (орфоэпические нормы): «транвай», «кепчук», «какаво», «колидор»);
 3) речевые ошибки (морфологические). Неправильное образование формы слова (как правило, глагола): «ложить», «едь», «зажгем», «пекёт», «помахай», «пошлите», «лазеют».
- 
  7 слайд Слова-паразиты Слово «короче» встретилось в 38 случаях; 
 заполнение пауз с помощью «это самое» — в 31 случае;
 слово «вообще» [ваще] – в 45 случаях;
 «типа того» — в 53 случаях;
 «прикинь» — в 27 случаях.
 «Обсценная лексика» встречалась в каждом третьем диалоге.
- 
  8 слайд Педагогические приемы 1) Подбор рифмы к слову с учетом ударений и заучивание наизусть («А у нашей Марфы все в полоску Шарфы») в 5 классе. 
 2) Использование цветных карточек («Говори правильно») как в домашних условиях во время самостоятельной работы над запоминанием правильного ударения, так и на уроке в 6-7 классе.
 3) Игры в ударения с детьми на уроках с помощью набора карточек под названием «Ударник литературной речи. Игра в ударение» (издательство: «Студии Pagedown») в 6-7 классе.
 4) Двухминутная разминка на уроке: «Такая форма не употребляется», «Такого слова не существует» («поезжай, а не едь»; «класть, а не ложить») в 6-7 классе.
- 
  9 слайд Список литературы 1.Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц/Под ред. М.А. Штудинера. М.:Рольф, 2000. – 816 с. 
 2.Беликов В.И. Сколько норм в русском языке?// Русский язык: исторические судьбы и современность. Международный конгресс русистов-исследователей. Труды и материалы. – М.: Изд. МГУ, 2001.
 3.Гончарова Т.В. Речевая культура личности: практикум/Т.В. Гончарова, Л.П. Плеханова.- 2-е изд.- М.: Флинта: Наука, 2014. – 240 с.
 4.Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь. – около 50 000 слов. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001. – 600 с.
- 
  10 слайд 5.Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. М.: Русский язык- Медиа, 2005. – 893 с. 
 6.Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М.: АСТ-Пресс КНИГА, 2004. – 944 с.
 7.Сёмушкина Л.И. Культура русской устной речи: словарь-справочник – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 352 с.
 8.Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение/Ф.П. Сергеев. – Волгоград: Учитель. — 95 с.
 9.Соловьева Н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка/Н.Н. Соловьева. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2008 г. – 96 с.
 10.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. –М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 192 с.
- 
  11 слайд Спасибо за внимание! 
 
     
         
         
         
         
         
         
         
         
         
        