Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Тема проекта:
«Говорите правильно!»Автор: Яковлев Андрей Михайлович
ученик 7«А» класса школы №86 г. ЧелябинскаНаставник: Гаврилова Екатерина Андреевна
учитель русского языка школы №86Челябинск, 2019
-
2 слайд
Цель исследования
Выяснить изменения в речевом потоке, выявить частотные ошибки в устной речи семиклассников.
Задачи исследования
1. Познакомиться с теоретической литературой по вопросу правильного произношения;
2. Записать речь школьников выбранного седьмого класса.
3. Проанализировать речь школьника-семиклассника, сопоставить с нормой с целью выявления частотных ошибок;
4. Разработать рекомендации по формированию правильной устной речи. -
3 слайд
Орфоэпические нормы
Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») — совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке.
Орфоэпия включает в себя следующие разделы:
1)Орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков.
2)Особенности произношения заимствованных слов.
3)Особенности произношения отдельных грамматических форм.
4)Особенности произношения русских имен и отчеств.
5)Понятие произносительных стилей, их особенности. -
4 слайд
Акцентологические нормы
Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который называется акцентологией (от лат. accentus — ударение). Нарушения норм ударения – одно из распространенных явлений в устной речи. Одна из причин нарушения акцентологических норм связана с особенностями словесного ударения в русском языке.
Особенности русского ударения:
1. Ударение в русском языке свободное.
2. Ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. -
5 слайд
Речевые ошибки
Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм в широком понимании. По мнению Стеллы Наумовны Цейтлин, ошибки, не зависящие от формы речи, относятся к «речевым».
Виды речевых ошибок
1) Употребление слов в несвойственных им значениях.
2) Повторение однокоренных слов в одном предложении (тавтология).
3) Речевая недостаточность (возникает в случае, когда пропущено нужное слово).
4) Смешение лексики разных исторических эпох.
5) Плеоназм (скрытая тавтология).
6) Употребление лишних слов.
7) Неудачное употребление местоимений.
8) Неоправданное повторение слов. -
6 слайд
Частотные ошибки
(в устной речи семиклассников)1) ударения в словах (акцентологические нормы): звОнит, средствА, форзАц, начАлся, жалЮзи, тортЫ, красивЕе, всех вОзрастов, стИральный порошок;
2) произношения в словах (орфоэпические нормы): «транвай», «кепчук», «какаво», «колидор»);
3) речевые ошибки (морфологические). Неправильное образование формы слова (как правило, глагола): «ложить», «едь», «зажгем», «пекёт», «помахай», «пошлите», «лазеют». -
7 слайд
Слова-паразиты
Слово «короче» встретилось в 38 случаях;
заполнение пауз с помощью «это самое» — в 31 случае;
слово «вообще» [ваще] – в 45 случаях;
«типа того» — в 53 случаях;
«прикинь» — в 27 случаях.
«Обсценная лексика» встречалась в каждом третьем диалоге. -
8 слайд
Педагогические приемы
1) Подбор рифмы к слову с учетом ударений и заучивание наизусть («А у нашей Марфы все в полоску Шарфы») в 5 классе.
2) Использование цветных карточек («Говори правильно») как в домашних условиях во время самостоятельной работы над запоминанием правильного ударения, так и на уроке в 6-7 классе.
3) Игры в ударения с детьми на уроках с помощью набора карточек под названием «Ударник литературной речи. Игра в ударение» (издательство: «Студии Pagedown») в 6-7 классе.
4) Двухминутная разминка на уроке: «Такая форма не употребляется», «Такого слова не существует» («поезжай, а не едь»; «класть, а не ложить») в 6-7 классе. -
9 слайд
Список литературы
1.Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц/Под ред. М.А. Штудинера. М.:Рольф, 2000. – 816 с.
2.Беликов В.И. Сколько норм в русском языке?// Русский язык: исторические судьбы и современность. Международный конгресс русистов-исследователей. Труды и материалы. – М.: Изд. МГУ, 2001.
3.Гончарова Т.В. Речевая культура личности: практикум/Т.В. Гончарова, Л.П. Плеханова.- 2-е изд.- М.: Флинта: Наука, 2014. – 240 с.
4.Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь. – около 50 000 слов. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001. – 600 с. -
10 слайд
5.Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. М.: Русский язык- Медиа, 2005. – 893 с.
6.Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М.: АСТ-Пресс КНИГА, 2004. – 944 с.
7.Сёмушкина Л.И. Культура русской устной речи: словарь-справочник – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 352 с.
8.Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение/Ф.П. Сергеев. – Волгоград: Учитель. — 95 с.
9.Соловьева Н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка/Н.Н. Соловьева. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2008 г. – 96 с.
10.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. –М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 192 с. -
11 слайд
Спасибо за внимание!