Государственноеказенное общеобразовательное учреждение
«Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23
для детейс ограниченными возможностями здоровья»
КОНСПЕКТУРОКА
5«А» класса
натему: «День славянской письменности»
Подготовила и провела: М.А. Акимова Дата проведения:
|
Невинномысск,2022г.
Цель:познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителямиславянской азбуки, рассказать о зарождении письменности, об истоках русскойписьменности, о славянской азбуке, о первых книгах на Руси, о культурномнаследии русского народа.
Задачи:способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, кродному языку.
Оборудование:ноутбук,экран, проектор, колокольчик.
Учитель:
Гой, вы славныенаши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, одалеких временах, вам неведомых. Жили — были тогда добры молодцы, раскрасавицы- красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умелиони пахать да косить, дома — терема рубить, умели и холсты ткать, узорами ихвышивать.
А вот грамоты нашипредки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь двапросветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из государства Византияи славянской земли — города Солуни. Дома два брата говорили на славянскомязыке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечталнаписать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянскиебуквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскуюазбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова.Но придумать — это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянскийкниги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, иодин Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.
Оглянись напредков наших,
На героев прошлыхдней.
Вспоминай их добрымсловом —
Слава им, борцамсуровым!
Слава нашейстороне!
Слава русскойстарине!
И про эту старину
Я рассказыватьначну,
Чтобы люди знатьмогли
О делах роднойземли.
Сегоднямы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Безкультуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.
Тома в обложкесиней,
Знакомые тома,
В них бьётся пульсРоссии,
В них вечна жизньсама.
Страница застраницей…
На всё найдёшьответ.
Нет, им незапылиться
И через много лет.
Письменность– настоящее сокровище, которым овладел человек.
Так в древности,люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы.Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениватьсяпредметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. Такиеизображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди.Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стализаменять рисунки символами. Надписи делались на камнях, скале, на доске.Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понятьэти знаки можно было по-разному.
Шловремя. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называтьбуквами. Так зародилась письменность. Два брата в монашеском одеянии – Кирилл иМефодий. Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей» –учащих и учащихся. С 1987 года в нашей стране к этому празднику сталиприурочиваться Дни славянской письменности и культуры. Но это не толькосегодняшняя традиция, и сто лет назад в русских школах этот праздник отмечалсяособо торжественно, ведь заканчивался очередной учебный год.
Звучит колокольныйзвон.
По широкой Руси –нашей матушке
Колокольный звонразливается.
Ныне братьясвятые, Кирилл и Мефодий,
За труды своипрославляются.
Вспоминают Кириллас Мефодием,
Братьев славныхравноапостольных,
В Белоруссии, вМакедонии,
В Польше, Чехии иСловакии,
Хвалят братьевпремудрых в Болгарии,
В Украине,Хорватии, Сербии.
Все народы, чтопишут кириллицей,
Что зовутсяиздревле славянскими,
Славят подвигпервоучителей,
Христианских своихпросветителей.
Солунскиебратья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира.Они говорили: развене для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормитземля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Богом, и всем нужнаграмота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к ликусвятых.
В монастырскойкелье узкой,
В четырех глухихстенах,
О земле одревнерусской
Быль записывалмонах.
Он писал зимой илетом,
Озаренный тусклымсветом.
Он писал из года вгод
Про великий нашнарод.
(Н.Кончаловская)
Глаголицаи Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица»происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица»названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась дляпередачи церковных текстов и просуществовала 3
века, а в бытовойписьменности использовали кириллицу. Всего 43 буквы-сестрицы, именно они сталиосновой современной русской азбуки.
В настоящее времястарославянский язык мертвый – на нем не говорят и не пишут. Заглянем вглубьвеков и посмотрим, что же было до появления кириллицы.
Буквица- это алфавит славян, применявшийся на обширной территории, принадлежавшейрусам. Также существовали руница (жреческое письмо, глаголица (торговое письмо,черты и резы (простейшие из письмен). Самой большой была Всеясветнаяграмота — 147 символов. Буквица известна нам лучше всего — под именемКириллицы, обрезанная и подчищенная от лишних букв, звуков. ДревнеславянскаяБуквица имела 49 Буквиц. Современная — только 33.
Дляперевода Библии на наш язык византийские монахи Кирилл и Мефодий переделалинашу древнеславянскую буквицу, а непонятные им буквы убрали (те, которых небыло в греческом). Непонятными эти буквы были ещё и потому, что звуки, имиобозначаемые, в греческих словах не встречались. У греков и поныне всего 24буквы.
Внешний вид буквславянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждаябуква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забыватьнельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
«Аз»и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».
В народе так иговорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азовначинается путь каждого из нас в мир знаний.
Ребята, вы знаетепословицы о пользе учения?
• Кто хочет многознать, тому мало надо спать.
• Идти в науку –терпеть муку.
А вы знаете, чтоозначает — Аз-Буки-Веди? Я буквы знаю, говорит намазбука. Представляете — три буквы скрывают в себе целую фразу! Для нашихпредков-славян азбука не просто была собранием букв, а отражением гармонии мирав слове.
Вэто трудно поверить, но когда-то наши предки — славяне вовсе не имели книг,потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь. Послепринятия христианской религии славяне стали использовать вместо своихпростейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, таккак эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.
И явились на Русьдва просветителя, братья мудрые…
С10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяетсялитература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды. Книгибыли очень дорогими. Изготовление древних рукописных книг было деломтрудоемким. Материалом для них служил пергамен — кожа особой выделки. Лучшийпергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти итщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистилипемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовалипемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради повосемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился посей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата иколичества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных — целоестадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже 14-15 вв., закожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно былокупить три лошади.
Писаликниги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и дажепавлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовалоопределенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобыизгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячийпесок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальнымперочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.
Средневековыечернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, таккак делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В водуопускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет.Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помиможелеза, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед имногие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет,устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. Ксожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляровбесценных свидетельств 11-12 вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.
Дляукрашения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом- вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название -вязь, образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только набумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями.Из всех видов древнего письма до 19 в. сохранилась именно вязь, правда, тольков старообрядческих книгах и декоративных надписях.
На страницахдревнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы неделились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой безпривычных нам интервалов между словами. Экономя место, некоторые,преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком — титло -горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и частоупотребляемых. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставитьзнак ударения — силу.
Долгоевремя не существовало нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писалислово, с которого начиналась следующая страница.
Любопытны инекоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаковпрепинания в ходу была только точка, заимствованная из византийскойписьменности. Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между словами,иногда обозначая конец фразы. В 15-16 вв. письменность усложнилась. В книгахпоявились, например, запятые — для обозначения пауз, точка с запятой,заменявшая знак вопроса.
Труд писца белнелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всегодва-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.
Средневековыерукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку- небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главыили раздела.
Первую,заглавную букву в тексте — инициал- писали крупнее и красивее остальных,украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастическогосущества. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят — писать с краснойстроки. Завершался раздел — концовкой — небольшим рисунком, например,изображением двух птиц, похожих на павлинов.
НаРуси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Береста — оченьудобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовоелыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ееслои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму.Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой — писалом -из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали ввиде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на берестепозволяла текстам сохраняться в земле столетиями.
Со временемпоявились более удобные станки, а с ними и современная азбука.
Хорошая книга, мойспутник, мой друг,
С тобой интереснымбывает досуг.
Ты учишь правдивыми доблестным быть,
Природу, людейпонимать и любить.
Тобой дорожу я,тебя берегу.
Без книги хорошейя жить не могу.
Звон колокольчика.Учитель показывает букву Глаголь.
Буква«Глаголь». Какое у нее красивое имя! А что оноозначает?
Глаголь.
Глаголить – значитговорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В народе говорили:«Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».
Многопословиц сложено о пользе учения. Некоторые из них я вам сейчас зачитаю, апоследнее слово в них вы назовете сами.
(Называетначало пословицы, ученики договаривают)
1. Аз, буки, веди,страшны как… (медведи).
2. Что написанопером, не вырубишь… (топором).
Звон колокольчика.Буква «Добро». Какое у нее доброе имя!
Доброта – лучшаячерта характера человека.
Добрым быть совсемне просто,
Не зависит добротаот роста,
Не зависит добротаот цвета,
Доброта не пряник,не конфета.
Только надо оченьдобрым быть,
Чтоб в беде другдруга не забыть.
И народы будутжить дружней,
Если будем мы стобой добрей.
Доброта приноситлюдям радость
И взамен нетребует награды.
Доброта с годамине стареет,
Доброта от холодасогреет.
Если доброта каксолнце светит,
Радуются взрослыеи дети.
Звон колокольчика.Буква «Люди».
Люди вы в ладуживите,
Ласку и любовьнесите.
Лучистое солнце неделим на части,
И вечную землюнельзя разделить.
Но искорку счастья
Ты можешь, тыдолжен,
Ты в силах друзьямподарить.
Звон колокольчика.Буква «Мыслите».
Какая мудрая буквак нам явилась!
Мыслите.
Я принесла вамзагадки. Отгадайте их.
1) Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет,
Семя не всходит,
А плод приносит. (Бумагаи написанные на ней слова.)
2) Носила менямать,
Уронила меня мать,
Подняли меня люди,
Понесли в торгторговать,
Отрезали мнеголову, стал я пить
И ясно говорить. (Гусиноеперо).
Наши предки писалигусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи упоминается перопавье – павлинье.
3)Не куст, а слисточками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, арассказывает. (Книга).
Звенитколокольчик. Буква Рцы.
Недаром я собойгоржусь,
Ведь — я началослова Русь.
Спасибо вам,буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.
А теперьсовременная русская азбука.
Русский язык.
Я люблю свойродной язык!
Он понятен длявсех,
Он певуч,
Он, как русскийнарод, многолик,
Как держава наша,могуч.
Он – язык луны ипланет,
Наших спутников иракет,
На совете закруглым столом
Разговаривайте нанём:
Недвусмысленный ипрямой,
Он подобен правдесамой.
