ДОНЕЦКАЯНАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОВСКОГОРАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ — САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 314 ГОРОДА ДОНЕЦКА
Консультация для воспитателей:
«Экспериментирование на прогулке взимнее время года».
Подготовила:
воспитательКомова А.Н.
05.12.2022
Донецк 2022
Консультациядля воспитателей:
«Экспериментированиена прогулке в зимнее время года».
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя наего чувства своей яркостью и многообразием. Ребенку кажется, что он первыйуслышал стрекотаньекузнечика, увидел, что снег — это множество красивых снежинок,почувствовал дыхание природы через смену времен года. Дошкольники с огромныминтересом смотрят на окружающий мир, но порой не замечают самого главного. Чемраньше ребенок познает природу, научится беречь ее, тем ярче и добрее станетмирвокруг. Воспитатель долженстать таким человеком для детей, который будет удивляться вместе с ними, учитьне только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать; приобщать ккрасивому, яркому, испытывать радость от общения с природой, ее поэтическимиобразами в произведениях народного творчества, художественной литературе,искусстве.
Одно из основных средств познания природы наряду с чтениемхудожественной литературы — наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как онсоприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог воспитывает удетей положительные качества личности, знакомит с природными явлениями,объясняет их причины и взаимосвязь.
В зимнее время года наблюдения могут быть самыми различными: за явлениями неживойприроды, растительным и животным миром, трудом людей. Тема тика разнообразна:
—наблюденияза деревьями, покрытыми снегом;
—птицами,добывающими пропитание в этот суровый для них период;
—животными,их повадками и особенностями поведения;
—снежинками,которые слипаются на лету и превращаются в хлопья;
—толькочто выпавшим снегом;
—свежимморозным воздухом;
—солнцем, которое появляется все реже и греет все слабее;
—работой снегоуборочной техники и дворников и др.
Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, есливы научите их слышать природу в произведениях художественной литературы инародного творчества. Поэтому при проведении наблюдений целесообразно использовать художественноеслово.
В морозную погоду рассмотрите с детьми снежинки. Они оченьхорошо видны на темном рукаве шубы. Скажите, что снежинки похожи на красивыезвездочки, загадайте загадку А. Рождественской:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)
Когда идет снег, понаблюдайте, как меняется все вокруг, как красивостановится. Это снегопад. Прочитайте отрывок из стихотворения
И. Сурикова «Зима» :
После снегопада посмотрите с детьми на большие сугробы. Загадайте загадку: «Я как песчинка мал, а землюпокрываю»
Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит на веткахпушистые гирлянды снега. Приучайте детей высказывать собственные впечатления,сравнивать, подбирать образные эпитеты, благозвучные метафоры, одним словом,работайте над связной речью и обогащением словарного запаса детей. Показывайтепример сами. Так, рассматривая сосну, прочитайте о ней стихотворение С. Есенина:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
Устное народное творчество также способствует глубокому познаниюмира детьми, привитию у них художественного вкуса, стремлению к созданиюкрасоты своими руками. Во время наблюдений необходимо применять меткие народные мудрости: приметы,загадки, потешки, сказки, легенды, хороводные песни, заклички, пословицы,поговорки и др. Например:
Вороны каркают стаей — к морозу.
Если зимой облака идут против ветра — к снегу.
Не тот снег, что метет, а что сверху идет.
Ветер снег съедает.
Бел, а не сахар, ног нет, а идет. (Снег.)
В огне не горит, в воде не тонет. (Лед.)
Важна практическая деятельность детей в зимний период, обычноона — следствие наблюдений.На участках старших дошкольников обязательно должны быть для подкормки зимующихптиц кормушки, которые укрепляют на деревьях так, чтобы дети имеливозможность наблюдатьза птицами.
Совместно с детьми можно:
—изготовить кормушки для птиц;
—зарисовать птиц, животных, их следы,оставленные на снегу;
—выявить свойства различных агрегатныхсостояний воды;
—уплотнить снег вокруг деревьев икустарников;
—зарисовать морозные узоры, снежинки;
—оформить альбомы с изображениемразличных форм снежинок;
изготовить различные фигуры из снега,разноцветные льдинки для украшения участка.
Огромное значение имеет экспериментальная работа с детьми дошкольноговозраста, вызывающая у ребенка интерес к исследованию мира, природы иразвивающая способность мыслить, стимулирует познавательную активность илюбознательность, активизируя восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями. Метод экспериментирования —средство, позволяющее ребенку моделировать в своем сознании картинумира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей,закономерностей.
Тематика опытов в зимнее время года может быть различной:
—выявление свойств и последующеесравнение агрегатных состояний воды;
—свойств снега, умеющего сохранять теплои таять при определенной температуре;
—дифференциации в процессах замерзанияразличных жидкостей;
—свойств льда и изготовление цветныхльдинок;
—сравнение талой и водопроводной воды;выявление изменения объема жидкости при нагревании.
Вот примеры несложных экспериментов, которые можно провести не только в детскомсаду, но и рекомендоватьродителям для проведения их в домашних условиях.
1. Снег сохраняет тепло: он укрывает землю, будто одеялом, охраняярастения и деревья от мороза.
Возьмите на прогулку две бутылки с водой одинаковой температуры.Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. В конце прогулкитемпература воды измеряется.
Вывод: вода в бутылке, закопаннойв снегу, охладилась меньше.
2. Воспитатель предлагаетдетям отгадать, где быстрее растает лед в миске с холодной или горячей водой.Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Времяфиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок; дети делаютвыводы.
3. Превращение снега в воду: внесите в комнату комок снега иположите в чашку. Узнайте у ребенка, можно ли эту воду назвать чистой. Почему?В чашке видны частички грязи, пыль, потому что в воздухе, через которыйпролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частицы копоти. Снег подороге собрал их — стал грязным. Воздух после снегопада становится чище, пахнетморозом, свежестью. Необходимо объяснить ребенку, почему нельзя есть снег.
Зимой с целью укрепления здоровья детей необходимо приобщать ихк выращиванию зеленого лука, чеснока и других овощных культур. Детям необходимоне только прививать навыки трудовой деятельности, но и способствовать накоплениюсистемы знаний о растительном мире: как правильно высаживать,пересаживать, поливать, пикировать, опрыскивать растения. Также с помощьюпростейших опытов можно подвести детей к пониманию того, что растения живые:они пьют, дышат, развиваются, им необходимы соответствующие условия жизни —свет, влага, тепло.
Можно организовать проведение опытов совместно с детьми старшегодошкольного возраста.
1. Взрослый предлагает выяснитьна примере выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают частьлука колпаком из плотного темного картона.
Зарисовывают результат опыта через 7—10 дней (лук под колпаком сталсветлым). Убирают колпаки. Через 7—10 дней вновь зарисовываютрезультат (насвету стебли позеленели).
Вывод: чтобы лук оставалсязеленым, ему необходим свет.
2. Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут житьбез воды; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без поливарастение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость и т. д.).Результаты наблюдений засостоянием растения в зависимости от полива зарисовывают в течение однойнедели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, чторастения без воды жить не могут.
3. Взрослый спрашивает, почему на веточках нет листьев.Предлагает внести ветки в помещение. Дети наблюдают за изменением почек (почки увеличиваются вразмере, лопаются, появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками наулице (ветки без листьев, зарисовывают, строят модель зависимости растений оттепла (для жизнии роста растениям нужно тепло). Взрослый предлагает определить, какпродлить лето для цветов (внести цветущие растения с клумбы в помещение,выкопав корни растений с большим комом земли, чтобы не повредить их). Оформляютрезультаты наблюдений ввиде модели зависимости растений от тепла.
Работа детского сада и семьи должна строиться на принципахвзаимодействия, взаимосотрудничества. Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и вдетском саду помогает им увидеть мир с позиции ребенка и относиться к нему какк равному. Родители становятсяполноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, так как онипонимают, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Поэтомунужно использовать различные формы работы с родителями
