Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Мастер-класс: «Эффективные приемы развития читательской грамотности и
soft-skills навыков учащихся в процессе обучения».
Садвакасова Елена Александровна, учитель русского языка
и литературы, ОРКСЭ высшей категории
МБОУ «Лицей № 19» -
2 слайд
План мастер-класса
1. Понятие читательской грамотности и ее важность в современном мире;
2. Типы текстов и контексты чтения;
3. Глаголы как индикаторы уровня читательской грамотности;
4. Как можно доработать существующие задания?
5. Как разработать собственные задания?
6. Советы учителю -
3 слайд
Что такое читательская грамотность?
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (OECD, 2009).
Читательская грамотность (чтение, письмо, говорение; язык/родной язык + иностранные языки) — это способность извлекать смысл и создавать смысловые сообщения на естественных языках в разных текстовых и визуальных форматах, в том числе в цифровой среде (читательская и визуальная грамотность + цифровая грамотность) (Добрякова, Фрумин, 2020)
-
4 слайд
Результаты России
по читательской грамотности
исследований PISA и PIRLS
в рейтингахPIRLS — 1 место в 2016 году;
(ОСВОЕНИЕ ОСНОВ ЧТЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ
приобретения читательского
литературного опыта освоения и использования информации)
PISA- 2015г. — 28 место
2018г. — 31 место
(в 2019 и 2020 году наблюдается небольшая положительна динамика) -
5 слайд
Вывод:
учителя в школах не работают над развитием навыков читательской грамотности, в том числе потому, что заданий на развитие ЧГ нет в УМК (Цукерман, 2011), (Добрякова, Фрумин, 2020)
в учебниках преобладают сплошные тексты
например:
РЛанин Б. А. Литература. 9класс.: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Б. А. Ланин. Л. Ю. Устинова; под ред. Б. А.аздел “Классическая литература XIX века”. -
6 слайд
Типы текстов
Сплошные тексты
(газетные статьи, эссе,
романы) 1
Несплошные тексты
(списки, таблицы, графики, диаграммы)
2
Смешанные тексты 3
(веб-страницы,
журнальные статьи)
4 Составные тексты
(несколько обложек,
журналов разной
направленности) -
7 слайд
Типы ситуаций
1 2
личные ситуации учебные ситуации3 4
общественные деловые ситуации ситуации
-
8 слайд
Сопоставления уровней читательской грамотности по PISA с таксономией Блума-Андерсона + глаголы действия, которые управляют деятельностью учащихся.
-
9 слайд
-
10 слайд
АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ УЧЕБНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (по итогам исследования магистрантов программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ):
-
11 слайд
Анализ заданий на развитие ЧГ в двух линиях
учебников по литературе -
12 слайд
РЕКОМЕНДАЦИИ : таблица глаголов действия, соответствующих уровням ЧГ.
1в уровень: чертить, распознавать, пдписывать, выбирать, записывать, читать наизусть, перечислять, повторять.
1а уровень: подбирать, делать вывод, находить несколько единиц явной информации, определять главную тему.
2 уровень: обосновывать, устанавливать связь, подтверждать, описывать, пересказывать, преобразовывать, предсказывать.
3 уровень: применять, составлять, решать, конструировать, сообщать, истолковать значениеслова или фразы.
4 уровень: анализировать, сортировать, классифицировать,сравнивать, дискутировать.
5 уровень: критически оценивать, рецензировать, раскрывать тему, давать оценку, выводить заключение.
6 уровень: объединять, сочинять, разрабатывать, проектировать, формулировать, составлять план. -
13 слайд
Попробуйте доработать задания к рассказу А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» в соответствии с уровнями ЧГ.
-
14 слайд
Попробуйте доработать задания к рассказу А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» в соответствии с уровнями ЧГ.
1в уровень: чертить, распознавать, пдписывать, выбирать, записывать, читать наизусть, перечислять, повторять.
1а уровень: подбирать, делать вывод, находить несколько единиц явной информации, определять главную тему.
2 уровень: обосновывать, устанавливать связь, подтверждать, описывать, пересказывать, преобразовывать, предсказывать.
3 уровень: применять, составлять, решать, конструировать, сообщать, истолковать значениеслова или фразы.
4 уровень: анализировать, сортировать, классифицировать,сравнивать, дискутировать.
5 уровень: критически оценивать, рецензировать, раскрывать тему, давать оценку, выводить заключение.
6 уровень: объединять, сочинять, разрабатывать, проектировать, формулировать, составлять план. -
15 слайд
Примеры применения вопросов таксономии Б.Блума технологии РКМЧП.
-сравните образы Толстого и Тонкого в рассказе А.П. Чехова «Тостый и Тонкий»;
— систематизируйте материал в форме любой схемы. -
16 слайд
Примеры применения приёмов технологии РКМЧПна уроках литературы
— раскройте роль природы и монастыря в судьбе Мцыри;
— объедините материал в графическу схему. -
17 слайд
РЕКОМЕНДАЦИИ : таблица глаголов действия, соответствующих уровням ЧГ.
1в уровень: чертить, распознавать, пдписывать, выбирать, записывать, читать наизусть, перечислять, повторять.
1а уровень: подбирать, делать вывод, находить несколько единиц явной информации, определять главную тему.
2 уровень: обосновывать, устанавливать связь, подтверждать, описывать, пересказывать, преобразовывать, предсказывать.
3 уровень: применять, составлять, решать, конструировать, сообщать, истолковать значениеслова или фразы.
4 уровень: анализировать, сортировать, классифицировать,сравнивать, дискутировать.
5 уровень: критически оценивать, рецензировать, раскрывать тему, давать оценку, выводить заключение.
6 уровень: объединять, сочинять, разрабатывать, проектировать, формулировать, составлять план. -
18 слайд
Рефлексия
Что показалось самым сложным при доработке
заданий?
На что вы раньше не обращали внимание при
работе с заданиями после текста, а теперь
заметили?
