Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Наука. Основные особенности научного мышления.
Естественные и социально-гуманитарные науки -
2 слайд
Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов
Наука
потребности развития общества;
материально-техническая база общества.
Общество
Внутренние законы науки
преемственность;
чередование относительно спокойных периодов развития и научных революций;
сочетание процессов дифференциации и интеграции;
углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.Особая система знаний о человеке, обществе, природе, технике, полученная в результате исследовательской деятельности учёных и научных учреждений
-
3 слайд
Наука
(в форме научных представлений, понятий, теорий), приведённая в целостную систему на основе определённых принципов
Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)
Институт общества
Отрасль духовного производства
Система знаний
Опытно-конструкторские изыскания
Система научных исследований
Основная продукция
Понятия, законы, теории -
4 слайд
ОСОБЕННОСТИ НАУКИ
отображение окружающей действительности в научных знаниях с помощью понятий и терминов;
системность — знания, получаемые в результате научной деятельности, взаимосвязаны и образуют систему, благодаря чему наука формирует единую картину мира;
отбор объективных, достоверных и точных научных фактов;
формулирование проблемы и построение гипотезы, способной её решить;
использование специальных методов исследования и сбор данных;
теоретическое обоснование понятий, принципов, законов;
общезначимость — знания, получаемые в результате научной деятельности, имеют значение для всего человечества;
проверка знаний с помощью доказательств.
связь с практикой — наука решает практические проблемы, позволяет прогнозировать перспективы практической деятельности.
специфический язык -
5 слайд
модели развития научного знания
истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников.
Постепенное развитие науки
1 -
6 слайд
модели развития научного знания
периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».
Развитие науки через
научные революции
2 -
7 слайд
модели развития научного знания
за эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики;
отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость.
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания
3 -
8 слайд
модели развития научного знания
строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использования теории и методов других наук.
Развитие через интеграцию научного знания
4 -
9 слайд
Функции современной науки
-
10 слайд
Функции современной науки
-
11 слайд
Классификация наук
-
12 слайд
Классификация наук
-
13 слайд
социальное и гуманитарное знания
XIX в.
Общественные изменения
Прогресс естествознания
потребность в лучшем понимании социальных процессов и возможном управлении ими
стремление создать научную социологию по образцу естественных наук
Социальные науки
изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса
изучение целей и мотивов деятельности человека, его духовных ценностей, личностного восприятия мира
Результат исследования
Социальное знание
Гуманитарное знание
анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений
анализ целей, мотивов, ориентаций человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений -
14 слайд
социально-гуманитарные науки
наука, изучающая прошлое человеческого общества.
История
1(от гр. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном)
-
15 слайд
социально-гуманитарные науки
комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре.
Культурология
2(от лат. cultura — возделывание, обрабатывание и гр. logos — учение, слово)
-
16 слайд
социально-гуманитарные науки
наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом.
Политология
3(от гр. politik — права гражданства, политический порядок и гр. logos — учение, слово)
-
17 слайд
социально-гуманитарные науки
наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности.
Правоведение
4 -
18 слайд
социально-гуманитарные науки
наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных.
Социология
5(от гр. societas — общество и гр. logos — учение, слово)
-
19 слайд
социально-гуманитарные науки
наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.
Философия
6 -
20 слайд
социально-гуманитарные науки
наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.
Экономика
7(от гр. oikos — домашнее хозяйство и гр. nomos — правило)
-
21 слайд
социально-гуманитарные науки
наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.
Эстетика
8(от гр. aisthetikos — чувствующий, чувственный)
-
22 слайд
социально-гуманитарные науки
одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль.
Этика
9(от гр. ethos — привычка, обычай)
-
23 слайд
УЧЕНЫЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Наука включает в себя не только систему знаний, но также научные учреждения и научных работников. Признанным центром фундаментальных исследований науки в нашей стране является Российская академия наук (РАН).
Учёные, исследователи, эксперты, лаборанты – особая категория людей. Они обладают научным мировоззрением и получают огромное удовольствие от научной творческой деятельности. Их труды вносят вклад в развитие определённой отрасли науки.
Главной задачей научных работников является получение, обоснование и систематизация новых истинных знаний о реальном мире. -
24 слайд
УЧЕНЫЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Социальную ответственность учёный несёт не только за то, что уже сделано. Он ответственен и за выбор новых направлений исследований, особенно в области биологии и химии. В связи с социальной ответственностью учёных на первый план выходит этика науки. В ней воплощены общечеловеческие моральные ценности, нравственные правила и нормы.
Учёный, игнорирующий требования научной этики рискует потерять уважение в глазах коллег и оказаться вне науки.
В число этических норм учёных относятся:
принцип «не навреди»;
в науке нет места субъективности;
истина дороже всего;
честно признавай заслуги своих предшественников и многие другие.