Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Приёмы формирования смыслового чтения
на логопедических занятиях
Рыжакова Надежда Александровна
учитель – логопед ГБОУ школа № 332
Невского района
г. Санкт — Петербурга -
2 слайд
Проблемы читательской грамотности
У детей с нарушениями речи очень ярко выражены проблемы читательской грамотности :
— это низкая скорость чтения;
— низкий уровень развития читательского интереса;
— непонимание смысла прочитанного из-за ошибок при чтении слов
или в силу малого объёма словарного запаса;
— отсутствие возможности извлечения необходимой информации из прочитанного.
Особенности формирования читательской грамотности заключаются в:
1. Формировании навыка чтения, который строится на умении правильного прочтения слова, на понимании смысла текста и умении выразительно читать.
2. Овладение техникой чтения
3. Формировании читательских интересов.
Основным из показателей читательской грамотности является умение работать с текстом:
— общее понимание текста,
— ориентировка в тексте,
— глубокое и детальное понимание содержания и формы текста;
— использование информации из текста для различных целей. -
3 слайд
Константин Дмитриевич Ушинский
(1823 – 1870)
«Читать — это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.»
«Учитель всех учителей» -
4 слайд
Что такое смысловое чтение?
Одно из требований ФГОС – обучение на основе принципов метапредметности. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, понимание его смыслового содержания.
Что такое смысловое чтение? Для чего младшему школьнику нужно учиться читать осмысленно?
Смысловое чтение – это такой вид чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Легко ли это? Особенно для младшего школьника, который совсем недавно научился читать…
Если ребёнок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Читающий сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
-
5 слайд
Какие умения формирует смысловое чтение?
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников
формируются умения:
понимать текст;
анализировать, сравнивать, видоизменять;
генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Для учащегося учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. А результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. А это главный принцип ФГОС – «Научить учиться».
Для работы с текстами подобраны задания, которые развивают умения читать и понимать содержание текстов, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном, а также способствуют возникновению интереса к чтению. -
6 слайд
Во время зимних кочёвок стайки свиристелей могут надолго, иногда на всю зиму, задержаться в тех местах, где много пищи – ягод рябины, калины, боярышника, шиповника, барбариса и другого лакомства. Её украшают крылья с красными пятнами и чёрной каймой, большие розовые хохолки на макушке, на шее чёрный шарф. Свиристели очень прожорливы. Гнёзда строят на высоких деревьях. Свиристель – нарядная певчая птица. Питаются насекомыми, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений.
Знакомство с предложениями на карточке
Прочитайте
Занятие 1. -
7 слайд
О ком вы прочитали, что узнали?
Какие слова непонятны?
(пояснение лексического значения непонятных слов. Слова, смысл которых вызвал затруднения у детей:
кочёвок, боярышника, барбариса, каймой, певчая (читают «певческая»), побегами).Лексическая тема «Птицы».
Актуализация знаний.
Подготовка к восприятию текста. Беседа. -
8 слайд
Актуализация знаний
-
9 слайд
-
10 слайд
Свиристель
Название этой нарядной птицы
связано с её пением, с журчащими трелями:
сви — ри — ри — ри — ри,
которое очень похоже на звуки свирели.
Слово «свиристеть» на старорусском
означает громко кричать, свистеть. -
11 слайд
После их пиршества
на снегу остаются
ягодные кляксы.
Свиристели не перелётные птицы, а кочующие. Стайками налетают на ягоды рябины, быстро склёвывают их и перелетают на новые деревца и кустики. -
12 слайд
-
13 слайд
Гнёзда свиристели строят на высоких деревьях, на высоте от 2 до 15 метров от земли.
Гнёзда внутри выстилают пухом,
пёрышками, шерстью животных. -
14 слайд
Порядок работы
Прочитайте
О ком вы прочитали, что узнали?
Какие слова непонятны, пояснение лексического значения непонятных слов.
Можно ли назвать прочитанное текстом?
Почему эти предложения нельзя назвать связным текстом?
Что нужно сделать, чтобы получился связный текст? (Установить правильный порядок предложений.)
Какой можно придумать к тексту заголовок?
Запишите заголовок в тетрадь: Свиристели.
Найдите первое предложение и поставьте перед ним цифру 1. (Предложение знакомит нас с героями или называет время, место событий. Оно привлекает внимание, словно открывает дверцу в текст и приглашает войти.)
Найдите второе предложение и поставьте перед ним цифру 2.
О чём говорится в этих двух предложениях?
Есть ли ещё предложения, в которых говорится о внешнем виде свиристеля?
Значит, закончилась первая часть текста. Как мы её можем назвать?
Запишите в тетрадь слово План и первый пункт плана. 1.Как выглядят свиристели? (1, 2)
13. Находим третье предложение и ставим перед ним цифру 3. .. 4…5
14. Продолжаем составлять план. -
15 слайд
План
Свиристели
1. Как выглядят свиристели? (1, 2)
2. Чем питаются? (3, 4, 5)
3. Где строят гнёзда? (1) -
16 слайд
5. Во время зимних кочёвок стайки свиристелей могут надолго, иногда на всю зиму, задержаться в тех местах, где много пищи – ягод рябины, калины, боярышника, шиповника, барбариса и другого лакомства. 2. Её украшают крылья с красными пятнами и чёрной каймой, большие розовые хохолки на макушке, на шее чёрный шарф. 3. Свиристели очень прожорливы. 6. Гнёзда строят на высоких деревьях. 1. Свиристель – нарядная певчая птица. 4. Питаются насекомыми, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений.
-
17 слайд
Свиристели
Свиристель – нарядная певчая птица. Её украшают крылья с красными пятнами и чёрной каймой, большие розовые хохолки на макушке, на шее чёрный шарф.
Свиристели очень прожорливы. Питаются насекомыми, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. Во время зимних кочёвок стайки свиристелей могут надолго, иногда на всю зиму, задержаться в тех местах, где много пищи – ягод рябины, калины, боярышника, шиповника, барбариса и другого лакомства.
Гнёзда строят на высоких деревьях. -
18 слайд
Занятие 2.
Стихотворение А. Шибаева «Забыл» …Федя сбегай к тёте Оле принеси немного соли соли соли я сейчас ох, и долог Федин час ну, явился наконец где ты бродишь сорванец встретил Мишку и Серёжку а потом искали кошку а потом потом нашли а потом на пруд пошли а потом ловили щуку еле вытащили злюку щуку щуку, но позволь а где же соль какая соль
Знакомство с записью на карточке -
19 слайд
Диалог
Отработка выразительности речи в парах— Федя, сбегай к тёте Оле. — А потом?
Попроси немного соли. — На пруд пошли.
— Соли? — А потом?
— Соли! — Поймали щуку!
— Я сейчас… Еле вытянули злюку
Ох, и долог Федин час! … — Щуку?
— Ну, явился наконец! — Щуку!
Где ты бродишь, сорванец ? — Но позволь, де же соль?
— Встретил Мишку и Серёжку… — Какая соль?
— Что ж потом?
— Искали кошку.
— А потом?
— Потом — нашли. -
20 слайд
Занятие 3.
2. Анализ текста
3. Беседа по содержанию
Папа принёс домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.
Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога.
Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она спешила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке.
Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.1. Знакомство с текстом
-
21 слайд
Типы текстов (памятка)
Кульминация – точка наивысшего напряжения, подъёма, развития действия.
-
22 слайд
Полная опорная таблица «Текст – повествование»
ИТОГ
РАЗВИТИЕ
КУЛЬМИНАЦИЯ
НАЧАЛО
Составление плана текста
Воробьиха спасла птенца -
23 слайд
Составление плана текста – повествования
Образец записи на доскеОпорные таблицы Название части текста Опорные слова
Начало Папа принёс птенца. Насыпала, бедняга, не посмотрелРазвитие Девочка вынесла клетку. Вынесла, на улицу, поставила
Кульминация Воробьиха кормит птенца. Вдруг, взяла, клюв, подлетела,
бежала, спешила покормить,
сидела на форточке
Итог Птенец улетел Когда подрос, открыла, позвала,
выпорхнул, улетелВоробьиха спасла птенца
-
24 слайд
Типы текстов
Составление листа – памятки на примере текста – повествования.
Использование листа – памятки для последовательного пересказаКульминация – точка наивысшего напряжения, подъёма, развития действия.
-
25 слайд
Литература
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2:Предложение. Текст: пособие для логопеда / под редакцией Р.И. Лалаевой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 302с. – (Коррекционная педагогика).
Ссылка на мультфильм по стихотворению О. Григорьева « Конфеты»
https://vk.com/video221173125_456239081
Шибаев А.А Язык родной, дружи со мной: Стихи. [Для ст. дошкольного. и мл. школ. возраста] / А. Шибаев; Рис. В. Гусева. — Л. : Дет. лит. : Ленингр. отд-ние, 1981. — 90, [5] с. : ил.; 29 см.; ISBN В пер.
Картинки и иллюстрации к презентации
https://yandex.ru/images/nastyrcija@mail.ru — электронная почта Рыжаковой Н.А. учителя – логопеда ГБОУ школа №332 Невского района Санкт — Петербурга
-
26 слайд
Желаем успешной работы!
