Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: организация инклюзивного пространства
Педагог-психолог МБОУ СОШ №2
Шебанова Н.И. -
2 слайд
Каждый ребенок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личным особенностям.
-
3 слайд
Понятие «сопровождение»
«Сопровождение» — это организованная психолого-педагогическая помощь учащемуся с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания.
Структурно «сопровождение» представляет собой комплекс действий, методик, мероприятий, реализующий заявленную цель. -
4 слайд
Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ
Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы. -
5 слайд
Необходимо комплексное психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода обучения в ОУ общего типа.
Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ
-
6 слайд
ПМП консилиум
Социальный
педагог
Логопед
Учитель
Администрация
школы
Медицинский работник
Дефектолог
Психолог -
7 слайд
Консилиум по результатам первичного обследования ребёнка
Определение коррекционной помощиКонсилиум по результатам промежуточного обследования ребёнка.
Анализ результативности сопровождающей деятельности.Корректировка содержания сопровождающей деятельности
Урочная деятельностьОпределение общих рекомендаций
Определение образовательного маршрутаКоррекционные занятия
групповые
индивидуальныеВнеурочная деятельность
Кружки
СекцииРеализация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ
Первичное обследование специалистами
Промежуточные обследования -
8 слайд
Нарушения
у детей
с ОВЗ
Эмоционально-волевая сфера
Познавательная сфера
Психические процессы
Речевые процессы
Графомоторные навыки
Мотивационная сфера -
9 слайд
Рабочая документация
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА учащегося с ОВЗ
Социальный паспорт семьи
Результаты психологического/дефектологического обследования школьника
Психологическое развитие ребёнка
Результаты логопедического обследования
Дневник динамического наблюдения обучающегося (заполняется 1 раз в полугодие )
Табель успеваемости за учебный год
Интересы и склонности учащегося
Посещение кружков и секций
Участие во внеурочной деятельности
Учёт профилактической работы, проводимой с учащимся -
10 слайд
Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ
Обучение и коррекция развития детей с ОВЗ должны осуществляться по адаптированным образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся . -
11 слайд
-
12 слайд
Первый вариант стандарта (цензовый уровень). Ребенок получает цензовое образование, сопоставляемое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованны в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательное условие — систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка.
-
13 слайд
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень). Образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные сроки в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья. Организация специального обучения и воспитания необходимо для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Необходимо усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использование полученных знаний в реальных условиях.
-
14 слайд
Третий вариант специального стандарта не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка.
-
15 слайд
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуально определяемый уровень итогового результата школьного образования). Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При значительном ограждении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.
-
16 слайд
7детей с диагнозом задержки психического развития .
1 ребенок с диагнозом моторная алалия.
2 ребенка с расстройством аутического спектра -
17 слайд
Основными направлениями в коррекционной работе являются
— коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
развитие зрительно-моторной координации;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
коррекция нарушений устной и письменной речи;
обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. -
18 слайд
Структура рабочей программы
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка (Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с интеллектуальными нарушениями . Индивидуальные психологические особенности ребенка.
Планируемый результат
Система оценки
2. Содержательный раздел.
Нормативная база
Цель
Задачи
3. Организационный раздел
Календарно-тематическое планирование.
Литература. -
19 слайд
Индивидуальный учебный план
Учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
(статья 2.23) -
20 слайд
Составление программы индивидуального сопровождения
В соответствии с поставленным диагнозом и рекомендациями ЦПМПК
Учет психофизических особенностей ребенка
В соответствии с АООП СОШ и ФГОС
С учетом материальной базы СОШ
Выбор ведущего специалиста -
21 слайд
Структура коррекционно-развивающих занятий
1 часть. Вводная.
Организационный момент.
Игры и упражнения на развитие произвольности психических
процессов.
2 часть. Основная.
Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации.
В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры .
3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки.
Рефлексия занятия, подведение итогов работы. -
22 слайд
Требования к занятию с детьми ОВЗ
Воздействие на все органы чувств
Разнообразные виды деятельности
Обращение к опыту ребенка
Комфортные условия на уроке
Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей
Содружество учителя
Задания малыми дозами
Игра
Чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность). -
23 слайд
Направления социально-педагогического сопровождение семьи в общеобразовательном учреждении
Организация образовательного процесса
Психолого-педагогическая диагностика проблем в развитии ребенка
Консультирование
Осуществление взаимодействия с различными организациями по оказанию специализированной поддержки и помощи, организации досуга и др. -
24 слайд
Взаимодействие с педагогами СОШ
Консультации
Мастер-классы
Семинары-практикумы
Мониторинг взаимодействия педагогов -
25 слайд
Приемы формирования ситуации успеха
Снятие страха — «Ничего страшного…»
Скрытая инструкция — «Ты же помнишь, что…»
Авансирование — «У тебя получится…», «Ты сможешь…»
Говорите это искренне и уверенно.
Усиление мотива — «Нам это нужно для…»
(«Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
Педагогическое внушение — «Приступай же…
Высокая оценка детали — «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»
(«Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т.д.») -
26 слайд
Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность
ПриемыОтмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
Формируйте веру в успех.
Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать…, сможешь и сейчас). -
27 слайд
Когда работают дети с ОВЗ
Когда понадобится на практике
Когда они кого-то сами смогут научить -
28 слайд
«Скажи мне — я забуду,
покажи мне – я запомню,
вовлеки меня – я пойму». -
29 слайд
Методические материалы
-
30 слайд
-
31 слайд
Методические материалы
-
32 слайд
Методические материалы
-
33 слайд
Методические материалы
-
34 слайд
Методические материалы
-
35 слайд
Демонстрационный материал
-
36 слайд
Эмоции и чувства
Моё настроение
Чем поделюсь, от сего избавлюсь -
37 слайд
Эмоции и чувства
-
38 слайд
Работа с пиктограммами
(авторы Баряева Л.Б.,ЛогиноваТ.Е.,Лопатина А.Л.)с неговорящими детьми ;
с детьми , имеющими речевое недоразвитие ;
с детьми с нарушениями эмоционально волевой сферы ;
с детьми испытывающими коммуникативные трудности ;
с детьми с нарушениями интеллектуальной деятельности;
Рекомендуется проводить коррекционную работу -
39 слайд
Работа с пиктограммами
Система невербальных средств общения предусматривает
первоначальное понятие «знак»(пиктограмма)
обобщающие понятие
закрепление навыка работы с пиктограммами
формирование логической цепочки
самостоятельная ориентировка в системе знаков действийЧто делают дети ?
О чем говорится в предложении ? -
40 слайд
Мнемотаблицы
-
41 слайд
Метод интеллектуальных карт (ментальные карты ) автор Тони Бьюзен
Преобразовывать текст
Сжимать информацию
Улучшает запоминание
Визуально четкие ассоциации
Ускоряет процесс обучения
Развивает креативность
Концентрация внимания на важных моментах
Развитие предметных ,коммуникативных , и творческих способностей
Корректировка знаний -
42 слайд
-
43 слайд
Развитие наглядно-образного, логического мышления, пространственных представлений
Тангран
Занимательные клетки
Математический планшет -
44 слайд
Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики
-
45 слайд
Разноцветный мир
-
46 слайд
Использование ИКТ
Ребусы
Крошка енот
Снежинки
Видиоазимут
Модули- 4 лишний -
47 слайд
Какая школа может называться инклюзивной?
Прежде всего, школа доступная. Не только архитектурно доступная, но и психологически открытая для любого ребенка. Инклюзия в образовании важна не сама по себе, а постольку, поскольку посредством включения в образование человек получает доступ в общество. Идея инклюзивной школы лежит в построении новой культуры, культуры включающего общества.
А изменение, наращивание культуры требует времени. -
48 слайд
Мир «Особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого ребенка»,иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого ребенка» — он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка – допускает лишь «своих» ! ! ! -
49 слайд
Спасибо за внимание