Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Все рядом лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат,
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила,
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
М.Цветаева -
2 слайд
Тема урока:
«Гражданская война в Бурятии». -
3 слайд
Гражданская война в России— ряд вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавших после установления власти большевиков в результате Октябрьской социалистической революции 1917 года
-
4 слайд
Цель урока
1.Выявить причины, основные противоборствующие силы гражданской войны на территории Бурятии; дать им характеристику; проанализировать состав участников; развивать умения работы с документами.
2 . Осмыслить трагизм гражданской войны 1918-1920гг., которая по-разному отразилась на судьбах людей.
3.Развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс.
4.Понять, что трагедия гражданской войны учит нас в первую очередь отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа «осчастливить» народ. -
5 слайд
План урока
1 Гражданская война в Бурятии: причины.
2 Противоборствующие стороны.
3 Основные события Гражданской войны.
4. Итоги и уроки Гражданской войны. -
6 слайд
Основные причины Гражданской войны:
— непримиримость позиций различных политических партий, группировок и классов в вопросах о власти, экономическом и политическом курсе страны; -ставка противников большевизма на свержение Советской власти вооруженным путем при поддержке иностранных государств;
-стремление последних защитить свои интересы в России и не допустить распространения революционного движения в мире;
-радикализм большевиков, считавших одним из важнейших средств достижения своих политических целей революционное насилие, стремление руководства партии большевиков на практике реализовать идеи мировой революции. -
7 слайд
Прочитайте и ответьте на вопрос;
Какие методы использовали в Гражданской войне Красные и Белые? Подчеркните в тексте.
«Нельзя строить армию без репрессий. Нельзя вести массы людей на смерть, не имея в арсенале командования смертной казни… Командование будет ставить солдат между возможной смертью впереди и неизбежной смертью позади» (Л.Д.Троцкий). -
8 слайд
Декрет СНК «О красном терроре» от 5 сентября 1918г.
«… Необходимо обезопасить Советскую Россию от классовых врагов путём изолирования их в концентрационных лагерях … подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам…»
Возникло новое явление заложничество. Заложников арестовывали и казнили за проступки других людей. Например, за убийство большевика В.Володарского расстреляно 500 человек. Новым в заложничестве стал арест членов семьи.
-
9 слайд
Документ 2.
Декрет СНК «О красном терроре» от 5 сентября 1918г.
«… Необходимо обезопасить Советскую Россию от классовых врагов путём изолирования их в концентрационных лагерях … подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам…»
Возникло новое явление заложничество. Заложников арестовывали и казнили за проступки других людей. Например, за убийство большевика В.Володарского расстреляно 500 человек. Новым в заложничестве стал арест членов семьи.
-
10 слайд
Документ 3.
Сообщение газеты «Правда» о зверствах унгерновцев от 2 июля 1920 года.
В районе Мензинска бессмысленная жестокость белогвардейских бандитов переходила все границы. Выжжен целый ряд селений и деревень в долине р. Мензы. Среди развалин найдено много полуобгоревших трупов. В двух верстах севернее Шону и Зимовье обнаружено 13 трупов женщин и детей исключительно женщин и детей, истерзанных и замученных белогвардейскими палачами. В том же районе неподалеку найдено еще две человеческие гекатомбы: одна в 20, другая в 30 замученных женщин, детей и стариков. ( Состав армии Унгерна состояла из русских, китайцев, монгол, бурят и японцев, вооруженная в большинсиве своем японскими винтовками).
На Дальнем Востоке японцы и белые сожгли в паровозной топке руководителей местных большевиков: С.Лазо, А.Луцкого, В.Сибирцева. -
11 слайд
Документ 4
Донесение в штаб Восточно-Забайкальского фронта о занятии г. Верхнеудинска и отступлении семеновцев в Даурию.
Регулярные советские войска встретились под Верхнеудинском с семеновским полком. Семеновцы, а также и японцы разбиты и отброшены с большими потерями. Верхнеудинск был занят 2 марта. Семенов вместе со своим штабом бежал из Читы в Даурию, где чехи отобрали у него последний паровоз. Вся местность окружена партизанами. В семеновских частях идет разложение. На станциях поставлены коменданты собственные коменданты и им вменено в непременные обязанности задерживать солдат, офицеров, бегущих из семеновских отрядов.
Передал компотел Самшеев
-
12 слайд
Документ 5
Постановление Прибайкакальского комитета РКП(б)
8 марта 1920г.
( Извлечение)
Принимая во внимание, что восстановление Советской власти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке может вызвать серьезные осложнения международного характера… Верхнеудинская организация РКП(б), не желая вовлечь Республику в новую, постановила: впредь до изменения международной конъюктуры в нашу пользу отказаться от немедленного установления Советской власти и признает целесообразным учреждение общедемократической земской власти…
Вопросы по документам: 1 Чем был обусловлен успех наступления партизан в Забайкальской группе советских войск? Почему освобождение Западного Забайкалья от белогвардейцев и интервентов не привело к восстановлению Советской власти? -
13 слайд
Причины победы красных?
1.Большевики смогли создать дисциплинированную армию.
2.Сумели мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.
3. Крестьяне — самая массовая социальная категория населения страны — после периода открытого неприятия политики большевиков и периода колебания, в большинстве своем поддержали Красную Армию.
4. Программа большевиков оказалась более понятной и привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть — их власть -
14 слайд
Причины поражения белых?
— Отсутствие единства в Белом движении.
— Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма.
— Не решали аграрный вопрос.
— Национальный вопрос.
— Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма.
— Моральное разложение армии. -
15 слайд
Итоги гражданской войны
Запишите итоги гражданской войны.
1. демографические —
2. экономические —
3.политические —
4.социальные последствия -
16 слайд
1) В ходе гражданской войны население России сократилось на 10 млн. человек, и только 2 млн. из них эмигрировали из России.
2) 7 млн. детей остались беспризорными.
3) Государство и экономика оказались полностью разрушенными.
4) Укрепление советской власти, власти большевиков. -
17 слайд
Уроки гражданской войны
Это национальная трагедия.
Высшей ценностью являются не идеи, а человеческая жизнь.
В гражданской войне нет победителей.
Нужно уметь идти на компромиссы.
Диктатура одной группы людей или партии должна быть исключена.
