История
Городецкаяроспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народнымхудожественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около городаГородец.
Начало городецкой росписи можноувидеть в резных прялках. Они в Городце были особенные благодаря донцам (дощечкана которую садится пряха) и гребню прялки. Донце украшалось местными мастерамис использованием особой техники инкрустации. В углубления вставлялисьвырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такиеэлементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в рукахгородецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основеобыкновенной доски. Позже умельцы начали пользоваться подкраской (яркимисиними, зелеными, красными и желтыми цветами), которые позволяли сделать донцееще красочнее. Увеличившаяся потребность в производстве прядильных донецпобудила мастеров пересмотреть технику декорирования, сделав ее более простой.Во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была замененаобыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декоромдонец становятся живописные элементы.
Технология
Технология городецкой росписи во многомпроще создания хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкаяроспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желанииможет быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Всеосновные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленныйоттенки. На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композициюбудущего узора. Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов,или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап,рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тономкраски (подмалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка(теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьераи др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки ибутоны. Заключительный этап росписи — нанесение черной (разживка) и белой(оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистьюи придает работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрываютбесцветным лаком.
Виды композиции
Существуеттри вида композиции в Городецкой росписи: цветочнаяроспись, цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»и сюжетная роспись.
Цветочнаяроспись чаще всего используется, так как она наиболее проста в исполнении.В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типыорнамента:
«Букет»
«Гирлянда»
«Ромб
«Цветочнаяполоса
«Венок»
Цветочнаякомпозиция с включением мотива «конь» и «птица» также очень распространена в городецкойросписи. Ее можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках ихлебницах, детской мебели и даже ложках.
Сюжетнаяроспись одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композицийгородецкой росписи. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничныевыезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современнойжизни, а также многое, многое другое.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
-
2 слайд
Городецкая роспись
-
3 слайд
Познакомиться с народным художественным промыслом Городец.
Узнать как расписывают
Цель урока -
4 слайд
Начало
Городецкой росписи где можно увидеть? -
5 слайд
Этапы городецкой росписи?
Подмалевок
-
6 слайд
Теневка
-
7 слайд
Разживка
-
8 слайд
Оживка
-
9 слайд
Виды композиций Городецкой росписи?
-
10 слайд
-
11 слайд
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Закончи предложение -
12 слайд
Украсить детскую игрушку лошадку городецкой росписью
Домашнее задание