Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
История фортепиано
-
2 слайд
Очень-очень давно в Др.Греции,ещё во времена Пифагора,существовал музыкальный инструмент , который называли «монохорд»(monos-от гр. один,shorde-струна).Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной.От ящика, сделанного из специального дерева,зависели тембр и громкость звука.Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками,а кроме них была ещё одна подвижная.Она передвигалась по струне, то укорачивая её звучащую часть, то снова удлиняя её,изменяя тем высоту звука.
монохорд -
3 слайд
клавикорд
Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным. А на одной из его сторон разместилась клавиатура.. Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение так называемые тангенты – металлические пластинки. Тангенты касались струн, и те начинали звучать. Звук клавикорда был очень нежным и певучим. Но был у клавикорда и существенный недостаток: несмотря на все усовершенствования, большой громкости звука так и не удалось добиться. -
4 слайд
Портатив-это разновидность клавесина,его первый вариант. Появился портатив во Франции. Он представлял собой ящик, внутри которого располагалась клавиатура. Этот ящик ставили на стол и таком положении на нём играли.
портатив -
5 слайд
В Европе была распространена ещё одна разновидность клавесина- это спинет. Он тоже был сделан в виде ящичка, который удобно было переносить с места на место. И портатив, и спинет всегда украшали росписью, резьбой, инкрустацией.
спинет -
6 слайд
Уже на первых порах,в 15-16 веках, клавесин сильно отличался от клавикорда. Вместо латунных тангентов мастера установили на задних концах клавиш вертикальные деревянные брусочки с пёрышками вверху. Пёрышки заставляли звучать струну уже не ударом, а щипком. Каждая клавиша имела собственную струну. Инструмент стал обладателем более громкого голоса, изменился и характер звучания. Правда, первые клавесины были несовершенны, но вскоре отчётливо выявилось основное преимущество клавесина:он был способен выступать в большом зале.
клавесин -
7 слайд
Наибольшее распространение этот клавесин получил в Англии. Там сформировалась целая школа «вёрджиналистов». Английская школа оказала влияние на первых сочинителей клавирной музыки в стиле барокко. Изображённый верджинел был сделан в Антверпене мастером Гансом Рукерсом старшим, главой знаменитой фламандкой династии органных и клавесинных мастеров.
верджинел -
8 слайд
Фисгармония , появившаяся во Франции в 1810г., была ещё не фортепиано, но уже не клавесин. Автором этого инструмента был Жан Мариус. Но в этом инструменте не предусматривались глушители для струн, и во время игры их звучание сливалось в сплошной гул.
фисгармония -
9 слайд
Позже во Франции появился ещё один инструмент-челеста (по ит.- «небесная», «прозрачная»).Она похожа на очень маленькое пианино, но вместо струн в нём металлические пластинки, по которым ударяют молоточки. П. И. Чайковский, услышав в Париже звучание этого инструмента, стазу же дал согласие на создание балета «Щелкунчик», т. к. уже знал в какой партии его использует и боялся, что кто-либо раньше его откроет миру этот инструмент.
челеста -
10 слайд
Создателем первого фортепиано считают клавесинного мастера из итальянского города Падуя- Бартоломео Кристофори.Но не он один причастен к рождению фортепиано. Во Франции Жан Мариус, в Германии Готлиб Шрётер предложили свои конструкции нового инструмента.
фортепиано -
11 слайд
На протяжении 19 века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный-рояль (в переводе с фр. «королевский») с корпусом в виде крыла. Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность.
рояль -
12 слайд
Другой вид фортепиано – вертикальный получил название пианино (с ит. «маленькое пиано»).
Пианино больше предназначалось для камерных концертов, то есть для исполнения в небольших помещениях -
13 слайд
В современный век электроники всё претерпевает изменения. Не обошли эти изменения и фортепиано. Первые эксперименты по созданию электронного пианино приходится на 1-ую половину XX века. Синтезатор, ионика, камертонное пианино, электропианино — это всё младшие братья фортепиано.
Младшие братья фортепиано -
14 слайд
Певцы фортепиано
Многие русские композиторы с огромным удовольствием писали фортепианную музыку. Это М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, С. С. Прокофьев и многие другие. Так, П. И. Чайковский написал целые фортепианные циклы.: «Детский альбом» и «Времена года».
Россия
М. А. Балакирев
М. П. Мусоргский
П. И. Чайковский
С. В. Рахманинов
А. Н. Скрябин
С. С. Прокофьев -
15 слайд
Певцы фортепиано
Для фортепиано писали Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт,Роберт Шуман, Фридерик Шопен, Ференц Лист, Феликс Мендельсон-Бартольди и многие другие композиторы.
Европа
Л. Бетховен
Ф. Шуберт
Р. Шуман
Ф. Шопен
Ф. Лист
Ф. Мендельсон-Бартольди -
16 слайд
«Поэтом фортепиано» называли великого польского композитора Фридерика Шопена. Почти все свои произведения он создал только для этого инструмента.
Фридерик Шопен -
17 слайд
В 1830-х годах фортепиано было очень распространённым инструментом. Великими героями дня были пианисты-виртуозы, а самым обаятельным из них был Ференц Лист (1811-1886). Он исполнял сложнейшую музыку на бешеной скорости и блестяще импровизировал. Даже ходили слухи, что он одержим дьяволом. По выражению В.Стасова, начиная с Листа «для фортепиано стало возможно всё».
Ференц Лист — Виртуоз-Композитор -
18 слайд
Ференц Лист за роялем
-
19 слайд
Пианисты-виртуозы
Весь мир знает прославленных пианистов — от Листа, Шопена, Скрябина, Рахманинова, которые были не только композиторами, но и выдающимися исполнителями до Антона и Николая Рубинштейна. Огромной известностью и любовью слушателей пользуются Александр Гольденвейзер, Святослав Рихтер, Михаил Плетнёв и другие гении фортепиано.
А. Скрябин
А. Рубинштейн
А. Гольденвейзер
С. Рихтер -
20 слайд
Юбилей фортепиано
В 2009 году фортепиано исполнилось 300 лет. Много это или мало?
Что это: красивый финал или новая жизнь в новом веке?…
Рояль в доме Бетховена