Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Музыкальная драматургия
Развитие музыки
Выполнила: Волкова М.Ю., учитель музыки высшей категории МАОУ СОШ № 33
-
2 слайд
Главное в музыке, как и в жизни — развитие.
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, также меняются внутри одного произведения музыкальные интонации, темы, мелодии. -
3 слайд
Содержание музыкального произведения неотделимо от его формы
Композиция музыкального произведения – структура, форма (построение музыки), результат развития музыкальной мыслиДраматургия — процесс развития музыкального произведения.
Музыкальная драматургия определяет форму, композицию и средства выразительности музыкального произведения
-
4 слайд
Какое изображение имеет конечный результат?
-
5 слайд
Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства.
И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё равно воплощает её в движении музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.
-
6 слайд
Модест Петрович Мусоргский
русский композитор
(1839 — 1881)
Из фортепианного цикла
«Картинки с выставки»
«Старый замок» -
7 слайд
2 3
4 5 6
Какие изображения замков созвучны по настроению с музыкой «Старого замка» М.П. Мусоргского? -
8 слайд
К названию пьесы композитор сделал примечание:
«Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню». -
9 слайд
Старый замок – образ вечности, отрешенности, неподвижности.
Мелодия трубадура – живая «сегодняшняя» печаль, страдание и тоска по ушедшему
У художника Гартмана ни на одной из двух картин, изображающих средневековый пейзаж с замком, трубадура не было. Трубадура придумал Мусоргский, оживив пейзаж. Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размеренного, однообразного аккомпанемента. Она вызывает созерцательное лирическое настроение. От песни трубадура веет рыцарским средневековьем — музыка передает то, что художник изобразил красками.
Ощущается дыхание истории -
10 слайд
Главное в музыке, также как и в жизни — развитие
Самые распространенные способы развития:
повтор
контраст
варьирование -
11 слайд
Закономерности музыкальной драматургии.
Особенности воплощения музыкальных образов сопоставление по принципу сходства или различияповторение
варьирование
Контрастное взаимодействие музыкальных интонаций, тем, эпизодов -
12 слайд
В «Старом замке» нет никакой звукоизобразительности, однообразен ритм — ♪♪♪♪, однообразно гармоническое сопровождение; и лишь в мелодии мы слышим грусть, тоску.
В мелодии трубадура заложены те ноты подлинного страдания и тоски по ушедшему, есть суть настроения пьесы.
-Сколько пластов прослушивается в данной пьесе?
На фоне вот такой статичности, отсутствия движения звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое развитие и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании — статичности и мелодии трубадура происходит слияние времен-ушедшего и устремление к настоящему. В этом и проявляется движение в музыке.
В развитии темы композитор использует принцип повторности -
13 слайд
Стихотворение французского поэта Теофиля Готье
«Средневековье» посвящено старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,
И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья Созвучны ли стихотворение и музыка?
В чем их сходство? А в чем различие? -
14 слайд
Роберт Шуман
немецкий композитор, педагог
1810 — 1856
«Порыв».Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»
-
15 слайд
1 2
-
16 слайд
Сколько тем звучит в пьесе?
Возникает впечатление двуплановости музыкального образа:
1) близкого, реального
2) далекой мечты -
17 слайд
Какой бывает драматургия?
Статичной
Динамичной -
18 слайд
Заключение
Музыкальная драматургия — это система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-театрального жанра (оперы, балета, оперетты и др.).
