Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Луганской Народной Республики
«Луганский государственный педагогический университет»Тема: Общие вопросы коррекционной педагогики и специальной психологии.
-
2 слайд
Коррекционная педагогика
– область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. -
3 слайд
Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или отдельных её качеств
Обучение – процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а так же личностные качества -
4 слайд
Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков
Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых функций организма -
5 слайд
Адаптация школьная – процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к её нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков
Реабилитация – процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками -
6 слайд
Специальная психология
— раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии, нарушения в развитии у которых связаны с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы
Цель — достижение человеком (ребенком) с отклонениями в развитии максимально возможной самостоятельности и независимой жизни -
7 слайд
Задачи специальной педагогики и специальной психологии
1. Разработка теоретических и методологических основ содержания специального образования детей с отклонениями в развитии.
2. Выявление общих и специфических закономерностей психического развития ребенка с отклонениями в развитии в сравнении с нормально развивающимся ребенком.
3. Разработка коррекционно-педагогических технологий воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
4. Разработка диагностических методик и способов педагогической и психологической коррекции различных типов нарушений в развитии у детей.
5. Создание необходимой учебно-методической базы в подготовке специалиста к коррекционно-педагогической работе с детьми с отклонениями в развитии. -
8 слайд
Методы специальной психологии
Научный метод — это исторически выработанный способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете. К общенаучным методам, которыми пользуются многие науки, и в том числе психология, относятся: эксперимент, наблюдение, беседа, сбор анамнестических данных и ряд других.
-эксперимент позволяет раскрыть сам процесс достижения того или иного результата, а главное — весьма точно определить потенциальные возможности испытуемого, т. е. зону его ближайшего развития.
-наблюдения в специальной психологии проводится особенно тщательно и длительно. Кроме того, он обязательно дополняется анамнестическим методом, которому в специальной психологии придается особое значение.
-Сбор анамнестических сведений проводится путем бесед психолога с родителями, учителями, воспитателями ребенка, путем анализа имеющейся документации. -
9 слайд
Основные направления (разделы) специальной психологии и педагогики
Разделы специальной психологии:
— олигофренопсихология – психология умственно отсталых;
— тифлопсихология– психология слепых и слабовидящих;
— сурдопсихология — психология глухих и слабослышащих.
Позже появились новые разделы: — психология детей с временными задержками психического развития (ЗПР); — психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; — психология детей с двигательными нарушениями; — психология детей с недостатками речи.
В настоящее время продолжается дифференциация и возникновение новых областей. Так, например, — не так давно появилась отрасль психология детей со сложными недостатками развития. -
10 слайд
Дефектология – изучает закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания.
-
11 слайд
Дефектология:
1. Специальная психология.
2. Специальная педагогика.
3. Сурдотехника — разрабатывает технические средства обучения, коррекции и компенсации дефекта слуха.
4. Тифлотехника — разрабатывает технические средства обучения, коррекции и компенсации дефекта зрения -
12 слайд
Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.
УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(сформулированы Г.М. Дульневыми А.Р. Лурия).
Первое – нормальная работа головного мозга и его коры.
Второе — нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов.
Третье – сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром.
Четвертое – систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в образовательной школе. -
13 слайд
Факторы недостаточности психофизического развития человека
По времени воздействия выделяют патогенные факторы:
пренатальные (до начала родовой деятельности); -
14 слайд
натальные (в период родовой деятельности) постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до трех лет). Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности.
Факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери), называются тератогенными. -
15 слайд
В пренатальный период:
Факторы риска:
адиоактивное и другие виды излучений
Физические повреждения, травмы
Интоксикации (лекарства, алкоголь)
Курение
Соматические заболевания ( паразитарные и вирусные инфекции, гормональные заболевания).
Хромосомные аберрации (аномалии) – изменение структуры или числа хромосом:
Синдром Дауна
Синдром Шерешевского – Тернера
Синдром Клайнфельтера -
16 слайд
Во время родов:
Асфиксия (кислородная недостаточность, степень повреждения мозга зависит от продолжительности)
Родовая травма (внутренние кровотечения, смещение позвонков и т.д.)В постнатальный период:
Заболевания в раннем возрасте (нейроинфекции, детские инфекционные заболевания)
Черепно-мозговые травмы (25 – 45% всех случаев повреждений в детском возрасте)
Эмоциональная и социальная депривация -
17 слайд
Типы нарушений развития Л.С. Выготский:
«Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка».В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции:
воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств);
рабочий аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами, железами);
центральная нервная система.
Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта:
— повреждение воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота);
— повреждение или частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки);
— недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие). -
18 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!