X-PDF

Презентация по русскому языку на тему «Художественный стиль речи. Тропы и фигуры речи (11 класс)

Поделиться статьей

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тема

    1 слайд

    Тема урока
    «Художественный стиль речи. Тропы и фигуры речи.».

    Подготовка к ЕГЭ. Урок в 11-ом классе.
    Хлопушина Наталья Владимировна
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ «Терелесовская СОШ»
    Вышневолоцкого района Тверской области

  • Актуализация

    2 слайд

    Актуализация знаний. Ответить на вопросы:

    1. Какие стили речи вам известны? От чего зависит использование того или иного стиля речи?
    2. Какие типы речи вам известны? Что помогает определить тип речи?

  • Самостоятельная

    3 слайд

    Самостоятельная работа.
    Определение стиля речи.
    Повторение. Отработка орфографических и пунктуационных навыков.

  • Самостоятельная

    4 слайд

    Самостоятельная работа. Определение стиля речи. Повторение.
    (1)Степями принято называть большие р..внинные пространства с травянистой растительностью развившиеся в условиях засушливого климата. (2)Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная р..стительность отл..чается от р..стительности лугов, которых много по бер..гам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря)
    1.Определите стиль речи, записав речевую ситуацию. 2. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. 3.Расставьте знаки препинания в предложении №1.

  • Повторение

    5 слайд

    Повторение ранее изученного материала.
    Какова цель текста художественного стиля?
    Какова сфера его употребления?
    Назовите жанры, характерные для художественного стиля.
    Назовите характерные черты художественного стиля
    Назовите языковые особенности художественного стиля.
    Что такое тропы?
    Что такое фигуры речи?

  • Тропы.ЭпитетМетафораМетонимиягиперболаСинекдохаОлицетворениеИронияСравнениеПе...

    6 слайд

    Тропы.
    Эпитет
    Метафора
    Метонимия
    гипербола
    Синекдоха
    Олицетворение
    Ирония
    Сравнение
    Перифраза
    литота

  • Практика.

    7 слайд

    Практика. Определить троп.
    «И очи синие бездонные цветут…»
    (А. Блок)
    «… огнем душа … полна»
    (М. Лермонтов)
    «Мужичок … с ноготок»
    (Н. Некрасов)

  • Практика.

    8 слайд

    Практика. Определить троп.
    «Блок мне казался … дорогим…, как в весеннем кусте соловей…»
    (К. Бальмонт)
    «Ругал Гомера, Феокрита…»
    (А. Пушкин)
    Швед, русский колет, рубит, режет.
    (А.С. Пушкин)

  • Практика.

    9 слайд

    Практика. Определить троп.
    «Лазурь небесная смеется…»
    (Ф. Тютчев)
    «Люблю тебя, Петра творенье…»
    (А. Пушкин)
    «А может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?!»
    (И. Ильф и Е. Петров)

  • Фигуры

    10 слайд

    Фигуры речи
    Эпифора
    Инверсия
    Оксюморон
    Ритоpическое обраще-ние
    Многосою
    зие
    Риторичес-кий вопрос, восклицание
    Умолчание
    Антитеза
    Градация

  • Практика.

    11 слайд

    Практика. Определить фигуру речи.
    Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов)
    Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?
    Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

  • Практика.

    12 слайд

    Практика. Определить фигуру речи.
    Иди, беги, лети и мсти за нас 
    (Пьер Корнель).
    Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
    Таинственно шумит лесная тишина. 
    (И. Бунин)

  • Практика.

    13 слайд

    Практика. Определить фигуру речи.
    И снег, и ветер, и звезд ночной полет.  (Ошанин)
    Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть 
    (А.С. Пушкин).
    Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской. (М. Лермонтов).

  • Работа

    14 слайд

    Работа с текстом. Тест № 26 (ЕГЭ)
    (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один?   (29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

  • Работа

    15 слайд

    Работа с текстом. Тест № 26 (ЕГЭ)
    «Когда автор рассказывает о том, как герой поехал поступать в лётное училище, язык его обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства — (А)_____ («будто удав», «словно серые степные гадюки») и (Б)_____ (предложения 21, 22), а также троп — (В)_____ («деревья… тянули кривые руки», «ужас… впился своей пастью…») — передают внутреннее состояние юноши. В финальной части важную роль играет троп — (Г)_____ («щемящей боли», «взволнованный взгляд»), который помогает понять настроение Кольки». 
    Список терминов:
    1) сравнительные обороты
    2) олицетворение
    3) однородные члены
    4) эпитет
    5) диалектизм
    6) риторическое обращение
    7) литота
    8) вопросительные предложения

  • Работа

    16 слайд

    Работа с текстом. Тест № 26 (ЕГЭ). Ответ.
    «Когда автор рассказывает о том, как герой поехал поступать в лётное училище, язык его обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства — (А)_____ («будто удав», «словно серые степные гадюки») и (Б)_____ (предложения 21, 22), а также троп — (В)_____ («деревья… тянули кривые руки», «ужас… впился своей пастью…») — передают внутреннее состояние юноши. В финальной части важную роль играет троп — (Г)_____ («щемящей боли», «взволнованный взгляд»), который помогает понять настроение Кольки». 

  • Домашняя

    17 слайд

    Домашняя работа

    1. Повторить теоретический материал, таблица «Художественный стиль».
    2. Подобрать из произведений художественной литературы примеры тропов и фигур речи, записать их в таблицу.
    3. Тестовое задание № 26 (на сайте «Решу ЕГЭ»)


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет