Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зыковская средняя общеобразовательная школа»Проектно исследовательская работа
«Физика воды»Автор работы:
Миклушова Арина ученица 8 класса
МБОУ «ЗыковскаяСОШ»
Руководитель работы:
Ганеева Г.М. учитель физики и астрономии
МБОУ «Зыковская СОШ»Зыково 2023
-
2 слайд
Понять воду – значит понять вселенную, все чудеса природы и саму жизнь.
Масару Эмото -
3 слайд
Цель работы:
изучив имеющуюся литературу, опытным путём подтвердить или опровергнуть тот факт, что обычная вода обладает удивительными свойствами и исследовать возможности их использования в жизни человека.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать информацию по данной проблеме;
2.Определить и выделить интересные факты, удивительные свойства воды;
3.Провести опыты, доказывающие уникальность воды;
4.Проанализировать полученные результаты;
5.Создать картотеку интересных опытов и экспериментов с водой для юных исследователей в кружке «Нескучная физика» «Удивительная вода» -
4 слайд
Методы исследования:
Изучение и анализ литературы и Интернет–статей по данной теме: «физические свойства воды»;
Систематизировать представления о физических свойствах воды;
Проверить экспериментальным путём физические свойства воды;
Формировать представление о физических свойств воды;
Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение собирать и анализировать накопленный материал;
Развивать навыки исследовательской деятельности через эксперимент.
Фото- и видеосъёмка -
5 слайд
Гипотеза: предположим, что вода обладает удивительными свойствами, но как это доказать?
Проблема состояла в том, чтобы найти ответы на интересующие меня вопросы:
-Что такое вода?
-Все ли уже известно о воде?
-Какие физические свойства воды известны и доказаны?
-Какие существуют интересные факты о воде?
Я решила провести исследование -
6 слайд
Объект исследования: вода и её уникальные свойства, вода и её состояния.
Предмет исследования: свойства воды.
-
7 слайд
Практическая направленность — исследуя удивительные свойства воды, мы расширяем кругозор, развиваем логическое мышление и тренируем интеллект. Полученные знания можно использовать для проведения уроков и внеклассных мероприятий в начальных классах с целью вызвать интерес у учащихся к окружающему миру и выработать необходимые качества и умения использовать творческий опыт и знания в жизни.
-
8 слайд
Актуальность проблемы.
В школьном курсе физики жидкое состояние вещества и в частности вода изучается очень мало.
Закон Архимеда — в 7 классе;
тепловые явления – в 8;
насыщенный пар и влажность – в 7 и 10.
Вот, пожалуй, и всё. -
9 слайд
Значение воды
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент-Экзюпери
-
10 слайд
Физические свойства воды
1) Молекулы воды осуществляют переходы из одного состояния в другое.
2) При нормальном давлении температура плавления льда и замерзания воды равна 0°С. При повышении давления лед плавится при отрицательных температурах.
3) С увеличением солености понижается температура замерзания воды.
4) Плотность воды в твердом состоянии меньше, чем в жидком.
5) В диапазоне температуры воды от 0 до 4°С плотность воды не уменьшается, а увеличивается.
6) Аномальное изменение плотности приводит к аномальному изменению объёма воды. Объём льда всегда больше объема воды.
7) Высокая удельная теплоемкость воды.
8) Очень малая теплопроводность.
9) Вязкость воды невелика, поэтому вода подвижна.
10) Очень высокое поверхностное натяжение.
11) Свет частично поглощается и преломляется, поэтому проникает лишь на небольшую глубину.
12) Вода хорошо проводит звук (в 4-5 раз больше, чем в воздухе).
13) Низкая электропроводность. -
11 слайд
Оборудование: 2 стакана, вода (подкрашенная в разные цвета) и бинт.
Я наливаю во все стаканы воду, подкрашенную в разные цвета. Затем опускаю в стаканы бинт, свёрнутый в несколько слоёв так, чтобы в воде была только часть бинта.Результат: через некоторое время бинт становится весь разноцветным.
Вывод: этот опыт демонстрирует капиллярный эффект, то есть способность воды подниматься вверх по узеньким канальцам ниток, из которых сделан бинт.
Опыт: «Может ли вода подняться вверх?» -
12 слайд
Оборудование: ёмкость с чистой водой, жидкое мыло и молотый перец.
В ёмкость с водой насыпаю молотый перец, перец должен покрыть всю поверхность воды. Затем макаю палец в жидкое мыло и дотрагиваюсь до поверхности.
Результат: молотый перец начинает «бежать» от пальца в разные стороны!
Вывод: мыло меняет натяжение воды и перец стремится от пальца к краям ёмкости, где натяжение больше.Опыт: «Чудо – перец»
-
13 слайд
Оборудование: банка с водой, яйцо, монета и карандаш.
В процессе работы я выявляла свойство воды увеличивать предметы. Для этого я опускала в банку с водой поочередно сначала яйцо, затем карандаш, а в конце под дно банки подкладывала монетку.
Результат: каждый раз вода выполняла роль увеличительного стекла.Вывод: из-за преломления лучей света при прохождении из одной оптической среды (воздух) в другую (вода) предмет, погружённый в воду, кажется больше своих реальных размеров.
Опыт: «Проверка оптических свойств воды» -
14 слайд
Опыт: «Горка из воды»
Оборудование: стакан, вода и монеты.
Наливаю в стакан прохладную воду до краёв. Затем аккуратно опускаю по одной монетке в воду.
Результат: вода в стакане поднялась над поверхностью, но не вылилась на стол, а поднялась горкой, своеобразной водяной линзой, над краями стакана.Вывод: «виновато» поверхностное натяжение воды. Эта сила возникает на границе воды и воздуха. Так как поверхность воды чуть более плотная, чем остальная её часть, образуется своего рода «плёнка», которая не даёт воде перелиться через край стакана.
-
15 слайд
Оборудование: ёмкость с чистой водой, 5-7 зубочисток, жидкое мыло и ложка сахара.
Аккуратно кладу зубочистки на поверхность воды в произвольном порядке, важно, чтобы они не соприкасались. Затем кладу в середину миски сахар.Результат: зубочистки спешат к центру. Теперь кладу в то же место мыло.
Результат: зубочистки спешат в разные стороны!Вывод: сахар впитывает влагу, и зубочистки стремятся к созданному «водовороту», если можно так выразиться. Мыло же создаёт дисбаланс в натяжении воды — в центре миски оно становится слабее, и зубочистки стремятся туда, где натяжение поверхности более сильное.
Опыт: ««Дрессированные» зубочистки» -
16 слайд
Оборудование: вода, ножницы, листы цветной бумаги (тонкие и плотные) и просторная ёмкость для воды.
Аккуратно складываю листы бумаги, вырезаю цветочки и загибаю их лепестками внутрь. Затем кладу цветочки в ёмкость с водой.
Результат: через несколько минут происходит чудо – цветы раскрывают свои лепесточки!Вывод: все очень просто. Лепестки бумажных цветов впитывают в себя воду и под собственной тяжестью они «распускаются».
Опыт: «Бумажные цветы» -
17 слайд
Проверим силу воды.
Вывод:
Чем больше площадь соприкосновения поверхности воды с карточкой, тем больше нужно приложить силы, чтобы нарушить эту связь.
-
18 слайд
Опыт с кипятодним
из немногих развлечений на свежем ком на морозе (#дубакчеллендж)Эффектное превращение воды в снег —известное развлечение в холодную погоду. В январь 2023 году оно стало, например, воздухе, доступных жителям замёрзшего села Зыково.Эксперимент заключается в том, что на крепком морозе выплескиваете над собой кружку кипятка. Кипяток разлетается вверх веером и мгновенно испаряется. То есть на таком морозе кипяток превращается в пар, а холодная вода – нет.
-
19 слайд
Аномальное поведение воды
при замерзании
Одним из таких неповторимых свойств воды является ее способность расширяться при замерзании. Ведь все вещества при замерзании, то есть при переходе из жидкого состояния в твердое, сжимаются, а вода наоборот – расширяется. Ее объем при этом увеличивается на 9%. -
20 слайд
Опыт со сверхохлажденной водой
Оборудование: две бутылки (объемом 1,5 л.) с водой, предварительно охлажденные в морозилке 2,5 часа при температуре -25 градусов.
Результат: Достану бутылку из морозилки, ударю ее об стол – вода леденеет прямо на глазах.
Вывод: На самом деле, все довольно просто. Секрет кроется в физике процесса замерзания. Для того чтобы вода начала кристаллизоваться, должны присутствовать так называемые центры кристаллизации. В основном это различные примеси, находящиеся в воде. Дистиллированная вода полностью очищена от каких-либо примесей, поэтому процесс ее кристаллизации начинается лишь после удара об стол -
21 слайд
Опыт с водой и солью
Вывод: Когда вода находится в жидком состоянии, между ее молекулами остается свободное пространство, которое и заполняется молекулами соли. Когда все свободные участки заполнятся молекулами соли, она перестанет растворяться в воде (раствор достигнет насыщения) и жидкость перельется через край стакана. -
22 слайд
Мои опыты
Наблюдение кристаллизации
Воду с разными примесями налил в 7 одинаковых стаканов,
выставил на улицу. -
23 слайд
Наблюдение плавления льда. Все стаканы занесла в дом.
-
24 слайд
Капля чернил падает в воду. Казалось бы, ничего удивительного. На первый взгляд, произойдет диффузия и вода равномерно окрасится. Оказывается, нет! Наблюдаемое явление называется образованием вихревых колец в воде.
Когда капля чернил падает в воду, образуется кольцо, состоящее из чернил и движущееся вниз. Вместе с кольцом движется объем жидкости, образующий тело вихря, которое также окрашено, но гораздо слабее. Характер движения очень заметно зависит от соотношения плотностей чернил и воды. Наблюдать за образованием и движением колец очень интересно!
Снимки выполнены с одинаковым интервалом времени. -
25 слайд
-
26 слайд
-
27 слайд
Какая бывает вода?
В зависимости от содержания в воде различных примесей ее можно разделить на несколько классов: пресную воду, соленую и рассолы. Поэтому, в зависимости от наличия в воде примесей, меняются и её физические и химические свойства.
Для этого опыта я взяла пробирки с
Обычной водой
Соляным раствором (вода+NaCl)
Минеральной водой
Поставили их в морозильную камеру на 2 часа. -
28 слайд
А вот вода с солью за 2 часа лишь приобрела лёгкий налёт на поверхности.
И , наконец, минеральная вода приобрела самую удивительную модификацию.Из-за наличия в воде углекислого газа, она застыла “слоями” -
29 слайд
Вода
Лёд
Лёд
И , наконец, минеральная вода приобрела самую удивительную модификацию.Из-за наличия в воде углекислого газа, она застыла “слоями” -
30 слайд
Что это даёт?
В морях и непроточных озёрах, из-за содержания примесей, замедляется процесс замерзания. Следовательно, более холодная вода опускается.
На морях сев. полушария образуется более льда, чем на морях южного, вследствие того, что первые более окружены материками и островами и получают большее количество
пресной речной воды. -
31 слайд
Интересные факты о воде
Факт первый: самая чистая вода
в ФинляндииФакт второй: у воды более
3 состоянийФакт третий: вода как стекло
Факт четвертый: вода как диета
-
32 слайд
Факт пятый: вода для здорового сердца
Факт седьмой: самая дорогая вода
Факт шестой: 35 тонн воды за жизнь
Факт восьмой: есть вода, которая горит
-
33 слайд
Применение воды в жизни человека
Главный потребитель воды на Земле — это человек.
Вода является для человека исключительно важным источником питания. По статистике человек за месяц в норме потребляет 60 литров воды.
Именно вода доставляет к каждой клеточке нашего организма кислород и питательные вещества.
Благодаря наличию воды наш организм может регулировать температуру тела.
Вода также позволяет перерабатывать пищу в энергию, помогает клеткам усваивать питательные вещества. А еще вода выводит шлаки и отходы из нашего тела.
Человек повсеместно использует воду для своих нужд: для питания, в сельском хозяйстве, для различного производства, для выработки электроэнергии. -
34 слайд
Заключение
Вода — одно из самых удивительных веществ в природе. Без воды не может жить человек, животные, растения. На основании проведённых опытов, было выяснено, какими основными свойствами она обладает.
-
35 слайд
Спасибо за внимание!
-
36 слайд
Литература и источники:
http://bessmerten.ru/bessmertie/water.htm
http://daskal.at.ua/publ/ehto_interesno/zhivaja_voda/5-1-0-3
http://dic.academic.ru/dic.nsf/simvol/124
http://h2osystem.ru/novosti/doklad-bolshom-kolichestve-silno-zagryaznyayushix-veshestv-v-vode.html
http://h2osystem.ru/novosti/doklad-bolshom-kolichestve-silno-zagryaznyayushix-veshestv-v-vode.html
http://ol-te.com/svojstva-vodi
http://ru.wikipedia.org
http://www.davidschweitzer.com/vortex.htm.
http://www.mirpozitiva.ru/video/voda.html
http://www.o8ode.ru/
http://www.ref.by/refs/93/21782/1.html
http://www.tiensmed.ru/news/clear-water-wkti
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/69/
http://www.water.ru/bz/digest/vz-what_is_water.shtml
http://www.wateroflive.ru/fotov.php
http://www.xumuk.ru/encyklopedia/786.html