Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Учитель географии
высшей категории
Рябинина Ольга ВладимировнаПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПРИ ОВЛАДЕНИИ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение Болтинская средняя общеобразовательная школа
2021-2022 учебный год -
2 слайд
Читать и не понимать – то же,
что совсем не читать.
Я. КоменскийЧтение – это один из истоков мышления и умственного развития.
В.А. Сухомлинский -
3 слайд
Задача учителя – обучение детей грамотному смысловому чтению
Прочные и осознанные навыки смыслового чтения способствуют:
— принятию и освоению школьниками социальной роли;
— развитию мотивов учебной деятельности;
— формированию личностного смысла учения. -
4 слайд
Познавательные УУД:
В учебниках:
— поиск и выделение информации;
— осознанное и произвольное построение высказываний;
— выбор эффективных способов решений;
— смысловое чтение;
— рефлексия, контроль и оценка процесса и результата. -
5 слайд
Уровни смыслового чтения:
— поиск информации;
— понимание прочитанного;
— преобразование информации;
— интерпретация информации;
— оценка информации. -
6 слайд
Учебник – главный инструмент в работе учителя географии
Принципы построения учебника географии:
-деятельностная структура учебника (выделяется материал для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся);
— практическая направленность;
— мотивация (целевые установки, план – схемы, творческие задания, практические работы, фактический материал, объекты исследования);
— обеспечивает возможность использования открытых образовательных технологий, интернет – ресурсов. -
7 слайд
Виды работы с учебником:
— воспроизведение;
— логико – структурный анализ; — поиск объяснения;
— творческая деятельность;
— обучение в учебных ситуациях;
— организация речевой деятельности. -
8 слайд
Виды смыслового чтения:
-
9 слайд
Изучающее чтение
внимательное вычитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста;
принцип: практикуется на небольших по объему текстах определенной трудности, так как его главная цель – качественная сторона чтения, полнота и точность понимания;
задача: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию -
10 слайд
Что дает смысловое чтение?
развивается воображение;
активное взаимодействие с внутренними образами;
возникает контакт между учеником, текстом и окружающим миром;
развивает устную и письменную речь. -
11 слайд
Приемы работы с текстом на уроках географии
-Проблемно – поисковый приём
-Составление кластеров
-Развернутые и простые вопросы
-Выглядит так, звучит так
-Ориентиры представления
-«Верные» и «неверные» утверждения. -
12 слайд
Проблемно – поисковый приём
Жизнь и хозяйственная деятельность людей неразрывно связаны с природой. Люди все активнее вовлекают ее в хозяйственный оборот.
О чём говорится в тексте?
Какой у вас возникает
вопрос?
Сформулируйте темы урока.
Определите цели урока.
Как можно добиться
поставленной цели? -
13 слайд
Составление кластеров
При чтении какого – либо текста ребята учатся составлять кластеры, то есть смысловые единицы текста и графически их оформлять в определённом порядке, они могут применяться на любом этапе урока . Данная система охватывает очень большую информацию , они могут быть как очень простыми так и достаточно сложными. Например, при изучении темы: «Виды равнин» ребята могут составить кластер.
-
14 слайд
Простые и развернутые вопросы
Учитель дает задания учащихся прочитать текст и придумать простые и развернутые вопросы
Простые вопросы кто, что когда, может будет , могли, как звали и т.д
Развернутые вопросы объясни, почему, в чём различие, докажи….
При применении этого приёма формируются умения ставить к тексту вопросы разной направленности;
— отвечать на вопросы, строить ответы, в том числе и развёрнутые;
— объяснять значение незнакомых слов и понятий (работа со словарем, терминологическим аппаратом учебника, Интернет – ресурсами, что обеспечивает формирование умения вести поиск нового знания из источника);
— работать с информацией – извлекать и толковать подтекстовую («междустрочную» или «скрытую») информацию, перерабатывать её (выделять причины и следствия)
-уметь организовывать свою деятельность по алгоритму и т. д., коммуникативные — овладевать приёмами монологической и диалогической речи и т.д. -
15 слайд
Выглядит так, звучит так
Приём направлен на присвоение понятий на стадии вызова учащимся предлагается записать зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, а затем найти это понятие в тексте. Формируются так же несколько видов УУД.
Например, при знакомстве с понятием ветер, можно дать послушать шум ветра, дети записывают ассоциации, а затем формулируют понятие, это понятие находим в тексте, и сравнивает его с нашими ассоциациями.
Понимать переносный смысл выражений, понимать и обороты употреблять речи, давать понятия. -
16 слайд
Ориентиры представления
Прочитайте ориентиры и отметье + или — до чтения и после чтения Если ваш ответ изменился объясните почему это произошло.
Ученик учиться отбирать необходимую информацию, делать предположения, подтверждать гипотезы -
17 слайд
Верные и неверные утверждения
1. Целью экспедиции С. Дежнева было открытие северной оконечности России
2. В. Атласов совершил путешествие на Камчатку, произведя ее подробное описание.
3. В середине 17 века В.Поярков и Е. Хабаров разными путями вышли к Амуру.
4. Первый отечественный географический атлас «Чертежная книга Сибири» был создан В. Н. Татищевым.
5. Семенов – Тян-Шанский, выдающийся русский географ, создатель 12 томов «Живописная Россия»Учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся попробовать на них ответить, аргументируя своё предположение. После этого учащимся предлагается прочитать текст и найти подтверждение своим ответам.
Ученик учиться выдвигать гипотезы о связях и закономерностях , событиях, подтверждать гипотезы на основе прочитанного текста. Это задание способствует формированию навыков смыслового текста, а так же личностных, познавательных, коммуникативных УУД. -
18 слайд
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, и веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться! Ф. Тютчев
