Директор МКОУ «Аккинская СОШ»
_______________Рамазанов А.Н.
МКОУ «АККИНСКАЯ СОШ»
ТАБАСАРАНСКИЙРАЙОН
О Т Ч Ё Т
Проектно-исследовательскаядеятельность
на урокахбиологии и во внеурочное время
Подготовил:Мурадханов Магомедага Ризаевич –
учитель биологии высшей категории
с.Хучни
2023
Проектно-исследовательскаядеятельность
на урокахбиологии и во внеурочное время
Подготовил:
учитель биологии МКОУ «Аккинская СОШ»
Мурадханов Магомедага Ризаевич
Метод проектов не является принципиально новым в мировойпедагогике. Он зародился в США в 20-е гг. XX в. Этот метод ещеназывали проблемным и связывали с идеями гуманистического направления впедагогике.
Формирование компетентностей у обучающихся – важная задача,стоящая перед современной школой. Эту задачу позволяет решить использованиетехнологии проектно – исследовательской деятельности в урочное и внеурочноевремя. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкоеиспользование в образовательном процессе современных образовательных технологийс учетом особенностей каждой ступени образования, активных и интерактивных формпроведения учебных занятий (компьютерных занятий, деловых и ролевых игр, разборконкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования иразвития ключевых компетентностей обучающихся.
Современный проект учащегося – это дидактическое средствоактивизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременноформирования определенных личностных качеств.
Метод проектов предполагает по сути своей использование широкогоспектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных нареальный практический результат.
Сущностью моей системы обучения является организация активной,сознательной, творческой деятельности обучающихся среднего и старшего
звена посредством проектно – исследовательской деятельности.Данная технология позволяет каждому ученику иметь возможность выступать вразличных коммуникативных ролях и являться субъектом собственнойкоммуникативной стратегии, что способствует развитию коммуникативнойкомпетентности.
Каждый учащийся ставит для себя цель, планирует своюдеятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательскихпроектов, приобретая навыки проектной компетентности.
Находя нужную информацию, обрабатывая и используя ее длярешения поставленных задач, он развивает информационную компетентность.
Ученик работает в группе, взаимодействуя с другими учениками,анализируя и корректируя свою деятельность, принимает различные социальныероли. Это способствует развитию социальной и рефлексивной компетентностей.
В своей работе я использую следующие типы проектов:
· исследовательские,
· поисковые,
· творческие,
· социальные.
По количеству обучающихся, участников проекта:
— индивидуальные,
— парные,
-групповые.
По времени работы над проектом:
— краткосрочные,
— средней продолжительности,
— долгосрочные.
Этапы работы над проектом:
— проблема,
— проектирование,
— поиск информации,
— продукт,
— презентация.
Стараюсь организовать свою работу через различные формыорганизации:
урок, групповую, индивидуальную, парную формы работы — формироватьу обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Исследованиеможет быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементыисследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене,тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческойсамостоятельности.
В качестве тем мои обучающиеся выбирают наиболее актуальныепроблемы: экологические проблемы и проблемы энергосбережения, косвенно касаясьэкономических проблем, проблемы сохранения и укрепления собственного здоровья(проблема здоровьесбережения), проблемы использования и охраны природныхресурсов.
В нашей школе проектной деятельностью по биологии занимаютсяобучающиеся 7-11 классов, коллективно и индивидуально. Они способны увидетьсовременные актуальные проблемы и предложить способы их решения.
Мои обучающиеся выполняют краткосрочные и долгосрочные проектныеработы. Например, проект «Экологические проблемы родного края» былрассчитан на три месяца, а проект «Школьный двор – чистая страна» на 3года. Мини — проекты могут быть подготовлены в течении недели к конкретномууроку (проект «Эволюция кровеносной системы» в 8 классе и др.).
Проекты, разработанные нашими обучающимися, имеют практическуюнаправленность. Ученики не только изучают дополнительную литературу по теме, нои проводят различные исследования с природными объектами и явлениями,знакомятся с методиками и диагностиками.
Так, выполняя проект «Искусственный фотосинтез»,обучающиеся 9 класса использовали метод Сапожникова для исследования влиянияразличных условий на процесс фотосинтеза.
В проекте «Исследование экологического состояния лечебного родника(Мик1ран шид) на территории с.Акка» обучающиеся познакомились с новым дляних методом исследования – гидрологическим, определяя характер выхода источника,дебит родника, провели физико-химический анализ воды, лабораторныеисследования. Исследования показали, что можно использовать эту воду прилечении желчнокаменной болезни (холицестит и холелитиаз), а также прилечении мочекаменной болезни (нефролитиаз).
Проведя исследования, обучающиеся анализируют полученныеданные, делают выводы и на основе их приступают к конкретным действиям,реализуя поставленные цели и задачи.
Результатами проектов стали: информационно-просветительскаядеятельность среди обучающихся школы (в рамках недели Экологии проведенывнеклассные мероприятия, уроки Чистой воды, конкурсы рисунков, оформленыстенгазеты, выпущен бюллетень «Что такое энергоэффективность и для чего онанужна»), составлен экологический паспорт родника, приведены в эстетическоесостояние пришкольная территория, спортплощадка, клумбы. Итогом работы«Биоритмы» стали практические рекомендации по рациональной организации учебнойи внеурочной деятельности для обучающихся в связи с особенностями ихбиологических ритмов.
Экологический проект «Природа – дом в котором мы живем»(8 класс), отмеченный грамотой на муниципальном уровне (призёр районногоконкурса), позволил выработать ряд конкретных мер по возобновлению экосистемыреки Рубас на территории села Акка: обучающиеся не только подняли вопрос одальнейшей судьбе водоёма, но и предложили безопасные способы очистки береговреки от органических загрязнений.
Проект «Природа – бесценный дар, один на всех » (7класс), выполненный в рамках Международного экологического форума «Зелёнаяпланета – 2018», активизировал работу по пропаганде охраны природы. Учащийсянашей школы занял первое место на муниципальном уровне конкурса.
Обучающиеся 10 класса завершили работунад проектом «Экологическая культура. Мир и согласие». Экскурсии по экологическойтропе позволяют изучить различные аспекты экологии. Работа над проектом нетолько расширяет элементарные сведения об объектах, процессах и явленияхокружающей природы, но и акцентирует внимание обучающихся на различныхпроявлениях антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрутатропы, способствует развитию навыков комплексной оценки состояния окружающейсреды, освоению простейших методик по изучению состояния тех или иных природныхобъектов, воспитанию экологической культуры поведения в природе и уваженияк законам живой и неживой природы, умению соотносить свою деятельность с этимизаконами.
Отмечена проектная работа обучающегося 11 класса Ахмедова Рагима,участника XI Всероссийского конкурсатворческих работ «Моя малая Родина», дипломом лауреата конкурса.
Вовлечение ребят в выполнение подобных экологических проектныхработ способствуют формированию у них бережного отношения к природе, готовностик рациональному природопользованию, к сохранению природных богатств и жизнивообще.
Современная действительность требует воспитания в молодых людяхактивного отношения к проблемам окружающей среды и экологическойкомпетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствуетпроектная деятельность, которая дает уникальную возможность превратитьпассивного созерцателя в активного творца.
Учительбиологии: Мурадханов М.Р.