X-PDF

Презентация Работа с детьми с нарушением зрения

Поделиться статьей

Презентация  для педагогов в коррекционном детском саду .

 

Зрение –

прекраснейший дар природы.

 

Зрение – это способность ощущать ивоспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора.  Оноявляется определяющим в формировании представлений о реально существующихпредметах и явлениях . С самого рождения ребёнка все его движения и предметно-практическиедействия осуществляются при участии и под контролем зрения. Поэтому глазаребенка с нарушенным зрением заслуживают исключительного внимания и бережногоотношения.

 

 Основнойзадачей ДОУ  для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучениюпутем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающихмероприятий.  

        

Основнымиэтапами лечебно – восстановительной работы являются:

ПЛЕОПТИКА. Системамероприятий, направленных на повышение остроты зрения амблиопичного глаза.

Назначениеочков

Лечениеамблиопии

А) прямаяокклюзия- окклюзия лучше видящего глаза

Б) обратнаяокклюзия  — окклюзия хуже видящего глаза

2. ОРТОПТИКА.Система упражнений для развития бинокулярного зрения При остроте зрения для амблиопичного глаза не менее 0,4.

3.СТЕРЕОПТИКА.  Вырабатывается  стереоскопическое зрение (умение видеть нарасстоянии, различать глубину пространства).

 

 

 

 

1.    Плеоптическийэтап лечения. Педагог дает детям задания на занятиях или в свободнойдеятельности. Такие как :

— нанизывание  бус на леску, последовательно четыре цвета, ас гиперметропией нанизывать бисер двух цветов чёрного и белого.

 -задания на обводку, штриховку (вертикальную,горизонтальную, прямую)

— рассматривания картинок через освещённый экран.

— Упражнение «Выложи узор». ( Из злаков, бусинок,геометрических фигур, счетных палочек и т.д)

-предлагается рассортировать на две тарелочки крашеный в двацвета рис или косточки двух фруктов.

-«Рисование по клеткам (одну строчку домиков, флажков,ёлочек). (разрешается детям с остротой зрения не ниже 0,4.)

-составление орнамента: чёрные объекты на белом фоне, жёлтыена синем и т.п.

— использованием электрифицированных игрушек (фонариков,лазерной указки, машинок с световыми сигналами, волшебный карандаш и такдалее). «Проследи за огоньками (слева направо, справа налево)», «Найди огонеккрасного цвета» и т.д

Такие упражнения способствуют тренировке зрительных функций.И конечно же подъему остроты зрения

Ортоптический этап  лечения. Предлагаются задания способствующие формированию  целостного образа, слияние двух изображений с недостающимидеталями в одно,

«Посади цыпленка в яйцо». Педагог предлагает соединить этипары в один образ и научить ребенка пользоваться словами: ближе, дальше, выше,ниже, правая и левая сторона.

предлагается  соединить две картинки с изображениемнедостающих деталей чайника (кошечки, ёлочки, ракеты, звёздочки и т.д.).

«зашумлённые картинки» или рисунки типа: «кто попался всеть».

силуэтные  изображения. «Найди пару к силуэтному цветную».  

«Накладывание изображений одно на другое

Дорисуй рисунок».

Очень полезно в этот период лечения использовать всенастольно-печатные и развивающие игры, основанные на принципе заполненияотверстий, прорезей, игры по типу «пазл».

Необходимо проводить игры и упражнения, развивающиеглазодвигательные функции у детей. «Прокати мяч в воротики», «Проследи задвижением флажка, ленты, фонарика, цветка» и тд

-очень полезно упражнять детей в рассматривании сюжетныхрисунков с 2-х и 3-х плановой перспективой; учить детей определять, что ближе,что дальше.

Стереоскопический этап лечения.  На данном этапе педагогамииспользуются:

-бинокли, калейдоскопы и специальные картинки состереоизображением.

— выработка стереоскопического зрения   хорошо закрепляются внастольно-печатных играх: футбол, хоккей, бильярд, колпачки, », игры типа: «Наброськольцо», «Попади в цель» мячиком, мешочками с песком» «Дротики». а также виграх с конструктором и строительным материалом, в которых детей учат анализироватьформы и величины деталей, их пространственное расположение, степень ихудалённости от себя, расстояние между ними.

Необходимые правила в коррекционной работе с детьми вспециализированных ДОУ:

 Коррекционную направленность имеютвсе занятия и все виды деятельности, проводимые с детьми с нарушениями зрения

Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1138

   Начинать эту работу следует стого, чтобы для каждого ребёнка с недостатками зрения определить место назанятиях. При светобоязни ребенка нужно посадить так, чтобы не было прямого,раздражающего попадания света в глаза.

+ Дети с близорукостью сажают ближе кнаглядному материалу (первый ряд- низкой остротой зрения 0,4

+Второй ряд- дети с остротой зрения0,4-0,6

-Третий ряд –с остротой зрения 0,6-1,0

+Дети с дальнозоркостью сажают вдаль.

+ При сходящемся косоглазии ребенкуследует найти место в центре.

+При разной остроте зрения обоих глаз (т.е. при разных зрительных возможностях) ребенка сажают лучше видящим глазомближе к центру, (окклюзия левого глаза, то справа от педагога, если окклюзияправого глаза, то слева от педагога).

+Во время занятий рекомендуетсяиспользовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную дляфронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующуюпоказателям основных зрительных функций ребенка (острота зрения, поле зрения) изрительной патологии (близорукость, амблиопия и т. д.).

·        При демонстрации цветных изображений должны соблюдатьсяопределенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные,чистые, натуральные цвета (помидор –  красный, огурец  – зеленый, репка  –  желтая и т. д.).

·        Показывая дидактический материал, наглядные средства, воспитательдолжен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, накотором он находится, использовать контур для того или иного объекта (обводку), указку. Детям с низкой остротой зрения  ниже 0,4. Индивидуальный дидактическийматериал.

·        В дошкольном учреждении в процессе образовательной деятельностизначительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребенка, поэтомунеобходимо ограничивать его непрерывную зрительную работу соответственновозрасту и зрительным возможностям.

·        Для выполнения зрительной работы вблизи плоскость рабочейповерхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от видакосоглазия (при расходящемся косоглазии – горизонтальная, а при сходящемся-вертикальная) глаукоме – вертикальная, при дальнозоркости – горизонтальная).Именно поэтому воспитатель для зрительной работы отдельных детей долженпостоянно использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т. д.

·        У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий долженбыть снижен по сравнению с нормально видящими: таким детям требуется большевремени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала.

·        Обязательной частью любой образовательной деятельности с детьми снедостатками зрения является проведение физкультминуток или минуток отдыха, вовремя которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз.

·        Физкультминутки рекомендуется проводить в игровой форме и смузыкальным сопровождением, с учетом возрастных и зрительных особенностей.

·        При проведении физкультурных занятий воспитатель или физорг,должны предусматривать ограничение некоторых видов двигательных упражнений:отдельным детям противопоказаны прыжки, наклоны головы и туловища, подъемтяжестей и т.

·        На занятиях с учетом индивидуально-дифференцированного подходамогут быть выделены подгруппы детей от одного или двух-трех: спротивопоказаниями для отдельных движений; с низкой остротой зрения; с низкойостротой зрения в сочетании с задержкой психического развития или в сочетаниисо сниженным интеллектом.

·        Планируя прогулку, воспитатель также должен учитывать зрительныевозможности воспитанников: ребенка с низкой остротой зрения нужно поставить впаре с лучше видящим ребенком; при разной остроте зрения обоих глаз ребенканужно поставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза;ребенку со светобоязнью следует одеть светозащитные очки или головной убор скозырьком, с полями, которые будут препятствовать прямому попаданию солнечныхлучей в глаза.

·        При проведении закаливания, с использованием солнечных ванн,ребенка с альбинизмом нужно поставить под тент, в тень, из-за светобоязни ивозможности солнечного ожога кожи.

·        Воспитатель ДОУ должен знать элементарные рекомендации по охранезрения, в том числе таких: свет должен падать на рабочую поверхность ребенкаслева (если ребенок правша). Кому-то этот свет мешает, кому-то его будет не хватать:в первом случае ребенка нужно посадить подальше от света, а во втором случае –необходимо дополнительное освещение рабочей поверхности (настольная лампа) нафоне общей освещенности.

  • Дидактический материал и наглядные пособия готовятся для всех детей не одинаково, если у детей низкое зрение, то к примеру картинка крупная и наоборот с высокой остротой зрения мелкая. Воспитатель коррекционной группы должен:

1.    грамотноиспользовать в образовательной деятельности рекомендации, которые имеются вмедицинских документах ребенка.

2.    знатьфизиологические и возрастные особенности его развития.

 

 

Таким образом: для лечения детей с нарушением зренияврачи-офтальмологи используют специальные медицинские аппараты, а педагогиповышают эффективность занятий, используя пособия, соблюдая индивидуальный идифференцированный подход к детям.  Задания в игровой форме нравятся детям, чтосущественно повышает мотивацию к выполнению трудной работы для них — лечение наспециальных медицинских аппаратах. Коррекционно-педагогические упражнениясокращают сроки лечения, повышают уровень зрительного восприятия инаглядно-образного мышления, развивают зрительно-моторную координацию,вырабатывают навыки быстрого произвольного переключения внимания, что являетсяосновой готовности ребенка к школе и их выздоровление. Залогом этого являетсясовместная работа педагогов с медиками.

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1138

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет