Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Выполнила: Летягина Л.Р. -
2 слайд
Направления, намеченные еще в античности:
Материализм, утверждающий вещественную природу психики и её подчинение законам природы (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.).
Идеализм, утверждающий духовное начало всего материального, независимость психики от телесной природы.
В вопросе о соотношении органов чувств и разума в познании наметились два основных направления:
Приоритет чувственного опыта утверждался в направлениях сенсуализм (органы чувств)/ эмпиризм (проверка данных органов чувств опытным путем) (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).
Интеллектуальное происхождение знаний отстаивал рационализм
(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
На основании разных источников происхождения знаний, выделились
методы познания:
Индукция – анализ фактов в направлении от частного к общему (характерно в рамках сенсуализма/эмпиризма).
Дедукция – анализ фактов в направлении от общего к частному (характерно для рационалистов). -
3 слайд
Френсис Бэкон (1561-1626)
Определил цель новой науки покорение природы и усовершенствование человека (вместо обоснования религиозных догматов);
Разработал программу перестройки всей системы научного знания, названную «Новый органон».
Провозгласил эксперимент и индуктивную логику.
Посвятил труд «Учение об идолах». -
4 слайд
Томас Гоббс (1588-1679)
Описывал человеческое тело, как механизм, работающий от внешних материальных воздействий, которые (как тень) отражаются в виде ощущений в органах чувств; затем, как еще более слабая тень отражаются в виде представлений, которые сцепляются ассоциациями в цепочку мыслей,что уже является мышлением.
Все психические явления Т.Гоббс рассматривает как механическое отражение физических процессов, лишенное собственных функций и лишь сопутствующее материальным процессам. Впоследствии, такое объяснение соотношения физических ипсихических процессов получило в науке название эпифеноменализма. Ассоциативный механизм сцепления психических элементов, описанный Т.Гоббсом, стал предпосылкой становления ассоциативной психологии – первой научной психологической школы, в русле которой были заложены теоретические основы экспериментальной психологии. -
5 слайд
Рене Декарт (1596-1650)
Является автором выдающихся открытий в математике, астрономии, физике, биологии и других науках (вся система его идей – картезианство).
Опираясь на принцип экономии мышления (У. Оккам), Р. Декарт исключает категорию «душа» из научных рассуждений как атрибут богословия и ограничивает ее только тем, что человек ясно осознает в данный момент (мысли, чувства, желания, сомнения). Так, в научном творчестве Р. Декарта, психология обретает новый предмет изучения – сознание, понимаемое как прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит. Все остальное, утверждал Р. Декарт, дано опосредованно через это переживание, поэтому должно подвергаться сомнению. Это убеждение философ зафиксировал в знаменитом методе универсального сомнения, призывающем усомниться во всем, кроме самого сомнения, которое является актом мышления и единственным несомненным доказательством существования Я. -
6 слайд
В основе объективного познания лежит разум (рационализм), включающий в себя три вида идей (знаний):
Порожденные чувственным опытом;
Приобретенные в общественном опыте;
Врожденные, которые содержатся в разуме априори и открывают ясную истину без опоры на органы чувств.
Врожденное знание Р.Декарт назвал рациональной интуицией (математические понятия, пространственные и временные характеристики объектов, всеобщие законы). -
7 слайд
Труды Рене Декарта
Первым в истории психологии выделил критерий отличия психического от физиологического – осознанность, разделив, тем самым, душу и тело как две независимые инстанции. Р.Декарт утверждает, что душа и тело не зависят друг от друга и имеют разную природу: тело может только двигаться, а душа – осознавать и мыслить. Тело функционирует по принципу рефлекса (отражение внешних воздействий), принцип работы души – рефлексия (осознание содержания собственного мышления). Картезианский дуализм в отношениях души и тела поставил в науке одну из самых актуальных проблем – психофизическую проблему, суть которой и по сей день заключается в поиске ответа на вопросы: как мысль преобразуется в действие, каким образом внешний раздражитель становится образом сознания, в каком месте организма и как происходит преобразование физической энергии в психическую и наоборот.
Посредством рефлекторной схемы Декарт решает психофизическую проблему в духе механистического взаимодействия: душа соприкасается с телом («животными духами») в головном мозге («шишковидная железа»), где душа придает нужное направление рефлексу. -
8 слайд
Готфрида Лейбница (1646-1716)
Полагал, что истины могут устанавливаться только при вмешательстве разума и интуиции, причем сами идеи и истины врожденны и из опыта невыводимы. Значимой идеей для дальнейшего развития науки стала монадология – идеалистическая интерпретация атомистической картины мира. Исходя из разной степени осознавания, знания делятся на отчетливое, смутное и бессознательное.
Г.Лейбниц впервые показал активную природу сознания, его динамизм и постоянную изменчивость. Впоследствии, мысль о существовании бессознательного стала одним из ведущих постулатов в немецкой школе. Психофизическую проблему Г.Лейбниц решает в духе психофизического параллелизма: душа и тело выполняют свою работу независимо друг от друга, но синхронно и слаженно, благодаря «предустановленной гармонии». -
9 слайд
Бенедикт Спиноза (1632-1677)
Утверждал психофизическое единство (монизм): существует единая субстанция (Бог или Природа), которая проявляется в двух атрибутах: мышление (сущность вещи) и протяженность (физическое существование вещи). Душа и тело – это, также, два атрибута единой субстанции. Любая вещь или явление обладают как атрибутом протяженности (ее физическое существование, «есть вещь или нет?»), так и атрибутом мышления (сущность вещи, ее свойства и характеристики, без которых вещь не будет собой, или будет уже другой вещью). Например, дом, существующий в природе и идея этого дома – это одна и та же вещь, выраженная в разных атрибутах. Монизм Б.Спинозы является первым истинно материалистическим решением психофизической проблемы, поскольку, как и в современной трактовке, психическое (мысленность) рассматривается как свойство материального (протяженного) субстрата. -
10 слайд
В трудах мыслителей Нового времени были заложены методологические основы развития психологии, ее предмета и методов исследования. Психология становится наукой о сознании, что позволяет отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций. Идеи, заложенные мыслителями Нового времени, определили развитие научной мысли последующих эпох.
-
11 слайд
Спасибо за внимание!
