Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Сурдопедагогика и тифлопедагогика
Л.В.Лоренц, Учитель-дефектолог
ГУ РДКБ, республика коми -
2 слайд
Сурдопедагогика — это
раздел специальной педагогики, представляющий собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха -
3 слайд
Значение слуха в развитии ребенка:
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. На основе подражания развивается речь ребенка. Слушая объяснения взрослого, ребенок знакомится с окружающим миром, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих – так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом. -
4 слайд
Объект сурдопедагогики — обобщенное представление о человеке с нарушением слуха, включенном в образовательные отношения, учебную деятельность, многообразные формы общения с окружающими людьми.
Предметом сурдопедагогики обучение, воспитание и развитие человека с нарушенным слухом.
-
5 слайд
Тифлопедагогика – это
отрасль педагогической науки, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения лиц, страдающих нарушениями зрения. -
6 слайд
Объект тифлопедагогики — обобщенное представление о человеке с нарушением зрения, включенном в образовательные отношения, учебную деятельность, многообразные формы общения с окружающими людьми.
Предметом тифлопедагогики обучение, воспитание и развитие человека с нарушенным зрением.
-
7 слайд
Цель сурдопедагогики / тифлопедагогики — целостное развитие позитивных физических, психических и социальных качеств человека с нарушением
слуха / зрения как субъекта деятельности, общения и познания. -
8 слайд
Образовательные задачи сурдопедагогики / тифлопедагогики
стимулирование у учащихся с нарушениями слуха / зрения интереса к учению;
формирование мировоззрения и расширение общего кругозора лиц с нарушениями слуха / зрения в процессе их ознакомления с научной картиной мира;
обеспечение оптимального развития мышления лиц с нарушением слуха / зрения учетом их возможностей, выработка умения творчески решать новые задачи и проблемы;
формирование умений и навыков учебной деятельности, развитие речи, активизация когнитивных процессов в условиях целенаправленного обучения;
подготовка к профессиональной деятельности, развитие представлений, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности в современных социально-экономических условиях. -
9 слайд
Воспитательные задачи
разностороннее развитие личности ребенка с нарушением слуха / зрения;
стимулирование социализации ребенка с нарушением слуха / зрения, обогащение его социального опыта, подготовка к общению и совместной деятельности со слышащими людьми;
воспитание нравственного сознания в процессе ознакомления с этическими понятиями и принципами, укрепление чувства долга и ответственности, выработка ценностных ориентации и убеждений;
содействие физическому развитию учащихся с нарушениями слуха / зрения, закрепление у них навыков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни, трудолюбия, самостоятельности, способности самоконтроля и волевой регуляции поведения. -
10 слайд
Специальные задачи
установление типа, характера и структуры нарушения слуха / зрения, выявление сопутствующих дефектов;
преодоление отклонений в психическом и социальном развитии ребенка с нарушением слуха / зрения, формирование словесной речи посредством широкой коммуникативной практики, интенсификация сенсорно-перцептивной деятельности с опорой на остатки слуха / зрения, совершенствование навыков восприятия и понимания устной речи;
активизация компенсаторных возможностей детей с нарушениями слуха / зрения, создание для них специальных образовательных условий, способствующих комплексному развитию личности;
восстановление нарушенных связей ребенка с нарушением слуха / зрения с социальным окружением, осуществление его трудовой реабилитации с учетом индивидуальных особенностей;
предупреждение возникновения у детей с нарушениями слуха / зрения вторичных нарушений развития. -
11 слайд
-
12 слайд
-
13 слайд
-
14 слайд