Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Технология визуализации учебной информации
Бердникова Елизавета Сергеевна -
2 слайд
Технология визуализации
перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующегося» мира и увеличения информационной нагрузки -
3 слайд
Термин “Технология визуализации”
Термин «технология визуализации учебной информации» был предложен Лаврентьевым Г.В. и Лаврентьевой Н.Е.
Они понимают под визуализацией не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации», выступающие на первый план в зависимости от специфики изучаемого объекта. Это могут быть следующие базовые элементы зрительного образа: точка, линия, форма, тон, цвет, размер, масштаб. -
4 слайд
Суть технологии визуализации
Систематическое использование в учебном процессе визуальных моделей одного определенного вида или их сочетаний.
Научение студентов рациональным приемам «сжатия» информации и ее когнитивно-графического представления.
Методические приемы включения в учебный процесс визуальных моделей. -
5 слайд
Усовершенствование учебного процесса при помощи технологии визуализации
Технология визуализации учебного материала позволяет усовершенствовать учебный процесс в следующих направлениях:
учит выделять, обобщать и систематизировать основные понятия;
отсеивает лишнюю второстепенную информацию, определяет обязательный объем усвоения и запоминания и оказывает в этом помощь;
максимально приближает новую информацию к форме, в которой ее воспринимает мозг;
обеспечивает единство развития студентов с техническим и вербальным мышлением. Обычно гуманитарии лучше воспринимают слово, а «технари» — символы. Работа с опорными сигналами позволяет сгладить эти различия. -
6 слайд
Закономерности визуальной информации
Вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная.Поэтому текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем этот же текст, напечатанный более широким планом.
Линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются дольше, чем линия с резко выраженными углами, следовательно, печатный текст будет читаться быстрее, чем письменный, даже если почерк разборчивый.
Зрение требует группировки информации. Психологи утверждают, что вертикально нужно давать нечетное число перечислений: 3, 5, 7. -
7 слайд
Закономерности визуальной информации
Величина букв на доске (плакате, экране) влияет на комфортность восприятия визуальной информации. Так, при величине букв в 1 см предельное зрение равно 3 метра, а комфортное – 2 метра.
Лучше всего запоминается информация, расположенная на доске (экране, плакате) в правом верхнем углу – 33 % внимания подается туда. Левому верхнему углу «уделяется» 28% внимания, правому нижнему и левому нижнему соответственно 23% и 16 %.
Восприятие считываемой информации зависит от удобочитаемости текста, то есть играют роль не только рисунок и размер шрифта, но и различное соотношение материала, расположение на странице (длина строки, междустрочия, межбуквенные пробелы, характер верстки текста), цвет бумаги, способ печати. -
8 слайд
Закономерности визуальной информации
Чем короче, компактней и выразительней текст, тем больше шансов, что его прочтут и запомнят. Это же относится и к заголовкам. Оптимально для заголовка использовать от 3 до 7 слов.
При подборе ключевых положений, полезно учитывать исследования, описанные Ж. Пиаже: в единицу времени лучше всего запоминаются группы слов (78%), затем предложения (37%), далее следуют отдельные слова (25%), слоги (11%), и буквы (7%). -
9 слайд
Правила использования цвета
не использовать более трех-четырех цветов на одном листе;
обеспечивать хороший контраст фигур (опорных сигналов) и фона;
избегать комбинации красного и желтого, так как некоторые студенты не могут их различать;
иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;
использовать цветовые ассоциации и эмоциональные характеристики, например, красным или оранжевым выделять указания, требующие обязательного выполнения, а черным – отрицательные или негативные последствия. -
10 слайд
Технология визуализации информации опирается на психологические особенности мышления.
К особенностям мышления относят наличие стадий:
активации
инкубации (созревание)
инсайта ( проникновение в суть, озарение)
рефлексии.
Фазы технологии инструментально обеспечены методическими приемами. -
11 слайд
Ментальные карты
Ментальная карта- способ развития визуального восприятия, визуального воображения. Это инструментарий для отображения в виде схем мыслей, планов, действий. Он позволяет не только фиксировать уже имеющуюся информацию, но и развивать мысль, визуализировать мышление. Прием разработан психологом Тони Бьюзеном. Обладанием навыком использования ментальных карт позволяет эффективнее запоминать и обрабатывать информацию. -
12 слайд
2. Кластеры
Кластер( кисть, гроздь) — графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. -
13 слайд
3. Схемы Фишбоун
Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. -
14 слайд
4. Денотатный граф
Правила составления:
1. Выделение ключевого слова или словосочетания (Имя существительное)
2. Чередование имени и глагола в графе
3. Выделение нескольких глаголов, соотносимых с ключевым словом. Глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку (Глагол)
4. От ключевого слова проводятся линии – веточки, обозначающие логические связи 5.
5. К этим глаголам подбираются по смыслу существительные или словосочетания, которые также соединяются с глаголами линиями – «веточками». (Существительное)
6. Каждое слово на веточке соотносится по смыслу с ключевым словом, например с помощью вопроса. -
15 слайд
5. Концепт-карты
Концептуальные карты (concept maps) – это графические инструменты для организации и репрезентации знаний. Концепт-карты являются специальной техникой рисования диаграмм. Данные диаграммы позволяют представить в компактном графическом виде взаимосвязи между различными объектами.Зачастую, удержать в голове большое количество отношений между объектами бывает невозможно, в этом случае стоит воспользоваться концепт картами. -
16 слайд
Пример практической разработки
Мастер-класс «Использование технологии визуализации учебной информации в условиях реализации ФГОС на уроке английского языка», Бетехина Э.Р., Козловцева Е.В., Мирон Я.Ю
URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/269248-masterklass-ispolzovanie-tehnologii-vizualiza -
17 слайд
Применение технологии визуализации учебной информации на уроках английского языка
У школьников среднего звена на первом месте стоит мышление через визуализацию и фактическую деятельность. Подбирая ответы на различные вопросы, обучающийся более склонен выполнять задания, которые подготовлены с применением визуализационных инструментов.
Поэтому при проведении уроков я буду использовать технологии визуализации, примеры которых расположены на следующих слайдах. -
18 слайд
Использование ментальных карт
Например, при объяснении формы глагола to be, можно изобразить на доске ментальную карту (или распечатать для каждого ученика, чтобы они вклеили в тетрадь) -
19 слайд
2. Использование рисунков/таблиц
При объяснении указательных местоимений единственного и множественного числа можно использовать рисунки. -
20 слайд
3. Использование кластера
При изучении алфавита и звуков можно использовать схемы в виде кластеров.
