Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Работу подготовила:
Маркарьян Роксана Самвеловна, 13лет,
учащийся 6 класса МБОУ СОШ №18
им. С.В. Суворова с. Тенгинка
МО Туапсинский район
Руководитель:
Новоглядова Лариса Викторовна
Педагог – библиотекарь
МБОУ СОШ №18 им. С.В. Суворова
с. Тенгинка МО Туапсинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 имени героя Советского Союза С. В. Суворова с. Тенгинка
МО Туапсинский район
«Творчество на Кубани»
с. Тенгинка, 2022 год -
2 слайд
Посмотрев на карту нашего края, мы видим сколько станиц, хуторов, городов и поселков, окружают столицу нашей малой Родины, город Краснодар.
-
3 слайд
Кубань является уникальным регионом. Начиная с древней Руси, в течение нескольких столетий складывалась самобытная, разработанная народом, традиция выполнения предметов быта: вышивание и тканые рушники, скатерти, резная мебель и посуда, глиняная посуда, плетенные из растительных материалов корзинки, мебель, шкатулки и многое другое.
Народные промыслы и ремесла Кубани
гончарство
кружево
кузнечное
дело
обработка
кожи
Обработка
дерева
ткачество
вышивка -
4 слайд
Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил.
-
5 слайд
Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находилась печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме «красный угол» — «божница».
-
6 слайд
На рушниках вышивкой украшали оба конца, к которым пришивали вязанное крючком кружево, причем обязательной принадлежностью такого рушника была мережка. К свадьбе девушка готовила приданое сама себе в виде тканых холстов, дерюжек, дорожек, скатертей, рубах для мужа, а также не менее 15 рушников.
На свадебных рушниках вышивали чаще всего розы, лилии, калину, рябину – растительный орнамент. Еще использовали орнамент птиц, венков с монограммами. Рушник использовался почти во всех действиях свадебного обряда. Свадебные рушники бережно хранились и передавались из поколения в поколение. -
7 слайд
Основными цветами вышивки были красный и чёрный. Обычно мотивы орнамента брали из природы, а также со старых вещей, которые вышивали ещё мамы и бабушки.
Цвет в орнаменте тоже символичен. В основном мастерицы использовали красный цвет – символ солнца, огня, крови. Огонь считался братом солнца. Цвет красный – это любовь, красота, смелость, великодушие, победа. Черный – цвет земли, пашни, ночи, покоя. Зелёный – использовался в вышивках в небольших количествах, он символизирует растительный мир.
Жёлтый – цвет разлуки. -
8 слайд
В работе можно использовать пяльцы или вышивать без них. Пяльцы появились позднее, а долгие столетия мастерицы вышивали без них. Многие и сейчас владеют техникой вышивки без пялец
-
9 слайд
В основе женского костюма была рубаха. Ее шили из домотканого полотна. Конечно манжеты, ворот, подол всегда были украшены оригинальной вышивкой. Каждый цвет и рисунок имеет определённое значение. Так наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки. Наиболее давнее сочетание цветов белый и красный. Красный цвет – символ плодородия, а белый — мира и чистоты. В те времена все красители делали из природного материала, а нити для вышивок красили соком ягод.
-
10 слайд
В процессе работы над проектом работы я познакомилась с вышивальщицами нашего поселения, побывала у них в гостях и собственными глазами увидела их работы. Голубкина Надежда Ивановна вышивает более 40 лет, Авджи Вартануш Ильинична и Рогова Наталья Алекандровна более 25 лет, Текнеджиян Людмила Ивановна и Ханджян Нина Арутовна более 30 лет.
Работы Голубкиной Н.И.
Работы Роговой Н.А. -
11 слайд
Работы Авджи В.И.
Работы Текнеджян Л.И. -
12 слайд
Выставки народных мастеров Тенгинского поселения
-
13 слайд
Список используемой литературы
1. Бодяев Ю. М. История Кубани. — Краснодар, 1997.
2.Вакуленко, Е. Г. Народная культура кубанского казачества: учеб. пособие / Е.Г. Вакуленко. – Краснодар: Традиция, 2009. – 112 с.
3.Вакуленко, Е.Г. Народные мастера Кубани / Вакуленко, Е. Г. – Краснодар: Традиция, 2009. -144с.: ил.
4.Гангур, Н.А. Материальная культура Кубанского казачества: [в 2 т.] / Н.А. Гангур; ред. Б.А. Трехбратов, В.И. Лях. – Краснодар: Традиция Т.2. – 2009 – 272с.: ил.
5.Маслов, А. В. Кубань в старину / А.В. Маслов; науч. ред. Б.А. Трёхбратов. – Краснодар: Традиция, 2009. – 112с.: ил.
6.Очерки традиционной культуры казачеств России. /Под общей ред. Н.И. Бондаря. Т. 1 — Москва — Краснодар, 2002.
7.https://pchelokhozyaystvo.ru/legal/zakon-o-pchelovodstve-krasnodarskogo-kraya
8. https://blog.postel-deluxe.ru/handmade/kak-vy-otnosites-k-vyshivke
9.https://zen.yandex.uz/media/po_kubani_kavkazu/interesnye-ekskursii-v-krasnodarskom-krae-5c7f7e7189984400b4287c10
10. https://new-embroidery.com/forum/index.php?topic=5776.50
11. https://eyesmile-photo.livejournal.com/57274.html
