Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Функциональная грамотность
Баловнева М.В. -
2 слайд
«Среди многих боковых тропинок,
сокращающих дорогу к знанию,
нам нужнее всего — одна,
которая бы научила нас искусству
приобретать знания с затруднениями».Ж.Ж. Руссо
-
3 слайд
-
4 слайд
-
5 слайд
-
6 слайд
-
7 слайд
-
8 слайд
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:
1. Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.
2. Процесс обучения : усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса (история XIX вв.). На протяжении всего процесса обучения используются интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.
3. Процесс образования : учащиеся владеют общим уровнем исторической культуры, знакомы с историческими ценностями и стандартами современной цивилизации. -
9 слайд
Условия для формирования функциональной грамотности:
1. В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке.
2. Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно.
3. Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль).
4. Ученик научен работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках.
5. Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью. -
10 слайд
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:
пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.)
познавательные игры, викторины, уроки-дебаты;
исторические диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя;
изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ;
чтение вариативных источников;
исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов;
функциональное чтение. -
11 слайд
Оценивание функциональной грамотности можно разделить на три уровня:
на первом (низком) уровне функциональной грамотности учащиеся должны демонстрировать отдельные исторические знания, воспроизводить оценки, усвоенные в готовом виде, осуществлять деятельность по образцу, при осуществлении коммуникации излагать усвоенные в готовом виде знания;
на втором (среднем) уровне школьники должны воспроизвести различные оценки, полученные в готовом виде, обладать совокупностью исторических знаний, уметь преобразовать в процессе учения усвоенные способы деятельности, при выражении образа истории использовать доказательное рассуждение;
на третьем (высоком) уровне учащиеся должны иметь обоснованную собственную оценку и отношение к истории, обладать целостной системой знаний, уметь преобразовать чужой и собственный опыт и создать на этой основе способы деятельности, в процессе коммуникации приводить оценочные высказывания, основанные на собственных оценках. -
12 слайд
Читательская грамотность
«Десятки тысяч лет назад на обширных просторах нашей Родины паслись бесчисленные стада мамонтов. По сей день в мерзлой земле находят их кости, бивни и целые туши. Еще лет двести назад некоторые жители Сибири даже верили, что мамонты всю свою жизнь проводят под землей, а умирают будто бы оттого, что случайно глотнут губительного для них воздуха. Теперь ученые знают, что мамонты чаще всего погибали при переходах по непрочному льду водоемов или же во время разливов рек, пытаясь спастись на островках. Археологи исследовали стоянки первобытных охотников на Русской равнине и в Сибири. Найдено множество изделий из бивня мамонта — иголки и шилья, браслеты, фигурки зверей и людей, наконечники копий и даже целые копья двухметровой длины.»
Задание:
1. Озаглавьте текст.
2. О чем свидетельствуют находки археологов на стоянках первобытных людей на Русской равнине и в Сибири.
3. Как мамонты помогли первобытным людям выжить в морозы? -
13 слайд
Естественнонаучная грамотность
«Схема эволюция человека»
Задание: Используя данную схему, дайте ответы на следующие вопросы:
1. В чем состоит главная идея представленной информации?
2. Назовите два ближайших предка. Дайте объяснение данному факту с точки зрения естественнонаучных знаний.
3. Какие причины способствовали эволюции приматов и их расселению по материкам?
