Прием«Интеллект-карты»
Прием «Интеллект-карта» способствует развитиюкомплексного мышления учащихся. Помогает рассмотреть ситуацию или проблему сразных сторон, предложить интересный вариант решения вопроса. Приемиспользуется для развития аналитических способностей учеников, когда требуетсявыявить связи между понятиями, темами. Прием можно использовать с детьми любоговозраста.
Метод «Интеллект-карты» можно использовать приизучении нового материала, закреплении, обобщении.
Идея педагогического приема состоит в том, чтобыуловить мысль в определенный момент времени, отразить причинно-следственныесвязи мысли с известными понятиями и найти место на этой карте новыминформационным объектам.Начало формы
Конецформы
Этапы (правила) создания «Интеллект-карты»:
- используют доску, лист бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп- сигналы;
- в центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление);
- от него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше, на них вписывают слова — ассоциации;
- рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня;
- можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки;
- смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета;
«Интеллект-карта» должна отвечать принципамнаглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должнараскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться макет нейроначеловеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После того, какассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить действия:
- выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);
- расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное);
- определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).
Например,задание: составить «Интеллект-карту» по теме: «Треугольники». Учащиеся выписываютв центре слово Треугольники, от него делают несколько ветвей, каждуюиз которых обозначают ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральнойтемы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Учащиесяпродолжают ветвление крупных идей на более мелкие, каждое понятие имеет ассоциативныесвязи с другими понятиями.
Другие примеры «Интеллект-карты»
В ходе данной работы формируются иразвиваются следующие умения:
· пересказывать;
· выделятьключевые слова, моменты;
· группировать исистематизировать знания;
· сворачивать и разворачиватьинформацию;
· увидеть всеэлементы текста;
· лучшезапоминать информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками.