X-PDF

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Поделиться статьей

Приемы формирования читательской грамотности

младших школьников
 

В обновленном Федеральномгосударственном образовательном стандарте начальногообщего образования в качестве одной из приоритетных целей выделяется «…формированиефункциональной грамотности  обучающихся включающей овладение ключевымикомпетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию сизменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию» Т.е. способность решатьучебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированныхпредметных, метапредметных и универсальных способов деятельности .

Читательская грамотность, как известно составляетоснову функциональной грамотности. Поэтому особое местосреди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа синформацией.

Формирование читательскойграмотности начинается в период обучения грамоте и работа над формированиемнавыка чтения, т.к. у детей, испытывающих трудности в чтении возникают проблемыс пониманием прочитанного.

В этот период эффективны следующиеприёмы: чтение строчек наоборот по словам, восполнение пропусков букв в словах,чтение перевёрнутого текста, чтение строчек с закрытой нижней половиной, поискв тексте заданных слов. Эти приёмы помогают формировать у учащихся навыкичтения, позволяющие воспринимать текст, а затем анализировать его.

Работа над формированиемначитанности учащихся, предусматривает знание детьми авторов и книг,соответствующих их возрасту и входящих в круг чтения, определённой программой.Для этого на уроках проводятся пятиминутки свободного чтения, используютсяприемы реклама книги, когда дети стараются увлечь своей книгой,ведутся читательские дневники, организуются конкурсы на лучшего читателя.

Средимногих педагогических технологий, позволяющих формировать читательскуюграмотность, я определила для себя, как наиболее эффективную,  Технологиюразвития критического мышления через чтение и письмо.

 Приемы этой технологии позволяютформировать ученика, мыслящего критически, т.е. способного к активнойсамостоятельной деятельности, выполняющего разные мыслительные операции:анализ, синтез, обобщение, классификация.

Можно использовать такиетехнологические приёмы как:

·     Чтение состановками — На начальной стадии урока учащиеся по названиютекста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной частиурока текст читается по частям. После чтения каждого фрагментаученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета и предлагаетсяответить на вопросы, задаваемые учителем

·       Перепутанныелогические цепочки, когда отрывки из текста, цитаты, событиянеобходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку;

·     Прием«Корзина идей» — позволяет выяснить все, что знают или думаютученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок «Корзина», вкоторую условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изучаемойтеме.

·      «Деревопредсказаний»— этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии впроизведении.  «Ствол дерева» – тема; «ветви» – предположения; «листья» –обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

·     Таблица толстыхи тонких вопросов может быть использована на любой из стадийурока. По ходу работы с таблицей в одну колонку записываются вопросы, требующиепростого  ответа (фактический ответ), в другую вопросы, требующие подробного,развёрнутого ответа (обстоятельный ответ).

·      Чтобыстимулировать познавательно – поисковую активность учащихся, использую прием «Архивариус».Учащиеся получают домашнее задание «любопытный вопрос», на который имнеобходимо  самостоятельно найти ответ. Например, что означает фразеологизм«Держать хвост пистолетом».

          

·    Приём «Уголки» можно использовать присоставлении характеристики героев произведения. Класс делится на две группы.Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, другая -отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.

 

·    Приём «Написание творческих работ».Например, детям предлагается написать продолжение рассказа, самому написатьсказку или стихотворение. 

 

 

Также хочется отметитьэффективность применения Игровой технологии приформировании читательской грамотности

Использованиена уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства  эмоционального ирационального в обучении. Включение в урок  игровых моментов делает обучениеболее интересным, создает у учащихся  хорошее настроение, облегчает процесспреодоления  трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапахурока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса итворческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы,кроссворды. При закреплении изученного материала:

«Мим-театр» -изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.

 «Древомудрости»: дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задаетсявопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее поочереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух

Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1195

Также повышению читательского интереса способствуютпосещения школьной библиотеки. Совместными усилиями мы показываем детям,насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.

Сложившая система работы отобучения чтению к овладению навыками чтения для обучения способствуетдостижению необходимого уровня читательской грамотности для продолженияобразования на уровне начального общего образования.

В заключении хочу отметить, что эффективность даннойработы,  прежде  всего, зависит от педагога, задача которого, выступаяорганизатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интереснымсоучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать:

«Моиученики будут узнавать новое не только от меня;  они будут открывать это новоесами» ( И.Г. Песталоцци).

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Приёмы

    1 слайд

    Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уровне начального общего образования
    Автор: учитель начальных классов ЛГ МАОУ СОШ №1
    Зейдулаева Жасмина Изметовна

  • Цель:

    2 слайд

    Цель: формирование функциональной грамотности обучающихся включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

  • Чтение

    3 слайд

    Чтение строчек наоборот по словам;
    Восполнение пропусков букв в словах;
    Чтение перевёрнутого текста;
    Чтение строчек с закрытой нижней половиной;
    Поиск в тексте заданных слов.

  • Чтение

    4 слайд

    Чтение с остановками;
    Перепутанные логические цепочки»;
    «Корзина идей»;
    «Дерево предсказаний»;
    Таблица толстых и тонких вопросов;
    Прием «Архивариус»;
    Прием «Письмо учителю»;
    Приём «Уголки» ;
    Приём «Написание творческих работ».

    Приёмы технологии критического мышления

  • title=

    5 слайд

  • title=

    6 слайд

  • title=

    7 слайд

  • Прием

    8 слайд

    Прием «Архивариус». Учащиеся получают домашнее задание «любопытный вопрос», на который им необходимо самостоятельно найти ответ. Например, что означает фразеологизм «Держать хвост пистолетом».

  • title=

    9 слайд

  • Приём

    10 слайд

    Приём «Написание творческих работ» — детям предлагается написать продолжение рассказа, сказку или стихотворение.

  • 2.

    11 слайд

    2. Игровая технология

    С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.

  • Приём

    12 слайд

    Приём «Мим театр» — изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения

  • Приём

    13 слайд

    Приём «Древо мудрости»

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

    14 слайд

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
    Эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами»
    ( И.Г. Песталоцци).

  • title=

    15 слайд


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1195

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1195


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет