Приемыпривлечения и удержания внимания
обучающихся на уроке.
Пропустив сорок пять минут урока черезсебя, часто ловишь себя на мысли, почему учебная активность некоторыхобучающихся носит кратковременный характер? Обучающиеся не слышат вопроса иответа на него одноклассников, быстро устают и из-за этого часто отвлекаются ив целом у них преобладает игровая мотивация к деятельности. Психологи объясняютэто незрелостью мозговых структур, низкой мотивацией учебной деятельности исоциальной незрелостью ученика. Конечно, каждый учитель выбирает для себянаиболее оптимальные приемы привлечения и удержания внимания обучающихся науроке. Сегодня мне хотелось бы остановиться на тех приемах, которые использую яв своей практике.
1. Голосовая и эмоциональная модуляция. Изменениеинтонации, тембра, высоты, громкости голоса. Наш тон окрашивает звучащееслово разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования,злобы, презрения, ненависти, любви, восхищения и т.д. Эти тонкие модуляцииголоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной иэмоционально окрашенной.
2. Модуляция темпа речи. Это выдерживание пауз; изменениетемпа речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение скорости речи. Высокий темп речи создает трудности для достиженияхорошей дикции при произнесении как согласных, так и гласных и можетпривести к нарушениям орфоэпического характера, к снижению информативнойценности высказывания. Чтобы этого не произошло, требуются хорошаянатренированность артикуляции и умение следить за своей речью с точкизрения оптимального (наиболее подходящего) темпа.
3. Прерывание речи, использование догадок.Прерывание речи на словах, достаточно очевидных с требованием произносить ихвслух тем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность обучающихся поощряется словесно или даже отметками.
4. «Провалы памяти». Якобы забываниедостаточно очевидных для класса элементов сообщения: дат, имен, терминов,названий и т.д., — с просьбой помочь вспомнить, обязательное поощрениеактивных.
5. Жестикуляция. Жестикуляция педагога являетсядля учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойствомделать тайное явным, о чем учитель всегда должен помнить. Движения учителя —своеобразная “увертюра” к уроку. Своей жестикуляцией он с первых минут создаетопределенный настрой в классе. Если движения нервные, порывистые, “срываетсязлость” на предметах, то дети готовятся к тому, что “достанется” и им. Вместоготовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.
6. Эхо. Преподаватель прерывает рассказбуквально на полуслове и требует от любого обучающегося повторитьпоследнее предложение без искажений: «Как эхо». Если ученик справился, следуетпоощрение.
Дляпривлечения и удержания внимания также использую следующие виды упражнений.
1. Учитель предлагает следующие задания: считать вслух, но ученик недолжен называть числа, включающие двойку, или любое другое число. Вместо этихчисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь,четыре, пять, не собьюсь…». Упражнениенаправлено на развитие распределения внимания.
2. Детям дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать вряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают онеобходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только одинраз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятыйтреугольники».
3. Ребёнку дают небольшой текст и предлагают, просматривая каждуюстрочку, зачёркивать какую-либо букву, например «А». Фиксируют время иколичество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшениерезультатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.
Заданиеможно использовать на любом уроке. Лучше в начале урока.
4. Детям показывают иллюстрации с объектами, предметами илисобытиями, на которых не достает каких-лидо деталей. Ребенок должен увидеть,чего именно не хватает этой иллюстрации. Иллюстрации используются по темеурока.
5. Учитель называет ребенку некоторое слово или понятие изсоответствующей темы и просит его самостоятельно перечислить другие слова,относящиеся к данной теме.
6. Ребенку предлагают наборы слов и понятий, которые относятся копределенной теме. Предлагается следующая инструкция: Перед тобой слова.Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ниодного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, чтоозначает каждое слово. Как бы ты объяснил это?».
7. Детям дается задание: перечислить как можно больше жизненныхситуаций и способов использования тех или иных объектов, предметов.
8. Перечислить различные последствия какого-нибудь явления.
9. Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются илиоканчиваются определенным слогом.
10.Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое изкоторых начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемымпредъявляются напечатанные буквы). Пример предложения: «Веселый мальчик смотриткинофильм». Задание можно использовать по любому учебному предмету. Дети могутпридумывать предложения по теме урока. Задание можно использовать в концеурока. Учитель имеет возможность отследить, как поняли дети тему.