Приемы работы с текстом на уроках вначальной школе для формирования читательской грамотности
Функциональная грамотность – этоспособность применять знания, полученные в школе, для решения повседневныхзадач.
Международное исследование функциональнойграмотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, ксамым важным умениям школьников) читательскую, математическую иестественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этихобластей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовуюграмотность для школьников, их креативное и критическое мышление.
Научить ребенка читать «правильно»,«эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтомучитательская грамотность приобретает ведущее значение и способствуетдостижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Формирование читательской грамотности резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готовогознания. Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами«додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, какдействовать в новых условиях. Читательская грамотность включает три этапа стратегии смыслового чтения при работе с текстом, трехступенчатый процесс.
Практическая часть.
Одна из основных проблем у учащихсяначальной школы — слаборазвитое произвольное внимание и память. Для этого мыпроводим следующие приемы перед работой с текстом:
· Методика Корректурнаяпроба. Корректурная проба – это метод, который позволяет оценитьпереключаемость, распределение, устойчивость и концентрацию внимания. Работая 1неделю, учимся выделять по одной букве в строке (зачеркни). На 2 неделе –выделяем по 2 буквы (одну зачеркни, другую обведи). Работая систематически,данный вид дает результаты.
Для развития памяти можно предложитьследующее задание:
·Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы,о которых в нём говорится.
Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
За ней сестра — вторая,
В жёлтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка —
В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!
По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение ещераз.
Проблемами при работе с текстом у учащихсяначальной школы являются:
— то, что у учащихся недостаточный уровеньсмыслового чтения;
— трудности при нахождении явной и скрытойинформацию в тексте;
— трудности в решении задач, требующихопераций (анализа, сравнения, классификации, обобщения);
— слабое владение информацией,представленной в графическом виде.
Основная цель формирования заданий:мотивировать учащихся на дальнейшее обучение, планирование целей и путей ихдостижения. Приёмы должны быть составлены таким образом, чтобы:
— давали возможность выявить пробелы ЧГученика;
— был очевиден процесс размышления учениканад текстом;
— достижения рассматривались в ихдинамике, результаты сравнивались.
Для достижения результатов формированиячитательской грамотности применяем следующие приёмы:
1. Этап – этап предтекстовой деятельности.Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержаниетекста). Задача – выработать мотивацию к прочтению текста.
Приём «Мозговой штурм» («Корзина идей»).Цель: актуализация имеющихся знаний по теме.
Задание: ответьте на вопросы передчтением текста («Лев и собачка»):
— Что вы знаете о Л.Н. Толстом?
— Как вы думаете, о чем будет рассказ?
— Кто может быть главным героем?
— Какое событие в рассказе может бытьописано.
2. Приём «ЗХУ» (Знаем, хотим узнать,узнали)
Цель: учиться соотносить известное иновое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной иминформацией.
2 этап – этап текстовой деятельности.
Цель – понимание текста и созданиеего читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановкавопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшемуразвитию сюжета и роли героев в композиции текста и т д). Главная задача –обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовойдеятельности – диалог с автором, комментированное чтение.
1. Приём «Чтение в кружок».
Цель: проверить понимание читаемого вслухтекста. Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу).После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Еслина вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считаетсянеправильным. Один читает, другие слушают. Текст один.
2. Приём «Чтение про себя спометами».
Цель: выявить уровень понимания текста иего критическое осмысление. Пометы на полях:
+ – знал;
– – новое;
? – интересно;
V – непонятно.
3 этап – этап посттекстовой(послетекстовой) деятельности.
Цель: обеспечить углубленное восприятие ипонимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа,результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторноеобращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий. Главнаязадача: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторскимсмыслом.
1. Стратегия «Тонкие и толстые вопросы».
Цель: сделать процесс чтения болееэффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации иколлективного рассуждения о ней с целью критического осмысления. Дети учатсяразличать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы),и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
2. Стратегия «Синквейн».
Цель: развитие устной речи,смысловое чтение.
Синквейн — это анализ и синтез информации,игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию икрасивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивыхстихотворений.
При использовании на уроках в начальнойшколе представленных в работе приемов у обучающихся формируются навыки мышленияи рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательскаяграмотность».
Список литературы:
1. Абрамов Б.А. Текст как закрытая системаязыковых знаков / [Текст] // Лингвистика текста: материалы научной конференции.Ч.1. — М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974.
2. Адамец П. Порядок слов в современномрусском языке. Прага, 1966.
3. Алефиренко Н.Ф.Когнитивно-прагматическая перспектива художественного текста: монография / Н.Ф.Алефиренко, И.А. Ярощук; Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш.проф. образования Белгородский гос. нац. исслед. ун-т. Белгород:Белгород, 2015.
4. Алимпиева М.Н. Зачёты по русскомуязыку. 4 класс. Тестовые работы по ФГОС [Текст] / М.Н. Алимпиева, Т.В. Векшина.Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
