X-PDF

Приемы работы с текстом на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности

Поделиться статьей

Приемы работы с текстом на уроках вначальной школе для формирования читательской грамотности

Функциональная грамотность – этоспособность применять знания, полученные в школе, для решения повседневныхзадач.

Международное исследование функциональнойграмотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, ксамым важным умениям школьников) читательскую, математическую иестественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этихобластей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовуюграмотность для школьников, их креативное и критическое мышление.

Научить ребенка читать «правильно»,«эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтомучитательская грамотность  приобретает ведущее значение и способствуетдостижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Формирование читательской грамотности резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готовогознания. Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами«додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, какдействовать в новых условиях. Читательская грамотность включает три этапа стратегии смыслового чтения при работе с текстом, трехступенчатый процесс. 

Практическая часть.

Одна из основных проблем у учащихсяначальной школы — слаборазвитое произвольное внимание и память. Для этого мыпроводим следующие приемы перед работой с текстом:

· Методика Корректурнаяпроба. Корректурная проба – это метод, который позволяет оценитьпереключаемость, распределение, устойчивость и концентрацию внимания. Работая 1неделю, учимся выделять по одной букве в строке (зачеркни). На 2 неделе –выделяем по 2 буквы (одну зачеркни, другую обведи). Работая систематически,данный вид дает результаты.

Для развития памяти можно предложитьследующее задание:

·Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы,о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра — вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка —

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение ещераз.

Проблемами при работе с текстом у учащихсяначальной школы являются:

— то, что у учащихся недостаточный уровеньсмыслового чтения;

— трудности при нахождении явной и скрытойинформацию в тексте;

— трудности в решении задач, требующихопераций (анализа, сравнения, классификации, обобщения);

— слабое владение информацией,представленной в графическом виде.

Основная цель формирования заданий:мотивировать учащихся на дальнейшее обучение, планирование целей и путей ихдостижения. Приёмы должны быть составлены таким образом, чтобы:

— давали возможность выявить пробелы ЧГученика;

— был очевиден процесс размышления учениканад текстом;

— достижения рассматривались  в ихдинамике, результаты сравнивались.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

Для достижения результатов формированиячитательской грамотности применяем следующие приёмы: 

1. Этап – этап предтекстовой деятельности.Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержаниетекста). Задача – выработать мотивацию к прочтению текста. 

Приём «Мозговой штурм» («Корзина идей»).Цель: актуализация имеющихся знаний по теме. 

Задание: ответьте на вопросы передчтением текста («Лев и собачка»):

— Что вы знаете о Л.Н. Толстом?

— Как вы думаете, о чем будет рассказ?

— Кто может быть главным героем?

— Какое событие в рассказе может бытьописано.

2. Приём «ЗХУ» (Знаем, хотим узнать,узнали)

Цель: учиться соотносить известное иновое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной иминформацией. 

2 этап – этап текстовой деятельности.

Цель – понимание текста и созданиеего читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановкавопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшемуразвитию сюжета и роли героев в композиции текста и т д). Главная задача –обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовойдеятельности – диалог с автором, комментированное чтение.

1. Приём «Чтение в кружок». 

Цель: проверить понимание читаемого вслухтекста. Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу).После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Еслина вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считаетсянеправильным. Один читает, другие слушают. Текст один.

2. Приём «Чтение про себя спометами».  

Цель: выявить уровень понимания текста иего критическое осмысление. Пометы на полях:

 + – знал;

– – новое;

? – интересно;

V – непонятно.  

3 этап – этап посттекстовой(послетекстовой) деятельности.

Цель: обеспечить углубленное восприятие ипонимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа,результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторноеобращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий. Главнаязадача: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторскимсмыслом.

1. Стратегия «Тонкие и толстые вопросы».

Цель: сделать процесс чтения болееэффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации иколлективного рассуждения о ней с целью критического осмысления. Дети учатсяразличать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы),и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

2. Стратегия «Синквейн».

Цель: развитие  устной речи,смысловое чтение.

Синквейн — это анализ и синтез информации,игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию икрасивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивыхстихотворений.

При использовании на уроках в начальнойшколе представленных в работе приемов у обучающихся формируются навыки мышленияи рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательскаяграмотность».

Список литературы:

1. Абрамов Б.А. Текст как закрытая системаязыковых знаков / [Текст] // Лингвистика текста: материалы научной конференции.Ч.1. — М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974.

2. Адамец П. Порядок слов в современномрусском языке. Прага, 1966.

3. Алефиренко Н.Ф.Когнитивно-прагматическая перспектива художественного текста: монография / Н.Ф.Алефиренко, И.А. Ярощук; Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш.проф. образования Белгородский гос. нац. исслед. ун-т. Белгород:Белгород, 2015.

4. Алимпиева М.Н. Зачёты по русскомуязыку. 4 класс. Тестовые работы по ФГОС [Текст] / М.Н. Алимпиева, Т.В. Векшина.Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет