X-PDF

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В 5 И 6 КЛАССАХ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУЯЗЫКУ

И ЛИТЕРАТУРЕ В 5 И 6 КЛАССАХ

С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

 

Автор-составитель:

Пантюхина Раиса Михайловна

 

 

 

 

 

 

2022

 

ВВЕДЕНИЕ

Как разработать урок по-новому в 5 классе, соблюдая требованияФГОС, не забывая о проверенных методических идеях в области обучениясловесности?В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческойактивности и интереса у школьников к предметам.Это говорит о том, что принципактивности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных вдидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности,которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью вусвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальнымнормам.Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она являетсяследствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий иорганизации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введенияФГОС:

  • МОБИЛИЗАЦИЯ(включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить-узнать –научиться»);
  • ОСОЗНАНИЕ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для её решения недостаточно);
  • КОММУНИКАЦИЯ (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • ВЗАИМОПРОВЕРКА, ВЗАИМОКОНТРОЛЬ

Новые стандарты служат усилением мотивации учащегося к познаниюрусского языка и литературы. Урок – это не получение отвлечённых от жизнизнаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезнойинформации и навыки применения в реальной жизни; учащийся — живой участникобразовательного процесса. Новые стандарты скорректировали схему урока: отобъяснительно — иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом,объясняет тему, а затем проводит выборочный опрос) к взаимодействиюобучающихсяи учителя, а также к взаимодействию самих учащихся.

Современный урок проблемно-диалогический урок русского языка илитературы направлен на формирование метапредметных и личностных результатов.Уроки русского языка и литературы в рамках ФГОС строятся по следующемуопределённому алгоритму.

1. Определение нового. Учитель чёткоопределяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может бытьправило, алгоритм, закономерность, понятие.

2.Конструирование проблемной ситуации. Проблемнаяситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достиженияпоставленной цели, учитель должен чётко представлять, в какой момент проблемадолжна возникнуть, как её лучше обыграть, чтобы в дальнейшем её разрешениепривело к задуманному результату.

3.Планирование действий. Когда проблемабудет сформулирована, начинается его основная часть – коммуникация. На этомэтапе предполагается самостоятельная работа учащихся.

4.Планирование решений. Планируя решениепроблемы, необходимо: сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила,закономерность, алгоритм), к которому при помощи учителя ученики смогут прийтисами; во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новыхсведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа,вывода, формулировки нового знания.

5.Планирование результата. Сценарийурока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решенияпроблемы.

6.Планирование заданий для применения нового знания. Следуетпомнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика напоисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную игрупповую работу.

Любая технология обладает средствами, активизирующими иинтенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях этисредства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно ихиспользую на уроках русского языка и литературы.

В своей педагогической деятельности я часто использую 3 видауроков с игровыми технологиями: урок с дидактической игрой, урок – деловаяигра, урок — ролевая игра.

1.    Урок с дидактической игровой технологией

Одним из самых распространенных видов педагогических игрявляется дидактическая игра, организуемая для решенияобучающей задачи. Сущность дидактической игры заключается в том, чтообучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровойформе, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связис развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами.Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов,устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом,развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять своизнания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детейесть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержаниеигры.

Дидактические игры могут быть использованы как на уроках — призакреплении, обобщении и контроле знаний, так и на дополнительных занятиях вовнеурочное время. Кроме этого, не исключена возможность использованиядидактических игр и при выполнении домашнего задания. Дидактическая играсостоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровое действие,познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат.Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактическойзадаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер,предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр.Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правиламисоздаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательнойактивности учащихся. Основой дидактической игры является инновационноесодержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяютсяпри решении учебной проблемы.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступаетв форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Всеструктурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урокаразлична. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступаютболее традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при введении вновую тему, проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этойсвязи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

   Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательнымзадачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетомподготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методикеего применения.

    Выделяют следующие видыдидактических игр:

1. ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ.Они совершенствуютпознавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебногоматериала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры:кроссворды, ребусы, викторины.
2. ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ.Эти игры способствуют осмыслению и закреплениюучебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в видерассказов, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ.Такие игры включают все видыдидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

В своей работе я использую дидактические игры, классификациякоторых основана на тематическом принципе: игры по разделам лингвистики(фонетические, лексико-фразеологические, по морфемике и словообразованию,морфологии, синтаксису, орфографии) и основам литературоведения.

2. Урок- ролевая игра

В отличие от деловой игры (которую в 5 классе рано применять)ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурныхкомпонентов.Уроки — ролевые игры можно разделить по мере возрастания ихсложности на 3 группы:

  • Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
  • Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
  • Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов.

Формы проведения ролевой игры: воображениепутешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки– суды.

   Этапы разработки и проведения ролевых игр:

  •     Подготовительный;
  •     Игровой
  •     Заключительный
  •  Анализ результатов.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность иэлементы импровизации, в противном случае она превратится в скучнуюинсценировку.

Имитационные игры.

Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей(деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы) и обстановка, условия,в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарийимитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры иназначения имитируемых процессов и объектов.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

Операционные игры.

Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфическихопераций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведениепропаганды и агитации. В операционных играх моделируются соответствующийрабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

«Деловой театр». 

В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этойобстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценитьобстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача методаинсценировки — научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах,давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей,устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности идеятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для методаинсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация,функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Современные игровые приёмы идидактические игры

на уроках литературы в 5-6классах

1. «Чтение с остановками»открываетвозможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ощущения подтвердились? Что было неожиданным?
  • Как вы думаете, как закончится рассказ? Как бы вы его закончили?

2.Инсертили чтение с пометами предполагаеттакой приём маркировки текста, когда ученики значками отмечают на полях то, чтоизвестно, что противоречит их представлениям, что является интересным инеожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировкапроизводится с помощью специальных знаков: «!»- я это знаю «+»- новое дляменя «-»- вызывает сомнение «?»- вопрос.

3.Кластер-графический систематизатор,который показывает связи между объектом и явлениями; информация собирается всмысловые блоки. Например, при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму» кластервокруг образа Герасима собирает такие смысловые блоки, как: « Портрет», «Описаниекаморки», «Отношение к Татьяне», «Отношения с окружающими», «Отношение кбарыне», «Отношение к Муму» (продуктивная подготовка к написанию сочинения потеме рассказа).

4.Синквейн – игровой приёмактивизации познавательной активности, используемый мной преимущественно науроках литературы. Этот приём выражен в форме составления «академическогонеобычного стихотворения», написанное в соответствии с определёнными правилами:1 строчка — заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие в форме существительного;2 строчка — два прилагательных; 3 строчка- 3 глагола; 4 строчка — фраза,несущая определённый смысл; 5 строчка – резюме в формесуществительного.

Например, проанализировав образ Герасима из рассказа И.С.Тургенева, пятиклассники составили такой синквейн:

  • Герасим
  • Добрый, трудолюбивый
  • Заботится, любит, работает.
  • Не должен страдать из-за жестокости людей
  • Человек

 

 

 

5.Воображаемый диалог.

В отличие от предыдущих, — индивидуальная работа. Письмосказочнику, писателю, учителю, критику ученики пишут прямо на уроке, делясьсвоими впечатлениями от прочитанного произведения.

6.  Персонификациянеодушевленного героя. (андерсеновский прием):  историяо старой двери, выброшенном футбольном мяче, карандаше, тетради.

7. «Рисунки Тургенева»

На доску помещают портрет неизвестного человека или рисуют егопрофиль. Ученики должны описать до мельчайших подробностей жизнь и характерэтого человека, опираясь на его зрительный образ. Эту игрупридумал  И. С. Тургенев.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ИДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Предпочитаю использовать дидактические игры, направленные наотработку орфографических, пунктуационных, орфоэпических, морфологических норм.Подробнее о следующих группах дидактических игр можно узнать из приложения.

1.Игровые задания, направленные на отработку орфоэпическихнорм: «Составьте текст и озвучьте его», «Пригласи на обед», «Вэфире-новости», «Конкурс дикторов», «Спортивный комментатор».

2. Лексико-морфологические игры: «Аукцион»,«Угадай слово по описанию», «Помоги Пете Ошибкину», «Переводчик», «Соберипословицу».

3. Игровые задания, направленные на отработку орфографическихи пунктуационных норм: «Мягкая посадка», «Лингвистический футбол»,«Умный редактор», «Справочное бюро».


ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА — ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛАОБУЧАЮЩИХСЯ

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы — резкое падениеинтереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности,косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Может лиучитель-словесник что-нибудь изменить в создавшейся в современной школеситуации? Может и должен! Но решить эту проблему нельзя, даже научив правильнописать слово, в нужном месте поставить запятую. А для нас важно то внутреннее,то главное, что выражается через форму. Реализовать такое содержаниепреподавания очень трудно, потому что для этого пятиклассника надо научитьчувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать.
Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснениина уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты,вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.Предмет моих экспериментальных исследований в рамках ФГОС – «Лингвистическаясказка, как метод способствующий проявлению интереса к предмету, развитиютворческого потенциала учащихся».В журнале “Русский язык в школе” и другихпоявились методические рекомендации, посвящённые изучению лингвистическихсказок в школе. Между тем вопрос об обучении детей умению сочинятьлингвистические сказки в методической литературе разработан недостаточно. Чащевсего сказки используются для творческого рассказывания (Е.А. Флерина, П.Г.Воробъёв, О.С. Ушакова), инсценировки (В.К. Мовсесян), игр (В.В. Белоусов, Л.С.Топольницкая), которые также являются средством развития речи учащихся, носказки обладают и другими возможностями. Сказку можно сделать средствомразвития литературно-творческих способностей учащихся и тем самым – развитияречи в процессе индивидуально-групповой работы. Несмотря на то, что о значениисказок для развития личности ребёнка написано много (К.Д. Ушинский, М.А.Рыбникова, В.А. Сухомлинский), в сущности, вопрос о том, как поддержать интересдетей, привлекая их к созданию своих сказок, не был предметом специальногоисследования.

В самом начале 5 класса учитель-словесник объясняет ребятам, чтонеобходимо приобрести дополнительную общую тетрадь в клетку, цветные карандашиили фломастеры, для того чтобы было возможным путешествие в сказочную СтрануРусского Языка. Впоследствии эта тетрадь будет использована для записи сказок ииллюстраций к ним, сочинения собственных сказок. Важно, чтобы элементсказочности появился уже на первых уроках, посвященных изучению морфологии. Приэтом сказка не должна заслонять собою тот лингвистический материал, над которымработает учитель, сказочное определение должнопереводиться на язык научный, которым написан учебник.Сказка можетпредварять ознакомление с теоретическим материалом учебника, при этом учительобязательно должен поставить перед детьми учебно-поисковую задачу, чтобы вовремя объяснения материала через сказку ученик не был пассивным слушателем, нобыл готов к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленныеучителем вопросы.Лингвистическая сказка может также, и следовать заознакомлением с теоретическим материалом учебника. При этом также ставитсяучебно-поисковая задача перед детьми, однако в этом случае происходит уже необъяснение нового материала, а закрепление уже объясненного.Сказка можетпослужить и для актуализации знаний полученных учащимися ранее. В этом случаеможно говорить о закреплении изученного материала с помощью сказки налингвистическую тему. То, какое место на уроке учитель отводит лингвистическойсказке, во многом зависит от индивидуальных особенностей класса, сложностиизучаемой темы и, конечно, возможностями использования сказки при изученииданной темы. В начале 5 класса повторяются основные сведения о частях речи, полученныев начальной школе. Как правило, для большинства учащихся повторение ранееизученных тем превращается в изучение их по-новому с новым преподавателем.Учителю, к сожалению, порой бывает трудно подобрать ключик ксознанию пятиклассника. Подача материала в сказочной форме во многом поможетпреодолеть барьер, возникающий между учеником и учителем-предметником.Перваясказка рассказывается на уроке, посвященном повторению того, какие бывают частиречи. Учитель предлагает ребятам открыть сказочную тетрадь,приглашая их в гости к Сказке. Он сообщает о том, что королева Морфологиясобирает все слова на бал. Для этого им нужно выбрать себе подходящий костюм, иони отправляются в волшебное путешествие по Морфологическому морю.Морфологическое море выполнит в дальнейшем функцию опорной схемыморфологического разбора. Три острова, на которых должны поочередно побыватьслова, представляют собой три этапа данного разбора.На первом этапе определяем,какая перед нами часть речи, ее общее значение, находим начальную форму; навтором – узнаем морфологические признаки, постоянные и непостоянные; на третьем– решаем, каким членом предложения является данное слово. Желательно, чтобыМорфологическое море постоянно было перед глазами учащихся на стенде, идеальнобыло бы, если по морю плавал корабль, на который можно поместить то или иноеслово.

Таким образом, сказка на лингвистическую тему может послужитьвспомогательным средством для формирования навыка морфологического разбораразличных частей речи.Уже при повторении изученного в начальной школе учащиесяовладевают схемой разбора, затем по мере пополнения знаний о частях речи разборусложняется, например, в конце 5 класса добавляются новые для пятиклассниковсведения о постоянных признаках существительных: собственное – нарицательное,одушевленное – неодушевленное; сообщается о склонении существительных на -ий,-ие, -ия.Лингвистическая сказка помогает формированию навыков правописания.Система сказок на лингвистическую тему приобретает особую значимость приизучении сквозных тем 5 класса: Имя существительное,Глагол. Как известно, для современного школьника особую трудностьпредставляет тема, изученная еще в начальной школе: склонение существительныхсклонение имен существительных

Таблица сюжетов и мотивовлингвистической сказки

Название сюжетов

Мотивы

Сказка-спор

Житие-бытие героев – зарождение спора, выяснение отношений кто же главнее – мотив вмешательства в спор старшего – мотив разрешения спора

Сказки-проделки

Мотив сговора – мотив вредительства, переманивания – мотив вмешательства старшего с целью пресечь безобразия (лингвистическое правило) – мотив покаяния, признание своей вины.

Сказки о добрых помощниках

Ошибки в работах учеников – появление доброго помощника – исправление ошибок

Сказка-чудесное знакомство

Мотив встречи – путешествие – жалоба на свою судьбу – нахождение родителей или друга (чудесное знакомство) – мотив удачно сложившейся судьбы

Сказка о рождении и взрослении ее героя

Мотив рождения – получения подарков (каких-то качеств, признаков) взросление – герой набирается житейской мудрости – мотив самостоятельной жизни

Сказки-неожиданные события

Житие-бытие героев (описание города, его жителей) – мотив ссоры (разделение героев на положительных и отрицательных) – неожиданное (неприятное) происшествие – мотив победы над противником – примирение

Сказка-ссора

Житие героев – мотив дружбы – совместная деятельность (игра) – мотив обмана – ссора – не примирение

Сказка-жалоба

Житие-бытие героев – мотив обиды – мотив жалобы

 

Сказка-путешествие (сон)

Рассказчик во сне попадает в неведомую страну – мотив знакомства – путешествия – мотив прощания – возвращение в реальный мир

Сказки-задания

Знакомство читателей с жителями той или иной страны – мотив путешествия героев либо заблудились, либо забыли о своих обязанностях – мотив задания

Сказка-чудесное превращение

Характеристика героя – превращения – значение героя.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время школа нуждается в такой организации своейдеятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей итворческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различныхинновационных учебных программ ФГОС, реализацию системно — деятельностногоподхода, то есть того, что требуют от нас Стандарты второго поколения.

В процессе игры на уроках литературы учащиеся становятся болееоткрытыми, что позволяет строить демократические, доверительные отношения,развивать умение общения, ведения диалога.Уроки в игровой форме проходят болееинтересно, насыщенно; знания, полученные и закрепленные на таких уроках, болеепрочные, остаются в памяти учащихся значительно дольше, чем при традиционномизложении программного материала, опросе или тестировании, что способствуетповышению качественной успеваемости.

Подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс посистеме ФГОС в 5 классе требует от учителя больших усилий. В процессеподготовки игры он сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими отего личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений, одна изкоторых недостаток урочного времени на проведение игр. Часто средипреподавателей бытует мнение: «Если мы с детьми будем играть во время уроков,когда же учить с ними правила?» Думаю, эти проблемы по большей части происходятот недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как кметоду разгрузки, а не стимулирования сознания учащихся. Следует отметить, чтоигрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы,практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, еслиона будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практикепреподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишьчастью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразитьдеятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческийподход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет