«Применениенетрадиционных художественных техник с детьми дошкольного возраста».
«Истокиспособностей и дарования детей
находятсяна кончиках пальцев…»
Этовысказывание принадлежит советскому педагогу-новатору Василию АлександровичуСухомлинскому, и я с ним полностью согласна.
С детства я очень любила рисовать, этобыло моим любимым занятием. Рисование мне доставляло много радости. Ставпедагогом я смогла осуществить свою детскую мечту, воплощая ее в работе сдетьми.
Большоезначение в воспитании и образовании ребёнка имеет художественно-эстетическоевоспитание. Оно осуществляется в процессе ознакомления с природой, разнымивидами искусства и активного включения детей в разнуюхудожественно-эстетическую деятельность.
Такое воспитаниепозволяет:
· развивать интерес к разнымвидам искусства;
· формироватьхудожественно-образные представления,
· эмоционально-чувственногоотношения к предметам и явлениям действительности;
· воспитывать эстетическийвкус;
· развивать творческиеспособности;
· развивать сенсорныеспособности;
· приобщать к лучшимобразцам отечественного и мирового искусства.
· научить детей чувствовать,сопереживать и любить мир, в котором они живут.
Важное значение имеет развитие мелкоймоторики. Развитие мелкой моторики ребёнка – один из показателейпсихического развития дошкольника, а так же одно из основных направлений повоспитанию у ребенка здоровой речи. Мелкая моторика — основа развитияпсихических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственныепредставления. От степени развития моторики зависит уровень подготовки рукидошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка вначальной школе.
Использование нетрадиционных художественных технологий, как ни что другоеспособствует развитию творческого мышления у детей.
Когда детиполучают предложение выбрать способ (а их достаточно много: ниткография,монотипия, рисование на фольге, граттаж, лепка, обрывочная аппликация и т.д.)рисования или материал для аппликации, это всегда вызывает повышенный интерес,что напрямую связано с развитием творческого мышления, мелкой моторики. Дети получают знания того, что в природе существует большое количестворазнообразного материала, из которого можно мастерить интересные поделки.
У дошкольников процесс изучения окружающей среды происходитэмоционально-практическим путем. Каждый ребенок, в первую очередь, этомаленький исследователь. Очень важно не дать этому стремлению угаснуть, анаоборот, всячески разнообразить его изобразительную деятельность.
Существует очень много разновидностей этого вида творчества.Особое место занимает, конечно же, геометрическая аппликация. Обычно с нее иначинается обучение самых маленьких деток. Ведь малышу легче научитьсяразличать различные геометрические фигуры и складывать простые треугольнички,кружочки и квадратики в сложные композиции. Так ребенку намного легче будетпонять, что многие предметы состоят из отдельных геометрических деталей.
Большую радость у детей вызывает созданиеоткрытки, подарка для кого – либо из родных, они ещё с большим интересомпытаются сделать работу. Использую различный предложенный материал, например,не только цветная бумага, но и различные ножницы с неровными краями, дыроколыс узорами, трафареты, бусины, нитки, тесьма, различные украшения и многое др., нежели она будет сделан из обычной цветной бумаги. Объёмная, оригинальная, ноне слишком, переполненная различными украшениями открытка, вызывает бурювосторга и гордость ребенка за старательно выполненную работу.
Занятия аппликацией имеютбольшое значение для гармоничного развития ребенка. Они способствуют развитию унего творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание ивоображение, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитаниюхудожественного вкуса у детей.
Лепка – это продуктивной метод деятельности дошкольников.
Занятия лепкойочень полезны для развития ребенка. Они развивают мелкую моторику, цветовоевосприятие, художественный вкус, усидчивость. Добавим сюда еще тот факт, что,работая с пластилином, глиной или солёным тестом нельзя обжечься, порезатьсяили пораниться. И вы получите идеальное творческое занятие с детьми дошкольноговозраста.
Ребёнок в ходе создания своей творческой работы получаетогромное удовольствие от пластичных свойств и объёмности форм используемыхматериалов. Ребёнок, при лепке, развивает свои конструктивные способности,глазомер и точность движения рук. Если правильно организовать занятие, толепка для ребёнка станет любимым увлечением. Этот вид развития творческойспособности у детей преследует цели не только выработать у детей определённыенавыки и умения, но и в приоритете подготовить ребёнка к школе.
Лепка используется в качестве эстетического воспитаниядетей. Дошкольники способны на многое, их умения зависят от знаний и навыков, атакже от возрастных особенностей. Учитывая детский возраст, формы предметов иобразов в их творческих решениях, значительно упрощены. Например, человек илиживотное имеют круглую форму головы, цилиндрические формы конечностей итуловища. В основном больше уделяется внимания мелким, второстепенным деталям:плавники, уши, хвост, нос и т.д. Основная цель ребёнка создать не точный образ,а похожий, с которым можно поиграть. Чаще всего дети выбирают для лепки образыиз знакомых животных, окружающих их или образы сказочных животных из книжныхкартинок.
Мир меняется -взрослые меняются, дети меняются. Мы преподаватели должны учитывать этиизменения. Поэтому необходимо стремится расширять представления детей опластических материалах, о дополнительных материалах, например: спички,скорлупа, киндер и др., создавайте условия для самостоятельной лепки. Пустьфигурка станет героем сюжетно-ролевой игры. Разрешите детям играть: слепитьмедвежонку кроватку или братика, или самолет… Дайте свободу детской фантазиив процессе лепки и ваша предметная лепка Собака превратиться вцирковое представление с собачками (вам нужно будет только успеть за детскимиидеями и быстро сделать из подручных материалов что-то особенное, напримерцирковую арену), или это будут собачки в школе (с вас антураж). И попробуйтедетские изделия лепные не выставлять на выставке — подставке с именами ифамилиями детей (это больше относится к ученикам школы), а неподписаннымиобъединить в сюжетные композиции. Тогда родитель, будет рассматривать работыдетей с иной установкой. Подписанная работа сравнивается родителем с работамидругих детей, родитель озабочен лучше ли/хуже ли мой ребенок лепит.Родитель сам делает выводы и часто такое изучение детских работ не приводит кживому общению с собственным ребёнком. Если же работы детей в сюжете и неподписаны, родитель ожидая малыша, всеми частичками своей души пытается угадатьгде же работа его ребёнка. Ищет особенности, примечает, строит догадки.Происходит общение родителя и ребёнка на тему, интересную ребёнку.
Хочется остановитьподробнее на нескольких нестандартных техниках.
ПЕЧАТКА.К этой технике необходима дополнительная подготовка, заранее нужно сделатьпечатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срезнаносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму поконтуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукояткадолжна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можносоздавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки,пакеты для подарков.
Можнопечатку сделать из моркови. Для этого надо взять небольшую морковь, разрезатьеё пополам вдоль. В выпуклую сторону моркови вставить пластмассовую вилку.Гладкую сторону макнём в нужную для работы краску и начнём печатать.
ПОРОЛОН.
Сгодитьсяи кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так ипримакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхностиобъекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображениеснежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)
Учитьсярисовать можно не только поролоном, печаткой, но и с помощью обыкновенныхНИТОК.
Первоначально на листе белой плотнойбумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущегорисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА изфлакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладываетсяизображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.)можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыханиякомпозиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым иобъёмным.
Ещё один интересный приём нетрадиционногорисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.
Гуляя с детьми, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме,размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут налист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечатокрастения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатанияприродными материалами — при печати листьями следует ограничить смачиваниекисти водой – густо набранная краска легче ложиться на поверхность,предупреждает скатывание краски в капельки.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. Каждаяиз этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детямчувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение,дает полную свободу для самовыражения.
Особенностью построения занятий с использованием нетрадиционных техник являетсяиспользование физкультминуток, комплексов пальчиковых гимнастик и массажей,непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых работаютдети. Данные комплексы представлены на раздаточном материале.
Итак,Вы видите, что заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторикиочень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,придумывать их можно бесконечно. И главное здесь — учитывать индивидуальныеособенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Иглавное набраться терпения! Умелыми пальцы станут не сразу, но обязательностанут в будущем!
Литература:
· Грек В.А. Рисую штрихом.– Мн.: Скарына, 1992.
· Дубровская Н.В. Игры с цветом: Знакомстводошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. – С-Пб, Детство-Пресс, 2005
· Зеленина Е.Л. Играем,ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
· Колдина Д.Н. Рисование сдетьми 3-4 лет.- М.,2009.
· Конспекты лекций кандидатапедагогических наук Горяевой Н.А.с курсов повышения квалификации в ГОУ ДПОЦентре непрерывного образования ДО г. Москвы по теме «Первые шаги в миреискусства. Художественно-творческое развитие детей 4-6 лет»
· Лебедева Е.Н.Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельностидошкольников с ЗПР.-М.,2004.
· Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,методические рекомендации. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
· Материал с сайта http://www.moi-detsad.ru/konsultac163.html
· Необычноерисование: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста / Е. А.Румянцева.—М.: Дрофа, 2007
· Никологорская,О. А. Волшебные краски: кн. для детей и родителей. – Москва : АСТ-пресс, 1997.
· Рисование с детьмидошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. КазаковойР.Г./-М., 2005.
· Сделаем жизнь нашихмалышей ярче. Материалы для детского творчества / С. К. Кожохина, Е. А. Панова. — Ярославль : Химический завод Луч, 2007.
· Утробина К.К., УтробинГ.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.- М., 2007.
Физкультминуткиили пальчиковая гимнастика
вовремя занятий.
Особенностью построения занятий сиспользованием нетрадиционных техник является использование комплексовпальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с теми нетрадиционными материалами,при помощи которых работают дети.
|
Речевое сопровождение |
Движения рук |
1. |
ЗУБНАЯ ЩЕТКА |
Вертикальное зажатие щетки ладонями и совершение вращательных движений.
Растирание щетиной пальцев левой руки. Поменять руку, Поменять руку. |
2. |
ПЕЧАТКИ (морковь) |
Погрозить пальчиком правой руки |
3. |
ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ Ватной палочкой играем, |
Держать двумя пальцами за середину, поворачивать вокруг своей оси, передавая в другую руку. |
4. |
ЗУБОЧИСТКА , ШПАЖКА (при технике граттажа) |
Легкий нажим на каждую из ладоней поочередно (либо на поверхность стола). Вращение между ладонями. |
5. |
ШАРИКИ (бусинки, камушки) |
Круговые вращения шариков между ладонями. |
6. |
ГУБКА |
Сжатие губки в кулак, попеременная передача из рук в руки в ритме стиха.
|
7. |
НИТКА |
Натянуть, взявшись двумя пальцами за концы. |
8. |
КОКТЕЛЬНАЯ ТРУБОЧКА |
Держать трубочку подушечками пальцев, имитировать высасывание. |
9. |
ПАЛЕЦ, ЛАДОНЬ, КУЛАК И ладошки рисуют у нас. Рисунок просто высший класс. |
Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук. Поочередное разгибание пальцев из кулачка одной рукой, затем другой. |
10. |
СВЕЧА Воск след умеет оставлять, |
Растирание между ладошками свечи. Проведение свечой по каждому пальчику и ладони ведущей рукой. |
11. |
МЯТАЯ БУМАГА |
Сминать листок бумаги. Имитация тычкования получившимся бумажным шариком на ладони ведущей руки. |